ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-64/2022 от 23.05.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-64/2022, 33а-1589/2022

УИД 68RS0025-01-2022-000074-52

Судья: Гавриш С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 23 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Корнеевой А.Е.,

судей: Симоновой Т.А. Моисеевой О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кулешовой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чурилова Сергея Егоровича к Управлению Роспотребнадзора по Тамбовской области, заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора Зотову С.А. о признании действий незаконными,

по апелляционной жалобе Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области на решение Староюрьевского районного суда Тамбовской области от 21 февраля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е. судебная коллегия,

установила:

Чурилов С.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Тамбовской области, заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора Зотову С.А. о признании незаконными действий, выраженные в нарушении установленных ст.ст. 28.5, 29.6 КоАП РФ сроков при рассмотрении заявления Чурилова С.Е. от 30.11.2021 (вх. №23318 от 06.12.2021) о возбуждении дела об административном правонарушении; а также выраженное в назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 22.02.2022 в 10 час 00 мин. за пределами установленного КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (1 год).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 08.09.2021 по гражданскому делу №2-273/2021 судом вынесено решение о взыскании в пользу Чурилову С.Е. компенсации морального вреда по факту оказания услуги почтовой связи ненадлежащего качества.

30.11.2021 им было подано административному ответчику заявление в порядке ст.28.1 КоАП РФ, которое получено и зарегистрировано вх. №233318 от 06.12.2021, на которое 28.01.2022 получен ответ административного ответчика под исх. №835 от 27.01.2022.

Заместителем руководителя Роспотребнадзора по Тамбовской области Зотовым С.А. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 22.02.2022 в 10 часов 00 минут. В протоколе указана дата совершения – 17.02.2021. В установленный законом срок дело об административном правонарушении административным ответчиком возбуждено не было. Считает, что рассмотрение дела в назначенную дату является нецелесообразным, так как срок привлечения истек в эту дату.

Полагает, что факт совершения административного правонарушения, безусловно установлен вступившим в законную силу решением суда от 08.09.2021 г. по делу №2-273/2021, в связи с чем, протокол административным ответчиком должен был быть составлен немедленно, ничего выяснять не требовалось. Полагает, что административный ответчик уже планировал прекращение производства по делу независимо ни от чего.

Решением Староюрьевского районного суда Тамбовской области от 21 февраля 2022 года административные исковые требования административного истца удовлетворены.

Признаны незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, выраженные в нарушении установленных ст.ст. 28.5, 29.6 КоАП РФ сроков при рассмотрении заявления Чурилова С.Е. от 30.11.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Не согласившись с решением суда, Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области подало апелляционную жалобу о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований административного истца.

В обоснование доводов жалобы указывает, что 06.12.2021 в Управление поступило обращение гражданина Чурилова С.Е о допущенном АО «Почта России» нарушении прав потребителя услуг почтовой связи при пересылке почтового отправления с почтовым идентификатором РПО № 39203656010450.

По результатам рассмотрения обращения Чурилова С.Е. административный орган пришел к выводу, что приведенная в заявлении и приложенном документе информация, содержит достаточные и необходимые данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

В связи с этим, 20.12.2021 года заявителю был дан ответ на обращение и направлено определение о привлечении в качестве потерпевшего от 20.12.2021, а также повестка для участия при составлении протокола об административном правонарушении в отношении АО «Почта России» на 26.01.2022.

26.01.2022 Управлением был составлен протокол по факту выявленного правонарушения № 20/22-зпп также было вынесено определение от 26.01.2022 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Почта России» на 22.02.2022.

Данные сроки были определены с учетом доставки почтового уведомления в другой регион всем участникам дела и оправдан, так как весьма затруднительно, а иногда и попросту невозможно в столь сжатые временные рамки, установленные КоАП РФ, качественно сформировать материалы дела об административном правонарушении. Также сроки рассмотрения административного дела увеличены в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в Тамбовской области и ограничением приема посетителей в Управлении.

Автор жалобы полагает, что обращение Чурилова С.Е. рассмотрено без нарушений действующего законодательства о возбуждении дела об административном правонарушении.

