ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6560/2021 от 04.03.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Конюхова О.Н. адм.дело № 33а-1734/2022

№ 2а-6560/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 марта 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Лёшиной Т.Е.,

при помощнике судьи Яковлевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО «УК № 2 ЖКХ» на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 октября 2021 г. по административному делу № 2а-6560/2021 по административному иску ООО «УК №2 ЖКХ» к Главному управлению МЧС России по Самарской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы, инспектору ГПН ОНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области Калинину Д.С. , инспекторам ОНД и ПР по г.о. Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области Леонтьеву Д.В. , Гейда П.Д. и Галлиуловой Я.А. о признании незаконными и отмене предписаний в части,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя административного истца Лаптева Е.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного ответчика инспектора ГПН ОНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области Калинина Д.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ООО «УК №2 ЖКХ» обратилось в суд с иском к ГУ МЧС России по Самарской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти, г. Жигулевска и м.р. Ставропольский и признании незаконными и отмене предписаний в части, указав при этом, следующее.

ГУ МЧС России по Самарской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы (далее надзорный орган) на основании распоряжений главного государственного инспектора городского округа Тольятти Самарской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ номера с <данные изъяты> по <данные изъяты> (всего 30) была проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в отношении ООО «УК № 2 ЖКХ» по 30-ти адресам: <адрес>, составлен акт , выдано предписание ;<адрес> составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес> составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес> составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес> составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес> составлен акт , выдано предписание ; <адрес> составлен акт , выдано предписание ; <адрес> составлен акт , выдано предписание ; <адрес>, составлен акт , выдано предписание ; <адрес> составлен акт , выдано предписание ; <адрес> составлен акт , выдано предписание ;

Предписания от 05.03.2021 года выданы в целях устранении нарушений требований пожарной безопасности, и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты по предотвращению угрозы возникновения пожара. По каждому предписанию установлен срок устранения выявленных нарушений до 01.02.2022 года.

Административный истец - ООО «УК № 2 ЖКХ» является компанией, которая на основании договоров заключенных с жильцами осуществляет управление всеми 30-ю многоквартирными жилыми домами.

При этом административный истец согласился с частью нарушений и устранил их, либо приступил к устранению. В то же время административный истец не согласен со всеми указанными предписаниями в части, считает их незаконными и не подлежащими исполнению.

На основании вышеизложенного, ООО «УК № 2 ЖКХ» в своих требованиях просит суд признать незаконными и отменить предписания в части:

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

5. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической установки пожарной сигнализации, система противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

7. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок ограничен доступ к пожарным кранам и уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

2. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической установки пожарной сигнализации, система противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

3. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок ограничен доступ к пожарным кранам и уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (системы противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты;

3. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

4. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (автоматической установки пожарной сигнализации, системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической установки пожарной сигнализации, системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, санкционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

2. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (автоматической установки пожарной сигнализации, системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки. Отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (12 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок ограничен доступ к пожарным кранам и уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

- предписание , мкд по адресу: <адрес> пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической установки пожарной сигнализации, системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не храниться техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

2. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том, что с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

3. Руководитель организации не обеспечил своевременное обслуживание и ремонт источников внутреннего противопожарного водопровода и не организовал проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

2. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической установки пожарной сигнализации, системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не храниться техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

3. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том, что с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

6. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалы, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами (строительный мусор, мебель, велосипеды, коляски и т.д.);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

2. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалы, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами (строительный мусор, мебель, велосипеды и т.д.);

4. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

7. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (системы противодымной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

2. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (системы противодымной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

2. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (системы противодымной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

2. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (системы противодымной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

2. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

3. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами (строительный мусор, мебель, велосипеды и т.д.);

5. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

6. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (систем противопожарной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не храниться техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

- предписание , мкд по адресу: <адрес> пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (системы противодымной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты;

4. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами (строительный мусор, мебель, велосипеды и т.д.);

5. На объекте защиты отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (в местах общего пользования на всех этажах);

6. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

7. Жилое 16 этажное здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (систем противодымной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

4. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами строительный мусор, мебель, велосипеды и т.д.);

5. На объекте защиты отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации ( в местах общего пользования на всех этажах);

6. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

7. Жилое 16 этажное здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункт:

2. Допущено устройство кладовых в поэтажных лифтовых холлах (коридорах, на всех этажах, во всех подъездах);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (систем противодымной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

2. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании техническом обслуживании л эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарное защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (систем противодымной защиты) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки;

2. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом- графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (систем противодымной защиты) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки;

2. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (систем противодымной защиты). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

2. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарное защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

4. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки. Отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

5. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

7. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалы, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами (строительный мусор, мебель, велосипеды, коляски и т.д.);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

4. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки. Отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

5. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

7. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалы, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами (строительный мусор, мебель, велосипеды, коляски и т.д.);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

4. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки. Отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

5. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

7. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалы, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами строительный мусор, мебель, велосипеды, коляски и т.д.);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 ветров (16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

4. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки. Отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

5. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и щеками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты палий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

7. При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалы, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами строительный мусор, мебель, велосипеды, коляски и т.д.);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (систем противодымной защиты) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки;

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 ветров (14 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

3. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (систем противодымной защиты) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки;

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (14 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

3. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (систем противодымной защиты) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки;

2. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (систем противодымной защиты) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки;

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (14 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

3. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (систем противодымной защиты) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки;

2. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты знаний и сооружений (систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);

- предписание , мкд по адресу: <адрес>; пункты:

1. Руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (систем противодымной защиты) и не организовывает проведение проверок их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением акта проверки;

2. В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (14 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок уменьшена зона действия системы вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

3. Руководитель организации не обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

Определением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 08.07.2021 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Самарской области (государственный инспектор г.о. Тольятти Самарской области по пожарному надзору) лейтенанты внутренней службы Леонтьев Д.В., Калинин Д.С., Гейда П.Д. и Галиуллова Я.А.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 октября 2021 г. в удовлетворении административных исковых требований ООО «УК № 2 ЖКХ» отказано в полном объеме (т. 2 л.д. 256-269).

В апелляционной жалобе ООО «УК № 2 ЖКХ» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (т. 3 л.д. 1-25).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО «УК № 2 ЖКХ» по доверенности Лаптев Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Административный ответчик инспектор ГПН ОНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области Калинин Д.С. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав участников судебного заседания, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах <адрес> по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес><адрес>; <адрес>В, <адрес>. <адрес><адрес>. <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес><адрес> способом управления многоквартирным домом является управление компанией – ООО «УК № 2 ЖКХ». Целью договора управления является обеспечение комфортных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, выполнения текущего и капитального ремонта.

В период с 15.02.2021 года по 05.03.2021 года во исполнение распоряжения главного (заместителя главного) государственного инспектора г.о. Тольятти Самарской области по пожарному надзору от 02.02.2021 года , ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» инспектором ГПН ОНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области Калининым Д.С., инспекторами ОНД и ПР по г.о. Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области Леонтьевым Д.В., Гейда П.Д. и Галлиуловой Я.А. проведена выездная внеплановая проверка многоквартирных домов по вышеуказанным адресам находящихся на обслуживании ООО «УК № 2 ЖКХ», по результатам которой в отношении ООО «УК № 2 ЖКХ» 05.03.2021 года составлены предписания с (всего 30) об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

ООО «УК № 2 ЖКХ» фактически приняло на себя обязанности по обслуживанию, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в рамках договоров управления многоквартирными домами.

Управляющая компания фактически осуществляет функции по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, включающие в себя меры пожарной безопасности, в связи с чем относится к субъекту, которому надзорный орган может выдать предписание в связи с несоблюдением пожарных норм и правил.

По результатам проверки в отношении ООО «УК № 2 ЖКХ» и генерального директора ООО «УК № 2 ЖКХ» - ФИО9 проверяющим ОНД и ПР Калининым Д.С. были составлены протоколы об административном правонарушение по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. По результатам рассмотрения которых мировым судьей судебного участка Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области 29.04.2021 года вынесены постановления о привлечении должностного и юридического лица к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей и 70 000 рублей соответственно. Постановления вступили в законную силу, что стороной истца не оспаривалось.

В ходе рассмотрения дела в суде административным истцом частично устранены нарушения указанные в ранее выданных предписаниях, однако последний не согласен с некоторыми пунктами предписаний:

- Руководитель организации не обеспечил исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической установки пожарной сигнализации, система противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Работы не осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты не хранится техническая документация на ситемы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем;

- В поэтажных коридорах жилого многоквартирного дома высотой более 28 метров (14,16 этажей) не обеспечено соблюдение проектных решений к путям эвакуации, а именно: установлены дополнительные непроектные двери и перегородки, препятствующие свободной эвакуации людей из здания. В результате установки указанных дверей и перегородок ограничен доступ к пожарным кранам и уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, предусмотренной проектом жилого дома из поэтажных коридоров (в части коридора, отделенной непроектной дверью, система вытяжной противодымной вентиляции отсутствует);

- При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдается регламент технического обслуживания систем (систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре), утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том, что с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем;

- Руководитель организации не обеспечил своевременное обслуживание и ремонт источников внутреннего противопожарного водопровода и не организовал проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты

- При эксплуатации эвакуационных путей (в местах общего пользования, в коридорах) допущено их загромождение различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами (строительный мусор, мебель, велосипеды и т.д.);

- На объекте защиты отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (в местах общего пользования на всех этажах);

- Жилое 16 этажное помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- Допущено устройство кладовых в поэтажных лифтовых холлах (коридорах, на всех этажах, во всех подъездах).

Оспариваемыми предписаниями надзорный орган вменяет в вину ООО «УК № 2 ЖКХ» нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (ранее пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390), которое выразилось в неисправном состоянии систем и установок противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

Административный орган, сделав выводы, что заявителем нарушены положения пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.202г. № 1479 (ранее п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390), статей 83 - 85 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" отразил соответствующие нарушения в актах проверок и выдал обществу оспариваемые предписания, которыми обязал ООО «УК № 2 ЖКХ» устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01 февраля 2022 года.

Факт наличия выявленного нарушения обязательных требований пожарной безопасности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ООО «УК № 2 ЖКХ» не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требованиях, руководствуясь статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьями 6, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых предписаний, поскольку они выданы уполномоченным органом в установленном законом порядке, исходя из того, что выявленные при проверке нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Между тем суд указал, что несмотря на то, как установлено в судебном заседании все рассматриваемые многоквартирные дома вводились в эксплуатацию до введения в действие выше названных нормативных правовых актов, оспариваемые предписания не устанавливают более высоких требований пожарной безопасности, чем те, которые действовали до дня вступления в силу положений Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы ООО «УК № 2 ЖКХ», поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требованиях, руководствуясь статьями 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьями 6, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пришел к выводу, о законности оспариваемых предписаний, поскольку оно выдано уполномоченным органом в установленном законом порядке, исходя из того, что выявленные при проверке нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также обеспечивающее первичные меры пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.

В статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

В части 2 этой же статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как следует из части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих включению в состав общего имущества в многоквартирном жилом доме, установлен в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2017 года N 1091).

В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. Обязанность организаций, обслуживающих жилищный фонд, выполнять противопожарные требования, закреплена также в пунктах 1.1, 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Собственники помещений в многоквартирных домах заключили с административным истцом договора на предоставление услуг и работ по обслуживанию, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов ( том 4 л.д.2-146)

Целью договоров является обеспечение комфортных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, выполнения текущего и капитального ремонта.

Анализируя данные договора судебная коллегия приходит к выводу о том, что по условиям договора ООО «УК №2 ЖКХ» фактически приняло на себя обязанности по обслуживанию, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в рамках договора управления многоквартирным домом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, поскольку ООО «УК №2 ЖКХ» фактически осуществляет функции по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, включающего в себя меры пожарной безопасности, оно относится к субъекту, которому надзорный орган может выдать предписание в связи с несоблюдением пожарных норм и правил.

На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определения в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормальное необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Указанные положения распространяются и на правоотношения, сложившиеся между и собственниками жилых помещений и административным истцом заключив договор на управление и содержание жилых домов, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности независимо от перечня, определенного приложениями к договору, и соответствующего финансирования.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что административный истец может иметь в рамках правоотношений по выполнению договорных обстоятельства предпринимательские риски.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определения в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормальное необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Управляющая компания осуществляет управление многоквартирными домами на основании Договоров управления многоквартирными домами (т.4 л.д. 2-146). Соответственно, Управляющая компания должна надлежащим образом оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в таких домах.

Таким образом, ООО «УК № 2 ЖКХ», являясь самостоятельным юридическим лицом, которое уполномочено управлять многоквартирным домом, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в силу статей 3, 37 Закона N 69-ФЗ, статьи 62 Закона N 123-ФЗ, также должно обеспечить пожарной безопасностью и нести за обеспечение пожарной безопасности ответственность.

В оспариваемом предписании установлено и подробно указаны нарушения требований пожарной безопасности. Оспариваемое предписание относительно восстановления надлежащего состояния систем и установок противопожарной защиты направлено в защиту имущественных интересов граждан.

С учетом изложенного, позиция заявителя апелляционной жалобы о том, что дома по которым выданы оспариваемые предписания были уже приняты ООО «УК № 2 ЖКХ» с неисправной системой противодымной защиты, ремонт которой силами управляющей компании не может быть проведён в виду значительных финансовых затрат, а собственники жилых помещений не согласовывают проведение восстановительного ремонта систем признается несостоятельной.

Более того, судом установлено, что в работы по обеспечению требований пожарной безопасности МКД включены осмотры состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, систем пожаротушения, систем сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, систем противодымной защиты (п. 27 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 29.06.2020) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме")

Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанности общества, являющегося лицом, осуществляющим управление жилым домом, принять меры по обеспечению надлежащей противопожарной защиты исполнение договоров управления, в том числе инициировать собрание собственников для решения вопроса об обеспечении соблюдения требований противопожарной безопасности.

Приведенные заявителем доводы о неисполнимости оспариваемого предписания также были предметом рассмотрения суда первой инстанции и мотивированно отклонены.

Каких-либо объективных доказательств того, что выполнить требования предписаний невозможно, заявителем в материалы дела не предоставлено.

Ссылка административных истцов на то, обстоятельство, что ранее в 2015 году выносились решения судов и по аналогичным требования из требования были удовлетворены, судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку для настоящего дела они не являются преюдициальными.

Исходя из положений статей 226, а также 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

При этом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, а направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает. Ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена.

Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ООО «УК № 2 ЖКХ» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: