Судья Куриленко Р.В. Дело № 33а-6101/2019
(дело №2а-6726/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.,
судей Машкиной И.М., Пристром И.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрев 7 октября 2019 года в городе Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июля 2019 года, которым
в удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о признании незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права № <Номер обезличен> от 18.03.2019 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на садовый дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, отказано.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения административного истца ФИО1, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее-Управление Ростреестра по Республике Коми) ФИО2, судебная коллегия
установила:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Коми о признании незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 18.03.2019 на здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для приостановления. В обоснование указывал на то, что, несмотря на имеющееся вступившее в законную силу решение суда о сносе строения, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права, последнее никак не связано с исполнением решения суда о сносе объектов недвижимости, исполнительное производство не ведется. Просил возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права на основании его заявления от 18.02.2019.
В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился, ссылаясь на законность оспариваемых действий регистрирующего органа.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с решением, административный истец ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Коми с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, повторяя доводы административного искового заявления.
Участвующий в суде апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Республике Коми ФИО2 с доводами жалобы не согласился, поддержав правовую позицию, изложенную в письменном возражение на жалобу о наличии законных оснований для приостановления регистрации права, просил в удовлетворении жалобы отказать, решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.02.2019 ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на садовый дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>.
18.03.2019 Управлением Росреестра по Республике Коми приостановлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на спорный объект в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 26 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости», по мотиву того, что решением ... городского суда от 28.09.2006 ФИО1 обязан произвести снос строений: садового домика, бани, теплицы, сарая и уборной, расположенных на земельном участке № <Адрес обезличен> дачного комплекса в зоне минимальных расстояний от оси газопровода – отвода «...».
16.04.2019 апелляционной комиссией по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Предметом оспаривания является решение (уведомление) № <Номер обезличен> от 18.03.2019 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на садовый дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, указал на отсутствие доказательств нарушений административным ответчиком требований закона и прав административного истца, не усмотрев необходимой совокупности условий для удовлетворения административного иска, предусмотренной частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда отвечает критериям законности и обоснованности, установленным в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства и верно применил нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в части 1 статьи 26 которого, изложены основания приостановления государственной регистрации.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Данная норма, будучи бланкетной, применяется во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных законов, и призвана обеспечить ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом его особого предназначения (посредством исключения возможности внесения в данный реестр прав, которые не подлежат государственной регистрации).
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (п. 2)
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 мая 2011 года N 10-П, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и как акт регистрирующего государственного органа, имеющий место после совершения тех или иных юридически значимых действий с объектами недвижимого имущества, не является фактором, изменяющим саму природу гражданско-правовых отношений по поводу этого имущества.
Из обстоятельств настоящего административного дела следует, что вступившим в законную силу решением ... городского суда от 28.09.2006 №<Номер обезличен> на ФИО1 возложена обязанность произвести снос строений: садового домика, бани, теплицы, сарая и уборной, расположенных на земельном участке <Адрес обезличен> в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «...». Указанным решением установлено, что вышеприведенные строения, принадлежащие ФИО1, являются самовольными, были возведены с нарушением Норм проектирования застройки территорий коллективных садов, зданий, сооружений (ВСН 43-85), Правил охраны магистральных трубопроводов, расположены в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «...», установленной СНиП 2.05.06-85, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованным действия регистрирующего органа по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по заявлению административного истца от 18.03.2019 на здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. Приостановление произведено регистрирующим органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренного действующим законодательством.
Апелляционная жалоба в целом повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержат обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-