ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6688/2021 от 06.05.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-2432/2022

в суде первой инстанции дело № 2а-6688/2021

УИД 27RS0004-01-2021-008503-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Казариковой О.В.,

судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,

при секретаре: Серченко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Дворцовой И.Н. к Администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия во время чрезвычайной ситуации 2019 года,

по апелляционной жалобе административного истца Дворцовой И.Н. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2021 года.

заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения административного истца - Дворцовой И.Н., административного ответчика - Администрации г. Хабаровска – Караваевой И.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дворцова И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия в период чрезвычайной ситуации 2019 года. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником жилого дома, распложенного по адресу: <адрес>, который приобретен в 2011 году в виде объекта незавершенного строительства. Строительство дома завершено в 2012 году и на него зарегистрировано право собственности. Во время чрезвычайной ситуации 2013 года указанный жилой дом был затоплен, после проведения капитального ремонта дом был восстановлен. В 2019 году на территории г. Хабаровска был введен режим чрезвычайной ситуации ввиду летнего паводка и затопления. Дворцова И.Н. полагает, что причиной затопления её жилого дома явилась ливневая канализация, которая с 2013 года ни разу не чистилась и не проверялась. О введении чрезвычайной ситуации в 2019 году жители города были предупреждены администрацией г. Хабаровска, которой вынесены решения о проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, однако в августе 2019 года через ливневую канализацию, расположенную около жилого дома по <адрес>, стала поступать вода из реки и затапливать улицу и жилые дома, расположенные на ней. Когда стала подниматься вода в реке жители улицы стали обращаться в администрацию г. Хабаровска о проведении тампонирования ливневой канализации или установки насосов для откачки воды, однако данные мероприятия не были проведены. Дворцова И.Н. полагает, что ввиду бездействия администрации г. Хабаровска во время паводка 2019 года, выразившемся в непринятии мер по предотвращению подтопления жилого дома по <адрес> путем проведения мероприятий по защите (тампонированию) инженерных сетей ливневой канализации, причинен вред имуществу истца в виде подтопления жилого дома. Заключением межведомственной комиссии администрации г. Хабаровска от 29.10.2019г. № 3549 жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания.

На основании изложенного, административный истец просила суд признать администрацию г. Хабаровска виновной в незаконном бездействии во время чрезвычайной ситуации 2019 года в районе <адрес>, которое явилось причиной затопления жилого дома по адресу: <адрес> и его повреждению (аварийности и опасным к проживанию).

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска в удовлетворении административных исковых требований Дворцовой И.Н. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Дворцова И.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение - об удовлетворении требований. По мнению Дворцовой И.Н., суд выбрал не верный вид судопроизводства, поскольку дело должно быть рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства, суд не верно сделал вывод об отсутствии незаконного бездействия администрации г. Хабаровска в период затопления 2019 года. Ответчик не предоставил доказательства проведения необходимых работ и совершения действий по предупреждению подтопления <адрес> и дома истца во время наводнения 2019 года. Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Согласно письменным возражениям на апелляционную жалобу административного истца административный ответчик – администрация г. Хабаровска считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения административного истца, поддержавшей апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам и пояснения представите ля административного ответчика, просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона его целями являются не только снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций, но и предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, под которым понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Названным Федеральным законом определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (глава 2), обязанности федеральных органов исполнительной власти, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статьи 13, 14), а также права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статьи 18, 19).

В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

Из материалов дела следует, что Дворцовой И.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.06.2011г. и 23.01.2012г. Данный жилой дом расположен вблизи реки Амур.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019г. N 623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации" постановлено ввести с 29 июля 2019 года для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г. Хабаровска от 02.08.2019г. N 2551 на территории города Хабаровска введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Хабаровского городского звена территориальной подсистемы РСЧС, связанного с прохождением летнего паводка в реке Амур в первой декаде августа 2019 года, и установлении местного уровня реагирования.

Согласно постановлению администрации г. Хабаровска от 19.09.2019г. N 3086 "Об определении затопленных (подтопленных) границ зон чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе 2019 года", жилой дом по <адрес> включен в перечень зданий, строений, сооружений, земельных участков, находящихся в подтопленных границах зоны чрезвычайной ситуации

Согласно материалам дела, жилой дом, принадлежащий на праве собственности Дворцовой И.Н., попал в зону затопления, ввиду чего был поврежден.

Согласно Постановлению администрации г. Хабаровска от 29.10.2019г. № 3549, жилой дом <адрес> был признан непригодным для проживания.

Дворцова И.Н. в обоснование административного искового заявления о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска по непринятию мер по предотвращению затопления её дома в 2019 году, указала, что ответчиком в период затопления не были приняты меры по закрытию, защите системы ливневой канализации, расположенной в районе <адрес>, поступление воды из которой явилось причиной затопления указанной улицы и её дома.

Судом первой инстанции установлено, что сетей ливневой канализации на участке дороги по <адрес>, зарегистрированных на праве муниципальной собственности и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подрядной организацией нет. Обращения Дворцовой И.Н. или иных граждан в адрес управления по вопросу подтопления <адрес> не поступали. Работы по очистке, ремонту ливневой канализации, расположенной по <адрес>, в том числе в районе доме , в период до августа-сентября 2019 года и до августа-сентября 2020 года не проводились, что подтверждается информацией, предоставленной Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска от 21.12.2021г.

Согласно копии письма Комитета администрации г. Хабаровска по Индустриальному району от 22.09.2020г. № 01-37/6047, направленного в управление по делам ГО и ЧС администрации <адрес>, Комитетом по предотвращению и ликвидации затопления в 2020 году выполнены мероприятия по установке водозащитных сооружений в районе <адрес> затампонирована водопропускная труба, установлены насосы.

Как следует из материалов дела, в районе <адрес> имеется ливневый коллектор, который соединен водопропускной трубой с расположенной рядом рекой Амур.

Согласно сообщению ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 09.09.2019г., на реке Амур у г. Хабаровска с 21 августа по 8 сентября проходил паводок с уровнями воды выше 600 см, что для г.Хабаровска является критерием опасного гидрологического явления, наблюдался разлив устьевых участков рек, впадающих в р.Амур.

Администрацией г. Хабаровска в период затопления принимались противопаводковые меры, что подтверждается представленными решениями комиссии администрации г. Хабаровска по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 17 от 25.07.2019г., № 19 от 03.08.2019г., в которых указан перечень мероприятий необходимых для выполнения на территории города.

Нормами действующего законодательства предусмотрены соответствующие выплаты для граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Дворцовой И.Н., установив факт наличия обильных ливневых осадков в Хабаровском крае летом 2019 года, большой подъем уровня воды в реке Амур, и ссылаясь на п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что незаконное бездействие администрации г. Хабаровска по приведенным административным истцом доводам отсутствует. Административным истцом не доказан и не подтвержден материалами дела факт того, что причиной затопления <адрес> и жилого дома истца в период ЧС 2019 года, явилась вода, поступающая из ливневого коллектора, расположенного рядом с домом по <адрес>.

Кроме того, суд первой инстанции указал в обжалуемом решении, что Дворцовой И.Н. без уважительных причин пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, поскольку затопление её дома произошло в 2019 году. Следовательно предполагаемое истцом бездействие администрации г. Хабаровска имело место в 2019 году, тогда как административное исковое заявление Дворцова И.Н. подала в суд только в ноябре 2021 года.

Доказательств обратного материалы дела не содержат и в судебное заседание сторонами не предоставлено.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они согласуются с установленными по делу обстоятельствами, которые проверены с достаточной полнотой и им дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование норм действующего законодательства. В связи с чем, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения по настоящему делу не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Дворцовой И.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: