ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-653/2022 от 23.09.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6392/2022

В суде первой инстанции дело № 2а-653/2022

УИД 27RS0012-01-2022-000830-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Карбовского С.Р.,

судей Зыковой М.В., Хасановой Н.В.,

при секретаре Пациора Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2022 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

по апелляционному представлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 30 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Хасановой Н.В., пояснения представителей сторон Коноватниковой К.А. и Черкасовой Е.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Верхнебуреинского района в ходе осуществления надзора за исполнением жилищного законодательства установлено, что 26 жилых многоквартирных домов (далее - МКД) на территории Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края признаны аварийными и подлежащими сносу. Данные МКД были переданы администрацией Верхнебуреинского района безвозмездно в собственность Тырминского сельского поселения по акту приема-передачи от 30.12.2005, физический износ которых по состоянию на 31.12.2005 составлял 100 %.

Из актов обследования межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Тырминского сельского поселения от 31.01.2020 № 7, следует, что у 26 МКД основные несущие конструкции и конструкционные элементы домов имеют значительные повреждения и деформации, деревянные перекрытия поражены гнилью, а несущие стены имеют сквозные трещины, отклонены от вертикали. Согласно техническим отчетам ООО «ДВ Стройэкспертиза» по результатам обследования вышеуказанные дома являются аварийными и непригодными для проживания. Согласно техническим паспортам от 06.11.2005, степень износа 26 МКД в процентном соотношении составляла 65 %, при этом степень износа фундамента составляла 70%, текущий и капитальный ремонт не проводился.

Учитывая то, что последняя инвентаризация МКД проводилась в 2005 году, администрация поселения на протяжении 14 лет фактически бездействовала, не принимая мер по их оценке на предмет аварийности до весны 2020 года.

Согласно программе переселения, участниками определены муниципальные образования края, на территории которых имеются аварийные многоквартирные дома, признание таковыми в установленном порядке до 01.01.2017 и сведения о которых внесены в АИС «Реформа ЖКХ». Реализация мероприятий предусмотрена до 31.12.2022. Ответственным исполнителем, а также распорядителем бюджетных средств программы является министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Администрацией Тырминского сельского поселения надлежащие меры к выполнению возложенных на неё полномочий в сфере признания многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу, по управлению жилищным фондом не приняты, что не позволило включить указанные дома в программу переселения, тем самым, повлекло нарушение жилищных прав граждан, проживающих в спорных многоквартирных жилых домах, а также неопределенного круга лиц. Учитывая длительность бездействия администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района, датой совершения оспариваемого бездействия следует считать период с принятия в собственность муниципального имущества (31.12.2005) до принятия постановлений о признании 26 МКД аварийными и подлежащими сносу (20.05.2020).

На основании изложенного просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального Хабаровского края, выразившееся в длительном непроведении обследования 26 многоквартирных домов, расположенных в п. Тырма Верхнебуреинского района: ул. Первомайская, д. 8, 10, ул. Почтовая, д. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, ул. Нагорная, д. 11, 13, 17, 19, 21, 23, ул. Октябрьская, д. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, и непризнания их аварийными и подлежащими сносу;

- возложить на администрацию Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края обязанность признать указанные многоквартирные дома аварийными и подлежащими сносу с 31.12.2016, направить заявку на включение указанных многоквартирных домов в адресную программу Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, на 2019-2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 № 118-пр;

- возложить на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанность включить указанные многоквартирные дома в адресную программу Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, на 2019-2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 № 118-пр.

Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 30.06.2022 в удовлетворении административного иска прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края отказано.

В апелляционном представлении административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и вынести по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, указывает, что у администрации Тырминского сельского поселения при должном исполнении своих обязанностей имелась возможность для признания 26 МКД аварийными и подлежащими сносу в установленном порядке, чего сделано не было. Такое бездействие нарушает права и законные интересы лиц, проживающих в спорных домах, поскольку оно затягивает сроки их расселения из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также права неопределенного круга лиц.

В письменных возражениях на апелляционное представление администрация Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения, указывая, что по состоянию на 30.12.2005 фактический износ спорных многоквартирных домов документально не подтвержден; отсутствует незаконное бездействие администрации поселения.

