ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-673/2021 от 27.04.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Андрианова О.Н. адм. дело № 33а-4544/2021

№ 2а-673/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2021 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Хлыстовой Е.В., Лазаревой М.А.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Милявской К.Г. по доверенности Сорокиной Н.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 19 января 2021 года по административному делу № 2а-673/2021 по административному иску Милявской К.Г. к Министерству лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании решения незаконным и возложении обязанностей,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителя административного истца Милявской К.Г. Сорокиной Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Милявская К.Г. обратилась в суд с административным иском к Министерству лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самаркой области о признании решения незаконным и возложении обязанностей.

Указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6 500 кв.м.

Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от 01.12.2009 года, на день приобретения земельный участок имел кадастровый , относился к землям населенных пунктов. Ограничения (обременения) в отношении земельного участка в ЕГРН отсутствовали. С момента приобретения административный истец добросовестно реализовала свои права собственника.

20.06.2017 года распоряжением Губернатора № 367-р создана охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Согласно сведениям публичной кадастровой карты в охранную зону входит земельный участок с кадастровым номером , относящийся к землям населенных пунктов, приобретённый административном истцом 2009 году, о чём ей стало известно в начале 2020 года. В рамках требования п.3 Распоряжения Губернатора Самарской области от 20.06.2017 года № 367-р контроль за выполнением Распоряжения возложен на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которым было подготовлено в электронной форме текстовое и графическое описание местоположение границ охранной зоны, в последующем представленное для внесения в ЕГРН.

Отнесение принадлежащего административному истцу земельного участка к охранной зоне памятника природы регионального значения представляется необоснованным. Включение земельного участка в границы охранной зоны значительно ограничило права собственника, в том числе возможность размещения на участке объектов капитального строительства садовых построек. Тогда как на земельных участках, включенных в охранную зону и имеющие вид разрешенного использования «для ведения гражданами садоводства и огородничества», запрещено строительство, и такие земельные участки согласно Положению об охранной зоне должны использоваться для «свободного посещения граждан, сбора гражданами для собственных нужд лесных ресурсов, лекарственных растений (пункты 3.1, 3.2 Положения об охранной зоне памятника природы регионального значения» Древостой дуба естественного происхождения», утв. Распоряжением Губернатора Самарской области от 20.06.2017 года № 367-р).

10.11.2020 года в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области истцом направлено письмо с просьбой исключить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 6 500 кв. м., из охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения», в исключении земельного участка из границ охранной зоны памятника природы. Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области письмом от 18.11.2020 года № 27-03- 03/24709 отказано, так как предлагаемое ей уменьшение охранной зоны памятника природы регионального «Древостой дуба естественного происхождения» не способствует сохранению природных объектов памятника природы.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Милявская К.Г. просила суд признать отказ в исключении из границ охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> площадью 6 500 кв.м., незаконным. Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подготовить текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны без учёта земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6 500 кв.м., и направить для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости в Управление Росреестра по Самарской области.

Решением Кировского районного суда г. Самары от 19 января 2021 года административные исковые требования Милявской К.Г. оставлены без удовлетворения (л.д. 94-104).

В апелляционной жалобе представитель административного истца Милявской К.Г. Сорокина Н.А. просила решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворит административные исковые требования (л.д. 108-116).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Сорокина Н.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В силу части 2 статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе стороны (административный истец и административный ответчик) и заинтересованные лица.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.

Из материалов дела следует, что Милявская К.Г., является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6 500 кв.м., который приобрела в 2009 году. Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, о чём в единый государственный реестр прав недвижимости внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с представленными координатами входит в охранную зону особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения».

10.11.2020 административным истцом в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области направлено письмо с просьбой исключить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 6 500 кв. м., из охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения», в исключении земельного участка из границ охранной зоны памятника природы.

Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области письмом от 18.11.2020 года № 27-03- 03/24709 Милявской К.Г. отказано, так как предлагаемое ей уменьшение охранной зоны памятника природы регионального «Древостой дуба естественного происхождения» не способствует сохранению природных объектов памятника природы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно подпункту "б" пункта 11 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 2.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 № 528, в ведении Министерства находится нормативное правовое регулирование в сфере лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования на территории Самарской области, осуществление лесного планирования и организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В соответствии с пп. 96 п. 2.2 Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет подготовку предложений на рассмотрение Правительства Самарской области об установлении режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения.

Согласно статье 6 Закона Самарской области от 30.09.2011 N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Самарской области и законов Самарской области, нормативных правовых актов Губернатора Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области.

Постановления и распоряжения Правительства Самарской области подписываются председателем Правительства Самарской области, а в его отсутствие - лицом, его замещающим в соответствии с Уставом Самарской области.

В случае, указанном в пункте 5.2 статьи 67 Устава Самарской области, постановления и распоряжения Правительства Самарской области подписываются Губернатором Самарской области.

Вместе с тем, как следует из имеющихся материалов дела, Правительство Самарской области к участию в административном деле судом первой инстанции не привлечено.

При таких обстоятельствах, поскольку принятое судом первой инстанции решение затрагивает права и законные интересы не привлеченного к участию в административном деле лица – Правительства Самарской области, решение суда подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе.

При новом рассмотрении дела суду в ходе досудебной подготовки дела, учитывая вышеназванные положения КАС РФ, необходимо разрешить вопрос о привлечении к участию в деле Правительства Самарской области.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 19 января 2021 года отменить.

Дело направить в Кировский районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный суд Российской Федерации.

Председательствующий:

Судьи: