Судья: Моисеев С.Ю. Дело №33а-14328/2021 (2 инстанция)
(дело № 2а-653/2021)(1 инстанция) УИД52RS0028-01-2021-001420-22
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 8 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей: Гущевой Н.В., Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,
с участием прокурора Гараниной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гущевой Н.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Мулинской сельской администрации Володарского района Нижегородской области на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Володарского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Мулинской сельской администрации Володарского района Нижегородской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
установила:
административный истец прокурор Володарского района Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Володарский районный суд Нижегородской области с вышеуказанным административным иском, в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации Мулинского сельсовета по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них;
- обязать администрацию Мулинского сельсовета разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них;
- в соответствии с ч. 2 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установить административному ответчику срок для исполнения решения суда.
В обоснование требований указал, что Прокуратурой Володарского района проведена проверка деятельности администрации Мулинского сельсовета, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а именно: администрацией Мулинского сельсовета, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, не разработан и не утвержден.
31.03.2021 по данному факту прокуратурой района главе администрации Мулинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Однако по результатам рассмотрения представления администрацией Мулинского сельсовета меры, направленные на разработку и утверждение административного регламента приняты не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2021 года исковые требования прокурора Володарского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Мулинской сельской администрации Володарского района Нижегородской области по разработке и утверждению административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них.
Постановлено обязать Мулинскую сельскую администрацию Володарского района Нижегородской области разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в течение 1 месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Мулинская сельская администрация Володарского района Нижегородской области просит отменить решение Володарского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2021 года в части установленного срока в 1 месяц.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор Володарского района Нижегородской области просит решение Володарского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Гаранина О.А. поддержала решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили. От Мулинской сельской администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Заслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с п.1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
- договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
- договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).
В силу п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Прокуратурой Володарского района по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка деятельности администрации Мулинского сельсовета Нижегородской области, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства, а именно: администрацией Мулинского сельсовета не разработан и не утвержден административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здании, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них.
31.03.2021 по данному факту прокуратурой Володарского района Нижегородской области в адрес главы администрации Мулинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства.
30 июня 2021 года главой Мулинской сельской администрации Нижегородской области Алешиным А.Л. дан ответ за [номер], согласно которому представление прокуратуры Володасркого района Нижегородской области от 31.03.2021 года [номер] рассмотрено и признано обоснованным. Однако по результатам рассмотрения представления администрацией Мулинского сельсовета меры, направленные на разработку и утверждение административного регламента приняты не были.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании незаконным бездействия Мулинской сельской администрации Володарского района Нижегородской области по не разработке и не утверждению административного регламента по оказанию муниципальных услуг по по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, а также возлагая на администрацию обязанность по разработке и утверждению указанного регламента, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность по его разработке возложена на орган местного самоуправления, оказывающего соответствующую муниципальную услугу.
С указанными выводами следует согласиться.
Так, из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
При этом под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункты 2, 8 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ).
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования.
В пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 поименованного Закона).
Судом первой инстанции установлено, что в Мулинской администрацией Володарского района Нижегородской области не разработан и не утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них.
На основании изложенного, с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них.
Довод жалобы о том, что срок исполнения решения суда не отвечает требованиям разумности, не может быть признан обоснованным, поскольку судом в порядке статьи 187 КАС РФ установлен разумный срок для исполнения решения суда - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, предписание об устранении выявленного прокуратурой нарушения законодательства было вынесено еще в марте 2021 г., соответственно, у административного ответчика имелось дополнительное время для подготовки к исполнению предусмотренной законом и вмененной судом обязанности.
В случае невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик (должник) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения, представив соответствующие доказательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Володарского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, жалобу Мулинской сельской администрации Володарского района Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение принято 9 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: