Судья Степанова Ю.Н. Дело № 33а-383/2022
Дело № 2а-6586/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
судей Венина А.Н. и Горна В.Ф.,
при секретаре Шипиловой Я.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 24 февраля 2022 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО1 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 ноября 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ФИО2 к МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю, начальнику МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО3, УМВД России по Камчатскому краю удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления МВД России по Камчатскому краю, принятое по заявлению ФИО2 от 23 октября 2021 года об отказе во внесении изменений в паспорт транспортного средства в части указания мощности двигателя транспортного средства.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю в течение 30 дней с латы вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2.
В удовлетворении требования о внесении исправления отказать».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО2 ФИО4, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным решения начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю об отказе в исправлении технической ошибки, допущенной Камчатской таможней при выдаче паспорта транспортного средства (далее – ПТС), в части указания мощности двигателя транспортного средства, возложении обязанности исправить техническую ошибку. В обоснование своих требований указала, что в сентябре 2021 года ей был приобретен автомобиль «Тойота Ленд Крузер», государственный регистрационный знак №, который 2 октября 2021 года был поставлен на учет на МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю. При постановке на учет транспортного средства было обнаружено, что мощность двигателя в ПТС была указана со значительным завышением. Должностными лицами МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю было сообщено ей, что изменения могут быть внесены в ПТС после предоставления экспертного заключения и документа из Камчатской таможни, которая выдавала ПТС. Согласно экспертному заключению, мощность двигателя составляет 240 л/с, вместо указанных в ПТС 276 л/с. 19 октября 2021 года ФИО2 обратилась с заявлением о внесении изменений в ПТС в Сахалинскую таможню и МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю. Ответом Сахалинской таможни от 22 октября 2021 года № 40-35/14-126 ей сообщено о том, что ее заявление переадресовано в МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю, поскольку таможенными органами не осуществляется внесение изменений в ранее выданные таможенными органами ПТС и выдача дубликатов ПТС. По сообщению МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю от 23 октября 2021 года № 8/69-5248 во внесении изменений в ПТС в части указания мощности автомобиля ей отказано, поскольку ошибку в пункте 10 ПТС допустила Камчатская таможня, исправление ошибки относится к компетенции данного органа. В соответствии с положениями пункта 24 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764 (далее – Правила), обязанность по внесению изменений в ПТС возложена на регистрационные подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 28 октября 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УМВД России по Камчатскому краю, начальник МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО3, в качестве заинтересованного лица – Сахалинская таможня.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимала.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании исковое заявление поддержал по изложенным в нем доводам.
Представитель административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО5 возражал против удовлетворения административного иска, указав, что исправления в ПТС вносятся органами, производящими его выдачу. Для внесения данных в раздел «Особые отметки» ПТС необходимо установление факта ошибочности его заполнения.
Представитель заинтересованного лица Сахалинской таможни ФИО6 в судебном заседании административное исковое заявление полагал обоснованным, пояснив, что у таможенного органа отсутствуют полномочия на внесение изменений в ПТС, поскольку с 01 ноября 2020 года таможенными органами не осуществляется выдача ПТС, внесение изменений в ранее выданные таможенными органами ПТС, выдача дубликатов ПТС.
Административные ответчики МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю, начальник МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев дело, суд вынес указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО5, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что административный ответчик не имеет правовых оснований для внесения корректировок в реестр транспортных средств в соответствии с установленными Правилами и Приказом МВД России от 23 апреля 2019 года № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним».
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ФИО2 ФИО4 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Приказом МВД России от 23 апреля 2019 года № 267 утверждены Требования к паспорту транспортного средства (далее – Требования к ПТС).
В соответствии с пунктом 7 Требований к ПТС, заполнение соответствующих строк и разделов бланка паспорта осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах, взамен которых они оформляются, а также в используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции.
При ошибочном заполнении реквизитов паспорта организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, а также подразделениями Госавтоинспекции, производящими внесение изменений в паспорта при совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства, необходимые изменения и дополнения вносятся в раздел «Особые отметки» соответствующими должностными лицами.
Каждое изменение (исправление) и дополнение должно быть заверено подписью должностного лица и оттиском печати (при наличии) соответствующей организации (индивидуального предпринимателя, подразделения Госавтоинспекции).
При ошибочном заполнении собственниками транспортных средств реквизитов паспорта на основании заключенных договоров (соглашений) о переходе (изменении) права собственности необходимые изменения и дополнения вносятся в раздел «Особые отметки» собственниками транспортных средств.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ Камчатской таможней выдан ПТС № на автомобиль «Тойота Ленд Крузер», <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю выдан дубликат ПТС №, в соответствии с которым мощность двигателя составляет 276 л/с.
2 ДД.ММ.ГГГГ автомобиль «Тойота Ленд Крузер», государственный регистрационный знак №, поставлен собственником ФИО2 на регистрационный учет в МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю.
Заключением специалиста № 072/И от 18 октября 2021 года установлено, что на автомобиле «Тойота Ленд Крузер», государственный регистрационный знак №, установлен двигатель с максимальной мощностью 240 л/с.
15 октября 2021 года ФИО2 обратилась с заявлениями в Сахалинскую таможню и МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю о внесении изменений в ПТСавтомобиля «Тойота Ленд Крузер»в части мощности двигателя.
Согласно сообщению исполняющего обязанности заместителя начальника Сахалинской таможни ФИО7 от 22 октября 2021 года № 40-35/М-126, с 1 ноября 2020 года таможенными органами не осуществляются выдача ПТС, внесение изменений в ранее выданные таможенными органами ПТС, выдача дубликатов ПТС, в связи с чем обращение ФИО2 перенаправлено в УГИБДД УМВД России по Камчатскому краю.
Письмом от 23 октября 2021 года № 8/69-5248 за подписью начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 ФИО2 сообщено о том, что в первичный ПТС, выданный Камчатской таможней 16 декабря 2011 года, в строке 10 в сведениях о мощности двигателя указано 276 л.с. В соответствии с пунктом 23 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 года, внесение сведений в пункт 10 ПТС в связи с ошибочным его заполнением относится к компетенции Камчатской таможни. По заявлению прежнего собственника 27 сентября 2018 года МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю вместо ПТС № дубликат ПТС№, при этом сведения о мощности внесены в новый паспорт без изменений. У МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю отсутствуют правовые основания для корректировок государственного реестра транспортных средств и выдачи владельцу транспортного средства нового регистрационного документа, взамен содержащего ошибку, а также для внесения изменений в ПТСв части изменения мощности двигателя.
Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что с 1 ноября 2020 года таможенными органами не осуществляется внесение изменений в ранее выданные таможенными органами ПТС, в связи с чем у таможенного органа отсутствуют полномочия на проведение проверок по заявлениям собственников об ошибочном внесении сведений в ПТС и на внесение изменений в ранее выданные ПТС, исправить допущенные в ПТС ошибки могут только организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами, а также подразделения Госавтоинспекции, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Данное решение, по мнению судебной коллегии, вопреки доводам апелляционной жалобы, соответствует фактическим обстоятельствам, правильно установленным по административному делу, подтверждается представленными сторонами доказательствами, оцененными в их совокупности и не вызывает сомнения в своей обоснованности.
Судебная коллегия отмечает, что при обращении с заявлением о внесении изменений в ПТС ФИО2 не указывалось о том, что неверное значение мощности двигателя явилось следствием ошибки Камчатской таможни при заполнении ПТС автомобиля «Тойота Ленд Крузер».
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ) регистрационные данные транспортного средства - это данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы (часть 1).
К регистрационным данным транспортного средства относится, в том числе, мощность двигателя транспортного средства (пункт 9 части 2 статьи 11 Федерального закона № 283-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 283-ФЗ регистрационное действие - это действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
К регистрационным действиям относятся, в том числе, внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство (пункт 2 части 4 статьи 10 Федерального закона № 283-ФЗ).
Пунктом 125 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 (далее – Административный регламент) установлено, что внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется в порядке, установленном пунктами 51 - 53 Правил.
Согласно пункту 51 Правил, внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
Пунктом 129 Административного регламента установлено, что при внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением данных транспортного средства выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1 - 61.8 пункта 61 Административного регламента.
Исходя из указанных выше положений Федерального закона № 283-ФЗ внесение изменений в ПТС является неотъемлемой частью внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, которое, в соответствии с положениями Административного регламента, относится к полномочиям подразделений Госавтоинспекции.
Оспариваемый административным истцом ответ от 23 октября 2021 года № 8/69-5248 иных оснований в отказе во внесении изменений в ПТС, кроме отсутствия у МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю соответствующих полномочий, не содержит.
Таким образом, поскольку внесение изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство, относится к полномочиям подразделений Госавтоинспекции, отказ во внесении изменений в ПТС в части мощности двигателя именно по причине отсутствия у МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю полномочий для осуществления таких действий не может быть признан законным.
Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, а жалобу представителя административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО1 -без удовлетворения.
Кассационная жалобы может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи