ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-669/19 от 17.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО2

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-669/2019 Дело №33а-3639/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Волковой Юлии Борисовны к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Комиссия по вопросам постановки на очередь граждан льготных категорий, имеющих право на приобретение земельных участков на территории муниципального образования городской округ Судак Республики Крым о признании незаконным решения, обязании совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Судака Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Волкова Ю.Б. обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Судака Республики Крым, в котором с учетом уточненного административного искового заявления просит признать незаконным протокольное решение от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» об отказе ФИО1 во включение в список на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать»; обязать Комиссию «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» при Администрации города Судак Республики Крым включить Волкову Ю.Б. в списки на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать» и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность в соответствии с датой и временем подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ; отменить пункт 2 Постановления Администрации города Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Волковой Ю.Б. во включении в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка в границах муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, в связи с несоответствием требованиям статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений»; обязать Администрацию города Судака Республики Крым поставить административного истца в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка в границах муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.

Требования мотивированы тем, что протокольным решением от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» отказано административному истцу во включении в список на очередь на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать». Волкова Ю.Б. считает данное решение необоснованным, таким, что не соответствует требованиям действующего законодательства, грубо нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, а потому подлежит отмене.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным протокольное решение от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» об отказе Волковой Юлии Борисовне во включении в список па предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать»; возложена обязанность на Комиссию «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства па территории городского округа Судак» при Администрации города Судак повторно рассмотреть вопрос о включении Волковой Юлии Борисовны в списки на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать» и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно в собственность.

Не согласившись с указанным решением, представитель Администрации города Судака обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит восстановить срок на подачу апелляционной жалобы, решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на существенное нарушение норм процессуального и материального права.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Судака Республики Крым указывает, что в материалах дела имеется договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО5, супруг административного истца, приобрел в собственность гостевые помещения в городе Судаке. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГФИО5 заключил договор дарения, согласно которому безвозмездно передал в собственность квартиру, расположенную в городе Судаке, что послужило основанием для принятия оспариваемого отказа.

В судебном заседании представитель административного истца Волковой Ю.Б. - Белоусов Е.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить в силе.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом первой инстанции Волкова Ю.Б. обладает правом на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, поскольку в соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №66-ЗРК/2015 имеет трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а также лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи.

При этом на момент подачи вышеуказанного заявления ни Волкова Ю.Б., ни ее супруг - ФИО5, ни их несовершеннолетие дети не имели иного земельного участка, пригодного для жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома.

Частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «По решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории городского округа Судак» в части отказа Волковой Юлии Борисовне во включении в список на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать» является незаконным, поскольку нарушает требования действующего законодательства, и на административного ответчика подлежит возложению обязанность о повторном рассмотрении указанного вопроса.

Судебная коллегия считает данные выводы необоснованными, решение суда подлежащим отмене на основании следующего.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав Российской Федерации новых субъекты - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Закон Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города (федерального значения Севастополя) устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений па территории Республики Крым».

На основании частей 1, 2, 3 статьи 3 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта предоставляются льготным категориям граждан в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

Указанные в настоящей статье земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование гражданам в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.

Гражданам для иных целей, кроме перечисленных в части первой настоящей статьи, земельные участки предоставляются в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктов 9, 10 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации из числа лиц, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста 23 лет, а также лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности обшей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Согласно положений статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 (по состоянию на момент вынесения оспариваемого постановления) предоставление земельных участков гражданам, указанным в статье 4 настоящего Закона, осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также дате предоставления земельного участка;

2) гражданин, его супруг (а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения подсобного хозяйства, в границах населенного пункта и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения подсобного хозяйства, в границах населенного пункта в соответствии с законодательством;

3) гражданин, его супруг (а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома, либо не используют жилое помещение на условиях социального найма. Данное условие не распространяется на льготную категорию граждан, указанную в пунктах 10 и 11 статьи 4 настоящего Закона;

4) гражданин, его супруг (а) и несовершеннолетние дети не отчуждали недвижимое имущество, указанное в настоящей части.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Порядок ).

Согласно пункту 2.1.2. Порядка к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта заявителя (всех его страниц) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; 2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если Заявление предоставлено представителем заявителя; 3) копии документов, подтверждающих принадлежность заявителя к льготной категории граждан; 4) копия документа, подтверждающего факт постоянного проживания заявителя на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более 5 лет, предшествующих дате подачи Заявления.

В соответствии с пунктом 2.2.3. Порядка основанием для отказа включения заявителя в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка является его несоответствие требованиям статей 4, 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №66-ЗРК/2015, а также включение его в Список ранее в другом или том же муниципальном районе или городском округе.

Согласно материалов дела Волкова Ю.Б. имеет трех несовершеннолетних детей, зарегистрирована и постоянно проживает на территории Судакского городского округа Республики Крым.

Волкова Ю.Б. заключила брак с ФИО5ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Волкова Ю.Б. обратилась с заявлением о постановке в очередь и предоставлении земельного участка в связи с тем, что имеет троих и более несовершеннолетних детей, а также имеет обеспеченность общей площадью жилого помещения не более 10 квадратных метров в расчете на нее и каждого совместно проживающего с истцом члена ее семьи.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Волковой было отказано во включении в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка в границах муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в связи с несоответствием требованиям статьи 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК.

Письмом Администрации города Судака Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ Волковой Ю.Б. сообщено, что решением Комиссии по вопросам постановки на очередь граждан льготных категорий, имеющих право на приобретение земельных участков на территории муниципального образования городской округ Судак отказано во включение в список на основании пункта 4 статьи 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №66-ЗРК (ред. от 4.05.2018) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Обжалуя вынесенное решение, Волкова Ю.Б. указывает, что относится к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, однако ей незаконно отказали во включение в список на предоставление земельного участка по льготной категории «многодетная мать».

Волкова Ю.Б., ее супруг и ее несовершеннолетние дети не имеют в собственности земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, не используют жилое помещение на условиях социального найма.

Вместе с тем, как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ супруг заявителя ФИО5 заключил договор дарения, согласно которому безвозмездно передал в собственность ФИО7 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что согласно пункта 4 статьи 5 закона №66-ЗРК является основанием для отказа включения в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка.

При таких данных, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции указанные обстоятельства учтены не были.

На основании изложенного законным и обоснованным решение Судакского городского суда Республики Крым признать нельзя, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований с учетом положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Судакского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Волковой Юлии Борисовны – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: З.И. Курапова

Н.В. Кучеренко