Изучив материалы административного дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Юриной А.М., поддержавшую апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29 сентября 2015 года № 2315-О, заявление гражданина об административном правонарушении подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями действующего законодательства об административных правонарушениях, состоящего из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1.1); если такое заявление содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, оно может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1); при наличии заявления и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом возбуждается дело об административном правонарушении (части 2 и 3 статьи 28.1).

Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления. В связи с этим должностному лицу, рассматривающему заявление, должен быть предоставлен - по смыслу указанных законоположений - достаточный (разумный) срок для принятия обоснованного решения по нему, во всяком случае учитывающий установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности.

Разумность же срока рассмотрения конкретного заявления об административном правонарушении может быть проверена в административном и судебном порядке, в частности промежуточные действия (бездействие) должностного лица, рассматривающего заявление, могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства (глава 22 КоАП РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июня 2004 года № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции, в том числе по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Обращения граждан, юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в силу статьи 28.1 КоАП РФ являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1) и подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, которые при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении (части 2 и 3).

Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении данного дела указанными должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области, как орган, наделенный правом возбуждать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 2 статьей 14.4 КоАП РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 30.11.2021 Чурилов С.Е. обратился в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ в связи с нарушением контрольных сроков пересылки почтового отправления с почтовым идентификатором РПО № 39203656010450, к которому была приложена копия решения Староюрьевского районного суда Тамбовской области от 08.09.2021 о взыскании компенсации с АО «Почта России» в пользу Чурилова С.Е. компенсации морального вреда за нарушение его прав потребителя при пересылке указанного почтового отправления.

20.12.2021 в адрес Чурилова С.Е. был дан ответ и в его адрес направлено определение о привлечении в качестве потерпевшего от 20.12.2021, а также направлена повестка АО «Почта России» для участия при составлении протокола об административном правонарушении

26.01.2022 на основании данного заявления составлен протокол об административным правонарушении и заместителем Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Зотовым С.А. принято определение о назначении рассмотрения дела на 22.02.2022 на 10.00 час.

Удовлетворяя заявленные административные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Чурилова С.Е. о возбуждении дела об административном правонарушении было рассмотрено уполномоченным должностным лицом с нарушением срока, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

С учетом вышеприведенного правового регулирования, установив, что по состоянию на дату поступления заявления Чурилова С.Е. - 06.12.2021 административный ответчик обладал в отношении АО «Почта России» информацией, необходимой для принятия одного из процессуальных решений, предусмотренных законом, и не принял такового, суд пришли к обоснованному выводу о неправомерности его действия по принятию решения только 26.01.2022 в нарушении сроков, установленных КоАП РФ сроки, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, как потерпевшей по делу, так как не позволило рассмотреть вопрос о привлечении правонарушителя к административной ответственности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Такая совокупность условий по настоящему делу установлена.

Доводы представителя административного ответчика о том, что обращения было рассмотрено в порядке и в срок, установленные Федеральным законом №59-ФЗ являются несостоятельными и противоречащими законодательству.

Так, частью 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Из приведенных норм права следует, что предусмотренный КоАП РФ порядок разрешения заявлений и жалоб граждан, юридических лиц о совершении административного правонарушения, является специальным по отношению к порядку рассмотрения иных обращений, установленному Федеральным законом № 59-ФЗ.

Таким образом, обращения граждан, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении и подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, которые при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении. В противном случае выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Учитывая специальный, регламентированный нормами КоАП РФ порядок рассмотрения обращений граждан, юридических лиц о совершении административного правонарушения, закон не допускает возможность произвольного применения иного способа для рассмотрения таких обращений.

Действительно, предусмотренный частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок рассмотрения дела об административном правонарушении не является пресекательным, в связи с чем, его нарушение не может служить основанием для признания незаконными принятых по такому делу актов.

Вместе с тем, нарушение административным ответчиком данного срока при назначении рассмотрения дела об административном правонарушении за пределами срока привлечения к административной ответственности, повлекло прекращение производства по делу об административном правонарушении по данному основанию.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Староюрьевского районного суда Тамбовской области от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Староюрьевский районный суд Тамбовской области.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 июня 2022 г.

Председательствующий:

Судьи: