ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6748/2027 от 30.01.2019 Курского областного суда (Курская область)

Судья Токмакова Е.В. Дело а-782-2020 г.

46RS0030-01-2019-009749-73

2а-6748/27-2019 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Шуваевой Е.И.,

судей Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Александровой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 апреля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Кумкова Романа Витальевича к административному ответчику Комитету образования и науки Курской области о признании незаконным решения в части аннулирования результатов ЕГЭ по русскому языку от 30.08.2019 года, поступившее с апелляционной жалобой представителя административного истца Кумкова Р.В. – Балуевой Е.М. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 ноября 2019 года, которым постановлено:

« В удовлетворении административного искового заявления административного истца Кумкова Романа Витальевича к административному ответчику Комитету образования и науки Курской области о признании незаконным решения в части аннулирования результатов ЕГЭ по русскому языку от 30.08.2019 года, отказать».

Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кумков Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету образования и науки Курской области, в котором просил признать решение Комитета образования и науки Курской области в лице Государственной экзаменационной комиссии в части аннулирования результатов ЕГЭ по русскому языку от 30.08.2019г. незаконным, мотивируя свои требования тем, что 06 сентября 2019 года ему была вручена выписка из Протокола Государственной экзаменационной комиссии Комитета образования и науки Курской области №44 от 30.08.2019 года, из которой следует, что его результаты ЕГЭ по русскому языку от 03.06.2019 года аннулированы. Основанием для аннулирования результатов ЕГЭ явились выводы членов президиума ГЭК о нарушении им п.65 Порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018г. №190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», в части запрета иметь при себе справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Нарушение п.65 Порядка установлено членами президиума ГЭК в ходе анализа зон риска ЕГЭ в 2019 году, то есть при просмотре видеозаписи зон риска. Решение об аннулировании его результатов ЕГЭ по русскому языку принималось ГЭК Курской области после утверждения результатов Государственной итоговой аттестации. После сдачи экзаменов ЕГЭ ему 21 июня 2019 года был выдан аттестат о среднем общем образовании 04604000011502 МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Черных» Тимского района Курской области. 23.08.2019 года он был зачислен на 1-й курс очной формы обучения по направлению «Электроэнергетика и электротехника» (бакалавр) в ФГБУ «Белгородский государственный технологический университет им.В.Г.Шухова», где в настоящий момент и обучается. Считает решение ГЭК в части аннулирования его результатов ЕГЭ по русскому языку от 30.08.2019г. по образовательным программам общего образования незаконным, поскольку он справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации при сдаче ЕГЭ по русскому языку не использовал и п.65 Порядка не нарушал. В день сдачи экзамена, ему никаких замечаний относительно нахождения у него на столе запрещенных предметов либо справочных материалов сделано не было, акт об удалении с экзамена и о досрочном завершении экзамена не составлялся. Указывает, что решение об аннулировании результата ЕГЭ по русскому языку создает препятствия для его дальнейшего обучения в образовательном учреждении, основанием для поступления в которое являются результаты ЕГЭ, в чем проявляется нарушение его прав и законных интересов.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Кумкова Р.В. – Балуева Е.М. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания приведенных норм следует, что для признания постановления, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие постановления, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности указанных оснований для признания решения в части аннулирования результатов ЕГЭ по русскому языку от 30.08.2019 года незаконным, установив законность действий ГЭК Курской области и отсутствие нарушений прав административного истца.

Данные выводы суда законны и обоснованны, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.

Согласно части 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ) формы, порядок, сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, а также продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

В силу подпункта "а" абзаца 3 пункта 65 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 года N 190/1512 (далее - Порядок проведения ГИА), в день проведения экзамена в пункте проведения экзамена (далее - ППЭ) участникам экзамена запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

В соответствии с п. 36 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. № 190/1512 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г. № 52952) (далее - Порядок ГИА), решение об аннулировании результатов государственной итоговой аттестации принимает председатель Государственной экзаменационной комиссии, утверждаемый Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Председатель Государственной экзаменационной комиссии Курской области утвержден распоряжением Рособрнадзора от 20.05.2019 № 813-10 «О внесении изменений в перечень председателей государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году, утвержденный распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28.12.2018 № 1808-10».

Деятельность Государственной экзаменационной комиссии Курской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году регламентируется Положением, утвержденным приказом комитета образования и науки Курской области от 21.01.2019 № 1-34 (далее - Положение о ГЭК).

В целях рассмотрения общих вопросов по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА), а также для принятия коллегиального решения по вопросам, указанным в п.3.5 Положения о ГЭК, в частности проведения проверки по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА, в том числе по нарушениям, выявленным с помощью материалов видеонаблюдения (для принятия председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК) решения об аннулировании результата ГИА в связи с нарушением установленного порядка проведения ГИА) создан президиум ГЭК, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 06.02.2019 № 1-104.

Видеонаблюдение в пунктах проведения экзамена (далее - ППЭ) организуется согласно абзацу 5 пункта 57 Порядка ГИА, Методическими рекомендациями по организации видеонаблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году (Приложение 14 к письму Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10-987) и Положением по организации видеонаблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Курской области в 2019 году, утвержденным приказом комитета образования и науки Курской области от 24.01.2019 № 1-44.

В соответствии с указанными выше Методическими рекомендациями и Положением по организации системы видеонаблюдения просмотр on-line трансляции из помещений ППЭ производится на специализированном портале в сети «Интернет» с доменным именем «smotriege.ru». Доступ к порталу предоставляется Рособрнадзором ограниченному кругу лиц:

сотрудникам Рособрнадзора;

сотрудникам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, определенным решением руководителей;

общественным наблюдателям, имеющим регистрацию на портале, по запросу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

членам ГЭК (в пределах субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 58 Порядка ГИА срок хранения видеозаписи экзамена - до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена. До наступления указанной даты материалы видеозаписи экзамена могут быть использованы Рособрнадзором, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, с целью выявления фактов нарушения порядка проведения ГИА.

Срок хранения видеозаписи экзамена, на основании которой было принято решение об аннулировании результатов экзамена, составляет не менее трех лет со дня принятия соответствующего решения.

Как установлено в судебном заседании, 30.08.2019 года состоялось заседание президиума ГЭК по вопросу проведения проверки фактов выявленных нарушений Порядка ГИА, в том числе просмотрена видеозапись экзамена, запрошена информация из региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (РИС ГИА), об участнике единого государственного экзамена по русскому языку от 03.06.2019 г., распределенном на место 1В в аудиторию № 36 ППЭ № 92.

Как следует из выписки из протокола Государственной экзаменационной комиссии №44 от 30.08.2019 года, в соответствии с письмом Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Рособрнадзора от 12 июля 2019 года №13-317 во исполнение приказа комитета образования и науки Курской области от 23.07.2019 № 1-866а в целях повышения объективности проведения ГИА по программам среднего общего образования, выявления и профилактики нарушений действующего законодательства в сфере образования, комитетом образования и науки Курской области был проведен анализ форм ППЭ-12- 04МАШ (ведомость учета времени отсутствия участников ГИА в аудитории), размещенных на техническом портале ФГБУ «ФЦТ» в подразделе «Рабочие материалы» регионального раздела субъекта Российской Федерации и полученных Региональным центром обработки информации Курской области.

По результатам просмотра видеоархива экзаменов установлено нарушение Порядка проведения ГИА-11 6 участниками ЕГЭ «Зон риска».

В пункте проведения экзамена №92, расположенном на базе МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Черных» Тимского района Курской области, аудитория №36, у участника ЕГЭ по русскому языку, занимающего место 1В, выявлено наличие письменных заметок, что является нарушением п.65 Порядка в части запрета иметь при себе справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Согласно списку участников экзамена в ППЭ №92 в аудиторию №36 на место 1В распределен Кумков Р.В., выпускник МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Черных».

Указанные действия Кумкова Р.В. свидетельствуют о наличии у него запрещенного к использованию в процессе проведения государственной итоговой аттестации предмета, а, именно, листа бумаги, размер и форма которого не соответствуют выдаваемым при проведении экзамена листам с КИМ и черновикам. То есть наличие этого листа на столе Кумкова Р.В., что явилось нарушением п. 65 Порядка.

Из материалов дела следует, что Кумков Р.В. был проинформирован и ознакомлен с Порядком проведения ГИА.

Члены президиума ГЭК высказали мнение, что участником ЕГЭ Кумковым Р.В. допущено нарушение п.65 Порядка в части запрета иметь при себе справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Президиумом Государственной экзаменационной комиссии Комитета образования и науки Курской области принято решение признать факт нарушения участником ЕГЭ Кумковым Р.В. п.65 Порядка установленным; аннулировать результат ЕГЭ по русскому языку от 03.06.2019 года участника, допустившего нарушение установленного порядка, выпускника МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Черных» Кумкова Р.В.

06 сентября 2019 года Кумкову Р.В. вручена выписка из Протокола Государственной экзаменационной комиссии Комитета образования и науки Курской области №44 от 30.08.2019 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с установленным порядком и не противоречит положениям действующего законодательства.

Суд верно указал в решении, что решение об аннулировании результата экзамена Кумскова Р.В. принято в связи с доказанностью факта нарушения им требований пункта 65 Порядка проведения ГИА, выразившегося в том, что в ППЭ данный ученик имел при себе письменные заметки, что подтверждается содержанием видеозаписей хода ЕГЭ, а также иными исследованными по делу доказательствами.

Оснований не согласиться с правильностью таких выводов, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы по существу выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения норм материального права, каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Кумкова Р.В. – Балуевой Е.М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи