ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-643/2022
по делу № 2а-665/2021
26 января 2022 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего | Портновой Л.В., |
судей | Багаутдиновой А.Р.,Зиновой У.В., |
при секретаре | Мухаметзянове Р.Р., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фасхутдинова Э. В. к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан об обязании провести центральное водоснабжение
по апелляционной жалобе Фасхутдинова Э. В. на решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Фасхутдинов Э.В. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан об обязании провести центральное водоснабжение.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющих проведенную государственную регистрацию прав с кадастровым номером объекта №№...; №...; №... истец Фасхутдинов Э.В. является собственником земельных участков. Земельные участки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
дата земельному участку были присвоены почтовые адреса: адрес.
Истцом было подано ответчику заявление о проведении центрального водоснабжения улицы до адрес для бытовых нужд.
Обращение истца ответчиком не исполнено.
Согласно выписке ЕГРН, истец имеет в собственности складское помещение общей площадью 41 кв.м., адрес объекта: адрес, кадастровый №..., имеется свидетельство о постановке на государственный учет.
Административный истец просил обязать ответчика Администрацию сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан провести центральное водоснабжение адрес, до адресВ адрес Республики Башкортостан.
Определением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Решением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
в удовлетворении иска Фасхутдинова Э. В. к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании провести центральное водоснабжение, - отказать.
Определением от дата судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан перешла к рассмотрению дела по иску Фасхутдинова Э. В. к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании провести центральное водоснабжение по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В апелляционной жалобе административный истец Фасхутдинов Э.В. просит об отмене решения Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от дата, указывая в обосновании доводов о том, что согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, кадастровым номером объекта №№...; №...; №... истец Фасхутдинов Э. В., является собственником земельных участков.
Земельные участки, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства.
дата данному земельному участку были присвоены почтовые адреса: адрес
Согласно выписке ЕГРН, складское помещение общей площадью 41 кв.м., адрес объекта: РБ адрес кадастровый №..., имеет свидетельство о постановке на государственный учет.
Податель жалобы также указал, что решения суда о сносе нежилого помещения, общей площадью 41 кв.м., расположенное на земельном участке по адресу: адрес общей площадью 1993 кв.м, не имеется.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан – Ахметьянову Г.Р., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции установлено, что Фасхутдинов Э.В. является собственником земельных участков: с кадастровым номером №... общей площадью 2044 кв.м. по адресу: адрес с кадастровым номером №... общей площадью 1993 кв.м, по адресу: адрес с кадастровым номером №... общей площадью 2039 кв.м, по адресу: адрес
На земельном участке по адресу: адрес, с кадастровым номером №... общей площадью 1993 кв.м, у истца имеется принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание общей площадью 41 кв.м.
Решением Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан к Фасхутдинову Э. В. о сносе самовольных построек удовлетворить:
- обязать Фасхутдинова Э.В. снести за счет собственника:
-временное некапитальное строение незавершенное строительством, ориентировочная площадь – 24 кв.м, материал строительства деревянный брус, без возведения подземного фундамента,
-временное некапитальное строение незавершенное строительством, ориентировочная площадь – 24 кв.м, материал строительства деревянные железнодорожные шпалы, без возведения подземного фундамента,
- расположенные на земельном участке с кадастровым номером №... общей площадью 2044 кв.м., по адресу: адрес, принадлежащий Фасхутдинову Э.В. на праве собственности
- Обязать Фасхутдинова Э.В. снести за счет собственника:
-нежилое здание (объект незавершенного строительства) площадью застройки 107,4 кв.м, степень готовности 61% имеет подземное капитальное фундаментное основание,
-временное некапитальное строение незавершенное строительством, ориентировочная площадь – 24 кв.м, материал строительства деревянные железнодорожные шпалы, без возведения подземного фундамента,
-временное некапитальное строение незавершенное строительством, ориентировочная площадь – 24 кв.м, материал строительства деревянные железнодорожные шпалы, без возведения подземного фундамента
расположенные на земельном участке с кадастровым номером №... общей площадью 1933 кв.м, по адресу: адрес, принадлежащий Фасхутдинову Э.В. на праве собственности
- Обязать Фасхутдинова Э.В. снести за счет собственника:
-нежилое здание (объект незавершенного строительства) площадью ориентировочно 108 кв.м., степень готовности 90%, имеет подземное капитальное фундаментное основание,
-временное некапитальное строение незавершенное строительством, ориентировочная площадь – 24 кв.м., материал строительства деревянные железнодорожные шпалы, без возведения подземного фундамента,
расположенные на земельном участке с кадастровым номером №... общей площадью 2 039 кв.м, по адресу: адрес, принадлежащий Фасхутдинову Э.В. на праве собственности.