В письменных возражениях на апелляционное представление министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения, указывая, что решение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции соответствующей межведомственной комиссии; решения администрации Тырминского сельского поселения о признании спорных 26 многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в установленном порядке незаконными не признаны, не обжалованы, являются действующими; акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие; у министерства отсутствуют полномочия по внесению изменений в нормативный акт иного исполнительного органа.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, административный ответчик администрация Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, не просил об отложении рассмотрения дела, его явка не признана судом обязательной. В соответствии со статьями 150, 226, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела настоящее дело в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца прокурор Коноватникова К.А. доводы апелляционного представления поддержала, указав, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Черкасова Е.Д. с доводами апеллянта не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.

В силу требований части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда, рассмотрев дело по правилам, определенным частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.

Таких оснований судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирные дома, расположенные в п. Тырма Верхнебуреинского района по ул. Первомайская, д. 8, 10, ул. Почтовая, д. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, ул. Нагорная, д. 11, 13, 17, 19, 21, 23, ул. Октябрьская, д. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, были безвозмездно переданы администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в собственность Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края по акту приема-передачи от 30.12.2005.

Согласно техническим отчетам ООО «ДВ Стройэкспертиза» от 25.11.2019 №№ 29/19 - 43/19, от 27.01.2020 №№ 44/19 - 57/19 по результатам технических обследований объектов «Многоквартирные жилые дома», указанные дома имеют 100 % физического износа, являются непригодными для проживания, по техническому состоянию – аварийными и подлежащими сносу.

Согласно заключениям и актам обследования многоквартирных домов от 15.05.2020 №№ 20, 21, от 07.05.2020 № 15, от 06.05.2020 № 14, от 23.04.2020 № 13, от 13.04.2020 № 12, от 11.04.2020 № 11, от 10.04.2020 № 10, от 08.04.2020 № 8, от 07.04.2020 № 7, от 06.04.2020 № 6, от 05.04.2020 № 5, от 09.04.2020 № 9,от 04.04.2020 № 4, от 03.04.2020 № 3, от 02.04.2020 № 2, от 13.03.2020 № 1, от 20.05.2020 № 26, от 19.05.2020 № 25, от 19.05.2020 №№ 25,24, 23, от 18.05.2020 № 22, от 14.05.2020 № 19, от 13.05.2020 № 18, от 12.05.2020 № 17, от 08.05.2020 № 16, расположенных в п. Тырма по ул. Первомайская, д. 8, 10, ул. Почтовая, д. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, ул. Нагорная, д. 11, 13, 17, 19, 21, 23, ул. Октябрьская, д. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16, межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Тырминского сельского поселения от 31.01.2020 № 7 «О создании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», были выявлены основания для признания данных жилых помещений аварийными и подлежащими сносу.

В соответствии с постановлениями главы Тырминского сельского поселения от 09.04.2020 № 39, от 17.03.2020 № 27, от 02.04.2020 № 30, от 03.04.2020 № 31, от 04.04.2020 № 32, от 05.04.2020 № 34, от 06.04.2020 № 35, от 07.04.2020 № 37, от 08.04.2020 № 38, от 10.04.2020 № 40, от 11.04.2020 № 43, от 13.04.2020 № 44, от 23.04.2020 № 45, от 06.05.2020 № 46, от 07.05.2020 № 47, от 08.05.2020 № 48, от 12.05.2020 № 51, от 13.05.2020 № 52, от 14.05.2020 № 53, от 15.05.2020 № 55, от 15.05.2020 № 56, от 18.05.2020 № 57, от 19.05.2020 № 59, от 19.05.2020 № 60, от 19.05.2020 № 61, от 20.05.2020 № 62 вышеуказанные многоквартирные дома были признаны аварийными и подлежащими сносу.