В удовлетворении исковых требований Фасхутдинова Э. В. о признании права собственности на объект недвижимого имущества: офисно - бытовое здание, расположенный по адресу: адрес отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от дата указанное выше решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Фасхутдинова Э.В. – без удовлетворения.
Таким образом, исходя из вышеуказанных судебных актов, объект недвижимости расположенный на земельном участке по адресу: адрес – подлежит сносу.
Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Генеральной схеме водоснабжения сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, утвержденной Постановлением сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес от дата№..., по адрес имеется централизованное водоснабжение.
Из технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и (или) водоотведения и очистки сточных вод от дата центральное водоснабжение проведено до адрес.
Таким образом, центральное водоснабжение адрес произведено в соответствии с требованиями действующих норм.
Объект же недвижимости, расположенный по адресу: адрес, подлежит сносу по вступившему в законную силу решению суда.
Кроме того, решением совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес от дата№... утверждено Соглашение между органами местного самоуправления и муниципального района адрес Республики Башкортостан и сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района.
Согласно пункту 1.1. указанного Соглашения, Район передает Поселению часть полномочий по вопросам в том числе и организации в границах поселения элеткро-, тепло-, газо – и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом. К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 4, 4.1, 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона.
Согласно ст. 10.1. Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Башкортостан органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по организации водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») к полномочиям органов местного самоуправления:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;
8) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;
9) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия органов местного самоуправления, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Следовательно, сельское поселение осуществляет только содержание, в рамках перечисленных финансовых средств, остальные полномочия сохраняются за муниципальным районом.
Истцом же предъявлены требования к администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан.
Фасхутдинов Э.В. ходатайства о замене ненадлежащего ответчика не заявлял, согласия на замену ответчика не давал, от требований к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан не отказывался.
Установив, что исковое заявление подано к ненадлежащему ответчику, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в том числе в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования о возложении обязанности провести центральное водоснабжение.
Вместе с тем, рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции, в нарушение ст. 221 КАС РФ не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика администрацию муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, таким образом, не определил надлежащего ответчика по данному спору.
Между тем, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопроса о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (п. 3 ч. 3 ст. 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом правила Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляют в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6).
Замена ненадлежащего административного ответчика предусмотрена ч. 1 ст. 43 КАС РФ, согласно которой в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим.
Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
Однако указанные положения судом первой инстанции учтены не были.
Кроме того, из материалов дела невозможно установить, где именно находятся земельные участки применительно к населенному пункту, жилым домам и центральному водоснабжению на адрес.
Отсутствует план, схема расположения земельных участков с указанием расстояния до жилых домов по адрес, составленная с участием сторон.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что представление доказательств является как обязанностью, так и правом стороны, оценка доказательств, в том числе на предмет достаточности и допустимости, осуществляется судом при рассмотрении дела. В целях правильного разрешения административного дела суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе (часть 1 статьи 63 КАС РФ).
При этом ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что судом не учтены требования закона. Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, что является безусловным основанием для отмены решения и направления административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого следует учесть изложенное, определить круг лиц, участвующих в деле, правильно распределить бремя доказывания, определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела, проверить доводы сторон, дать надлежащую оценку представленным доказательствам и вынести решение с учетом требований закона.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2021 года отменить.
Административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Портнова Л.В.
Судьи Багаутдинова А.Р.
Зинова У.В.
Справка: судья Калимуллина Л.Р.