Согласно справке КГБУ «Хабкрайкадастр» от 11.04.2022, многоквартирные дома, расположенные в п. Тырма Верхнебуреинского района, имеют физический износ по ул. Первомайская: д. 8 (75 % на 19.06.2004), д. 10 (72 % на 17.06.2004); ул. Почтовая: д. 1 (75 % на 19.04.2004), д. 2 (75 % на 19.06.2004), д. 3 (75 % на 19.06.2004), д. 5 (75 % на 19.06.2004), д. 6 (75 % на 19.06.2004), д. 7 (75 % на 19.06.2004), д. 8 (75 % на 19.06.2004); ул. Нагорная: д. 11 (76 % на 06.07.2004), д. 13 (78% на 16.06.2004), д. 17 (77 % на 05.07.2004), д. 19 (73 % на 22.06.2004), д. 21 (73 % на 11.11.2004), д. 23 (73 % на 24.06.2004); ул. Октябрьская: д. 1 (73 % на 11.11.2004), д. 2 (78 % на 21.06.2004), д. 3 (75 % на 19.06.2004), д. 4 (75 % на 19.06.2004), д. 6 (78 % на 22.06.2004), д. 8 (75 % на 19.06.2004), д. 10 (75 % на 19.06.2004), д. 12 (75 % на 19.06.2004), д. 13 (75 % на 19.06.2004), д. 14 (76 % на 06.07.2004), д. 16 (78 % на 16.06.2004).

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, исходил из того, что заключения межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания вышеуказанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в надлежащем порядке не оспорены, являются действующими, а возложение судом на орган местного самоуправления обязанности по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с 31.12.2016 без учета заключения межведомственной комиссии и вне установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 порядка свидетельствовало бы о вмешательстве в дискреционные полномочия соответствующих органов.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается в полной мере, считает их верными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 8, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение).

Пункт 33 Положения устанавливает, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

При этом признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях (пункт 7 Положения).

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения).

В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещений для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию, в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с пунктом 47 Положения дата признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определяется датой принятия соответствующего решения органом государственной власти или органом местного самоуправления, после которого наступают правовые последствия, предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного, вопреки доводам апелляционного представления, учитывая, что заключения и акты обследования спорных многоквартирных домов межведомственной комиссии, а также постановления главы Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании домов аварийными и подлежащим сносу являются действующими, незаконными в установленном порядке не признавались, у суда первой инстанции отсутствовали основания для внесения в них изменений в части даты проведения обследования и признания домов аварийными и подлежащими сносу.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 31.01.2020 № 7, выполнена обязанность по оценке состояния 26 спорных многоквартирных домов, выводы комиссии основаны на результатах проверки технического состояния многоквартирного дома с учетом заключения специализированной организации; нарушения порядка оценки состояния многоквартирного дома, ставящего под сомнение выводы межведомственной комиссии, материалы дела не содержат.

Решение о включении в соответствующую адресную программу не зависит от администрации поселения, которая не наделена полномочиями по внесению изменений в акты иных органов государственной власти и не является органом, уполномоченным на утверждение и внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Кроме того, по смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Названная совокупность по настоящему делу в ходе судебного разбирательства не установлена.

Несмотря на то, что в настоящее время в многоквартирных домах по ул. Первомайская, д. 8 (дом разрушен); ул. Первомайская, д. 10 в квартирах с 1 по 8, за исключением квартиры 3; ул. Почтовая, д. 1 в квартирах с 1 по 8, за исключением квартир 2,3,6,7; ул. Почтовая, д. 2 в квартире 3; ул. Почтовая, д. 3 в квартирах с 1 по 4, за исключением квартиры 1; ул. Почтовая, д. 4 в квартирах с 1 по 4, за исключением квартиры 2; ул. Почтовая, д. 5 в квартирах с 1 по 8, за исключением квартиры 6; ул. Почтовая, д. 6 в квартирах 5,6,8; ул. Почтовая, д. 7 в квартирах 1,4,6,8; ул. Почтовая, д. 8 в квартирах 1,2; ул. Октябрьская, д. 1 в квартирах с 1 по 8а, за исключением квартир 1, 4,6,7; ул. Октябрьская, д. 2 в квартирах с 1 по 8, за исключением квартир 2,4,6,6а,7; ул. Октябрьская, д. 3 в квартирах с 1 по 8а, за исключением квартир 2,3,5; ул. Октябрьская, д. 4 в квартирах с 1 по 7, за исключением квартир 2,3,8; ул. Октябрьская, д. 6 в квартирах 2а,5,7; ул. Октябрьская, д. 8 в квартирах с 1 по 6, за исключением квартир 2а,6а,7,8; ул. Октябрьская, д. 10 в квартирах 1,3,3а,4,7,8,8а; ул. Октябрьския, д. 12 в квартирах 1а,2а,3а,4,5,6,6а,8; ул. Октябрьская, д. 13 в квартирах с 1 по 8, за исключением квартир 5а,7; ул. Октябрьская, д. 14 в квартирах с 1 по 8, за исключением квартир 2,5,,6,7; ул. Октябрьская, д. 15 в квартирах 1,2,4; ул. Октябрьская, д. 16 в квартирах 4,8; ул. Нагорная, д. 11 в квартирах 2,5,5а; ул. Нагорная, д. 15 в квартирах 1а,2,3; ул. Нагорная, д. 17 в квартирах 2а,4,5а,7,8 и в нежилом помещении I; ул. Нагорная, д. 19 в квартирах 2а,4,8; ул. Нагорная, д. 21 в квартирах 5а,7а; ул. Нагорная, д. 23 в квартирах 1,3,8; ул. Нагорная, д. 25 в квартирах 7,8 никто не проживает; в указанных домах в настоящее время фактически проживают 355 граждан; недостатки указанных МКД отражены в актах обследования от 15.09.2022 № №11-33,35-37, что подтверждается информацией о зарегистрированных и проживающих гражданах от 22.09.2022, актах обследования от 15.09.2022 № № 11-33,35-37 с приложенными фототаблицами, незаконного бездействия администрации сельского поселения не установлено.

В данном случае, для удовлетворения требований прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края недостаточно установления одного только факта длительного непроведения обследования многоквартирных домов, поскольку в системном толковании процессуального закона решение о признании действия (бездействия) незаконным должно преследовать своей целью именно восстановление прав лиц, в защиту которых обращается прокурор, в то время как в ходе судебного разбирательства такового не установлено.

Отсутствие указанных МКД в адресной программе Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, призванного таковым до 01.01.2017, на 2019-2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 № 118-пр, не лишает права и возможности участвовать в иной программе, при её формировании, либо использовать иные способы защиты в случае, если нарушены права и законные интересы, связанные с признанием указанных МКД аварийными и подлежащими сносу.

Как следует из материалов дела, решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 19.11.2020, вступившим в законную силу 25.12.2020, постановления администрации Тырминского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в отношении спорных МКД были признаны незаконными в части установления срока отселения граждан и сноса аварийных домов, на администрацию возложена обязанность внести изменения в постановления, установив новый срок отселения граждан из МКД, а также сноса аварийных МКД, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Из решения того же суда от 25.01.2022, вступившего в законную силу 28.02.2022, следует, что Тырминским сельским поселением был перенесен срок расселения физических лиц из указанных МКД до 31.03.2022.

Разрешая требование о возложении на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство) обязанности включить указанные МКД в соответствующую адресную программу, судом не установлено оснований для признания незаконным действий (бездействия) данного административного ответчика.

В соответствии с подпунктом 2.2.20 пункта 2.2 раздела 2 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр, министерство обеспечивает реализацию на территории края государственной политики по переселению граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ).

Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» министерством реализуется адресная программа Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 28.03.2019 № 118-пр. Порядок разработки, согласования и утверждения нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края установлен Регламентом Правительства края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.07.2006 № 117-пр. У министерства отсутствуют полномочия по внесению изменений в нормативный акт иного исполнительного органа власти.

Разрешая спор по заявленным основаниям и предмету административного иска, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела (часть 9 статьи 226 КАС РФ) и материальный закон, подлежащий применению, верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ), по правилам статьи 84 КАС РФ оценил собранные по административному делу доказательства.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении прокурора, не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции решения, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции и не подтверждают неправильного применения судом норм материального или процессуального права, лишены бесспорных правовых аргументов, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не являются.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены, как того просит апеллянт, или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 310 КАС РФ, в том числе безусловных, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 30 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.

Председательствующий

Судьи