судья 1 инстанции: Домникова М.В. дело №33а-10754/2019
дело 1 инстанции: №2а-678/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 ноября 2019 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре | Курапова З.И., Мостовенко Н.Р., Дубровой А.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафарова Нури Маратовича к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым Сафоновой Елене Анатольевне о признании решения недействительным и обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 мая 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителей сторон, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Сафаров Н.М. обратился в Железнодорожный районный суд города Симферополя с административным иском к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором, просил признать незаконными решения Муниципального казенного учреждения департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым о возврате документов, оформленные ответами 10 декабря 2018 года №31638/40/05-06, от 17 декабря 2018 года №32647/40/05-06, от 19 декабря 2018 года №32631/40/05-06; обязать Администрацию города Симферополя РК рассмотреть по существу заявления истца от 30 ноября 2018 года и от 07 декабря 2018 года о передаче в собственность земельного участка, представленного некоммерческому объединению граждан садоводческому товариществу «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» для ведения садоводства и от 07 декабря 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Требования мотивированы тем, что административный истец с 22 ноября 2008 года является членом садоводческого товарищества «Сегмент» и в его пользовании находится земельный участок №29, площадью 400 кв.м. Садоводческое товарищество «Сегмент» зарегистрировано как юридическое лицо 10 апреля 1984 года. Решением Крымоблисполкома от 29 июля 1981 года №443 Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», которым в дальнейшем было создано садоводческое товарищества «Сегмент», отведён земельный участок, общей площадью 3,36 га. В дальнейшем, разработан технико-рабочий проект организации территории садоводческого товарищества «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь», в состав которого вошёл акт установления границ в натуре от 24 декабря 1981 года, подтверждающий факт отведения в натуре земельного участка 3,67 га. Проект организации территории СТ «Сегмент» был утверждён как составляющая проекта организации территории Каменского массива решением исполкома Симферопольского городского совета народных депутатов Крымской области №587 от 16 декабря 1983 «О садоводческих товариществах Каменского массива». СТ «Сегмент» не прошло перерегистрацию в соответствии с действующим законодательством. Членами СТ «Сегмент» учреждён новый садовый потребительский кооператив «Сегмент», зарегистрированный как юридическое лицо 12 января 2016 года, который не оформил в соответствии с требованиями закона вышеуказанный ранее отведённый земельный участок. 02 сентября 2016 года земельному участку, площадью 33600 кв.м. присвоен кадастровый номер. Административный истец указывает, что справкой, выданной СТ «Сегмент» 30 января 2017 года, подтверждается факт закрепления за ним земельного участка № площадью 446,5 кв.м., которая была уточнена в связи с подготовкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Реализуя свое право о передаче без торгов в собственность земельного участка, административным истцом в Администрацию города Симферополя 30 ноября 2018 года подано соответствующие заявление. Ответом МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым от 10 декабря 2018 года №31638/40/05-06 административному истцу сообщено о возврате документов без рассмотрения, поскольку им не соблюдены требования подпунктов 3, 4, 8, 10 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а земельный участок СПК «Сегмент» не предоставлялся, поэтому СПК «Сегмент» необходимо соблюсти процедуру оформления земельного участка на СПК, зарегистрированного после 01 марта 2015 года, и у которого отсутствуют документы на земельный участок. Кроме того, на заявление истца от 07 декабря 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ответом от 17 декабря 2018 года №32647/40/05-06 возращены документы истца по причине несоблюдения требований пункта 1 статьи 39.15, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и необходимости оформления земельного участка СПК «Сегмент», а согласно ответу от 19 декабря 2018 года на заявление истца от 07 декабря 2018 года, его заявление также возвращено, поскольку не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а земельный участок СПК «Сегмент» не предоставлялся и не оформлялся согласно Закону Республики Крым от 23.11.2016 года №320. Административный истец указывает, что ни один из ответов не содержит оснований для возврата заявления, предусмотренных законом.
Определением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 06 марта 2019 года к участию по делу в качестве административного соответчика привлечён начальник управления земельных ресурсов Сафонова Е.А.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 20 мая 2019 года административный иск Сафарова Н.М. удовлетворён частично: решения начальника Управления земельных ресурсов Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Сафоновой Е.А., оформленные ответами от 10 декабря 2018 года за №31638/40/05-06, от 17 декабря 2018 года за № 32647/40/05-06, от 19 декабря 2018 года за № 32631/40/05-06 признаны незаконными, на Администрацию города Симферополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сафарова Н.М. о передаче в собственность земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан садоводческому товариществу «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» для ведения садоводства от 30 ноября 2018 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Сафарову Н.М. отказано.
В апелляционной жалобе административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В частности, указано, что из ответов МКУ Департамента развития муниципальной собственности усматривается, что первоначальное заявление административного истца не в полной мере соответствовало пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, решением Крымоблисполкома от 29 июля 1981 года №443 Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», которым в дальнейшем было создано садоводческое товарищество «Сегмент», отведён земельный участок общей площадью 3,36 га. Однако, Садовое товарищество «Сегмент» не было перерегистрировано в законодательное поле Российской Федерации до 01 марта 2015 года, было создано новое юридическое лицо СПК «Сегмент». Также было указано, что в Администрацию города Симферополя поступил межведомственный запрос из Министерства имущества и земельных отношений Республики Крым относительно возможности расположения СПК «Сегмент» в ранее учтённых границах СТ «Сегмент». Таким образом, рассмотреть заявление Сафарова Н.И. не представлялось возможным. В заявлении Сафарова Н.И. от 07 декабря 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка также были нарушены требования к заявлению, предусмотренные статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявление административного истца от 07 декабря 2018 года о предоставлении земельного участка также не соответствовало статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, из-за ненадлежащего оформления Сафаровым Н.М. заявлений и приложенных к нему документов рассмотреть повторно заявления не представляется возможным.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом поданы письменные возражения на апелляционную жалобу о законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации города Симферополя по доверенности Чикова А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного истца Сафарова Н.М. по доверенности Ширшова З.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её необоснованной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся в деле письменным доказательствам.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сафаров Н.М., согласно выписки из протокола общего собрания членов СТ «Сегмент» №40 от 29 ноября 2014 года, является членом Садоводческого товарищества «Сегмент» и ему выделен в пользование земельный участок №, общей площадью 400 кв.м. (т.1 л.д. 70).
Из справки №29 от 30 октября 2017 года, выданной Сафарову Н.М. СТ «Сегмент» следует, что земельный участок №, площадью 446,5 кв.м., находится в границах <адрес> рабочего проекта организации территории садоводческого товарищества «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» (т.1 л.д. 69).
30 ноября 2018 года Сафаров Н.М. обратился в Администрацию города Симферополя с заявлением о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 446,5 кв.м., кадастровый номер участка №, предоставленного некоммерческому объединению граждан садоводческому товариществу «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь», для ведения садоводства. Просил согласовать схему расположения запрашиваемого участка на кадастровом плане территории (КПТ) и вынести решение о передаче земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, без проведения торгов в собственность бесплатно. В заявлении имеется ссылка на положения ст. 3, п. 2.7.-2.10. Федерального Закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (т.1 л.д. 73).
К заявлению административным истцом приложены: копия паспорта заявителя; копия членской книжки СТ «Сегмент»; справка садоводческого товарищества «Сегмент» от 30 октября 2017 года; выписка из протокола №40 от 29 ноября 2014 года; копия решения Крымского облисполкома №443 от 29 июля 1981 года; копия архивной выписки приложения к решению Крымского облисполкома №443 от 29 июля 1981 года; копия кадастрового паспорта земельного участка, из которого образуется запрашиваемый участок; копия плана расположения земельного участка СТ «Сегмент»; копия регистрационного документа СТ «Сегмент»; копия ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю на запрос СТ «Сегмент»; копия ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на запрос СТ «Сегмент»; схема расположения садового участка на кадастровом плане территории (КПТ); копия техно-рабочего проекта организации территории садоводческого товарищества «Сегмент» завода «Сельхоздеталь».
По результатам рассмотрения данного заявления МКУ Департамент развития муниципальной собственности предоставлен ответ от 10 декабря 2018 года за №31638/40/05-06 (т.1 л.д. 76-79).
Административному истцу сообщено о невозможности рассмотрения заявления со ссылкой на подпункты 1, 3, 4, 8, 10 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации: в заявлении о предоставлении земельного участка не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый номер земельного участка указан некорректно, не указано основание предоставления земельного участка, не указаны реквизиты постановления об утверждении проекта межевания территории, а также почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. Одновременно заявителю разъяснены особенности предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, садоводческому некоммерческому объединению граждан, регламентированные Законом Республики Крым от 23.11.2016 №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым», что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым разработаны Дорожные карты по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, а также непосредственно гражданам - членам садоводческого некоммерческого объединения. Исходя из сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документов, а также принимая во внимание учётные данные Департамента, документы, подтверждающие передачу указанного земельного участка, выделенного ранее Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», СПК «СЕГМЕНТ», отсутствуют, а согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, СПК «СЕГМЕНТ» зарегистрировано после указанной даты - 12 января 2016 года. С учётом изложенных обстоятельств, СПК «СЕГМЕНТ» имеет право оформить земельный участок в порядке, предусмотренном Дорожной картой №3 по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на землю: необходимо подать инициативное заявление в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в ранее учтённых границах. С целью уточнения информации о результатах рассмотрения Межведомственной комиссией заявления СПК «СЕГМЕНТ» административному истцу рекомендовано обратиться в МИЗО.
07 декабря 2018 года Сафаров Н.М. обратился с заявлением в Администрацию города Симферополя об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, предварительного согласования предоставления земельного участка, площадью 446,5 кв.м., по адресу: г. Симферополь, Каменский массив 10, проезд 22, улица (Федоренко, 29) с разрешенным использованием - ведение садоводства, в целях предоставления в собственность, основание: статья 3, п. 2.7-2.10 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (т.1 л.д.74).
К заявлению приложены: копия решения Крымского облисполкома №443 от 29 июля 1981 года; копия архивной выписки приложения к решению №443; копия схемы расположения участка на кадастровом плане территории; выписка из протокола №40 от 29 ноября 2014 года общего собрания членов некоммерческого садоводческого объединения граждан о распределении земельных участков между членами указанного объединения, копия паспорта, удостоверяющего личность заявителя.
По результатам рассмотрения заявления, административному истцу МКУ Департамент развития муниципальной собственности дан ответ от 17 декабря 2019 года за №32647/40/05- 06 о возврате заявления (т.1 л.д. 80-83).
В ответе со ссылками на положения статьи 39.15, пункта 1 статьи 20, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указано: в заявлении не указаны паспортные данные заявителя, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, неверно указано основание в заявлении, к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на здания, сооружения, расположенные на испрашиваемом земельном участке, испрашиваемый земельный участок частично попадает в коридор красных линий. Кроме того, сообщено, что представленная схема подготовлена с нарушением требований к её подготовке, а именно: на схеме не учтены сведения о красных линиях. Исходя из сведений, содержащихся в заявлении и приложенным к нему документов, а также принимая во внимание учетные Департамента, решением Крымского областного совета народных депутатов исполнительного комитета от 29.02.1981 года №443 «Об отводе земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям г. Симферополя для организации коллективного садоводства в районе с. Каменка Симферопольского района» Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь» был отведен под коллективное садоводство земельный участок, площадью 3,36 га. Однако, документы, подтверждающие передачу указанного земельного участка, выделенного ранее Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», СПК «СЕГМЕНТ», отсутствуют. Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, СПК «СЕГМЕНТ» зарегистрировано после указанной даты - 12 января 2016 года. СПК «СЕГМЕНТ» имеет право оформить испрашиваемый земельный участок в порядке, предусмотренном Дорожной картой №3 по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Председателю СПК «СЕГМЕНТ» необходимо обратиться в адрес Администрации с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. После принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, СПК «СЕГМЕНТ» необходимо обеспечить разработку проекта межевания территории и обратиться в адрес Администрации с заявлением о его утверждении.
Одновременно с вышеуказанным заявлением от 07 декабря 2019 года, Сафаров Н.М. обратился с заявлением в Администрацию города Симферополя о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: РК, <адрес> площадью 446,5 кв.м., кадастровый номер участка №, предоставленного некоммерческому объединению граждан садоводческому товариществу «СЕГМЕНТ» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» для ведения садоводства. Просил вынести решение о передаче земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, без проведения торгов в собственность бесплатно, ссылаясь на статью 3, п. 2.7.- 2.10. Федерального Закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (т.1 л.д. 75).
К заявлению административным истцом приложены: копия паспорта; копия членской книжки СТ «Сегмент»; справка садоводческого товарищества «Сегмент» от 30 октября 2017 года; выписка из протокола №40 от 29 ноября 2014 года; копия решения Крымского облисполкома №443 от 29 июля 1981 года; копия архивной выписки приложения к решению Крымского облисполкома №443 от 29 июля 1981 года; копия кадастрового паспорта земельного участка, из которого образуется запрашиваемый участок; копия плана расположения земельного участка СТ «Сегмент»; копия регистрационного документа СТ «Сегмент»; копия техно-рабочего проекта организации территории садоводческого товарищества «Сегмент» завода «Сельхоздеталь».
По результатам рассмотрения заявления административному истцу МКУ Департамент развития муниципальной собственности предоставлен ответ от 19 декабря 2018 года за №32631/40/05-06 о возврате заявления (т.1 л.д. 84-87).
Согласно ответу, со ссылками на статью 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, административному истцу сообщено, что в заявлении не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, основание предоставления земельного участка без проведения торгов. В связи с чем, рассмотреть заявление не представляется возможным. Также, в указанном ответе указано на особенность предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, садоводческому некоммерческому объединению граждан в соответствии с Законом Республики Крым от 23.11.2016 №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым». Исходя из сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документов, а также принимая во внимание учетные данные Департамента, решением Крымского областного совета народных депутатов исполнительного комитета от 29.02.1981 года № 443 «Об отводе земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям г. Симферополя для организации коллективного садоводства в районе с. Каменка Симферопольского района» Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь» был отведён под коллективное садоводство земельный участок, площадью 3,36 га. Однако, документы, подтверждающие передачу указанного земельного участка, выделенного ранее Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», СПК «СЕГМЕНТ», отсутствуют. Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лип, СПК «СЕГМЕНТ» зарегистрировано после указанной даты - 12 января 2016 года. СПК «СЕГМЕНТ» имеет право оформить испрашиваемый земельный участок в порядке, предусмотренном Дорожной картой №3 по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Согласно указанной Дорожной карте СПК «СЕГМЕНТ» необходимо подать инициативное заявление в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах. Состав и положение Межведомственной комиссии утверждены постановлением Совета министров Республики Крым от 04.04.2017 №175.
Удовлетворяя административный иск Сафарова Н.М., суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком нарушен порядок рассмотрения заявлений административного истца, заявления Сафарова Н.М. от 30 ноября 2018 года и 07 декабря 2018 года по существу не рассмотрены, чем нарушены его права и законные интересы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьёй 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, которое принимает уполномоченный орган, предусмотрены статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; цель использования земельного участка; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При этом, как усматривается из заявления Сафарова Н.М. от 30 ноября 2019 года, в нарушение пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предоставлении земельного участка: не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем; кадастровый номер земельного участка указан общей площадью 33600 кв.м.;. Кроме того, административным истцом не предоставлены документы, подтверждающие передачу указанного земельного участка выделенного ранее Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», СПК «Сегмент», учитывая, что, как сам подтверждает административный истец в административном исковом заявлении, СТ «Сегмент» в соответствии с требованиями российского законодательства не прошло перерегистрацию, членами СТ «Сегмент» в 2016 году учреждён новый СПК «Сегмент».
Заявление Сафарова Н.И. от 07 декабря 2018 года о предоставлении земельного участка также подано с нарушением статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в нарушение пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предоставлении земельного участка не указаны: реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы требования, предъявляемые к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Согласно пункту 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом, в предоставленном Сафаровым Н.М. заявлении от 07 декабря 2018 года по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка не указаны его паспортные данные, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты.
Согласно пункту 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как усматривается из содержания поданных административным истцом заявлений о предоставлении земельного участка, заявление подавалось в порядке оформления прав граждан, являющихся членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, на земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в соответствии с пунктами 2.7.-2.10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» (далее Федеральный закон от 25.10.2001 г. №137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.7. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
При этом, частью 1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают следующие уполномоченные органы (далее - уполномоченные органы):
Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;
уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования (статья 2 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015).
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан устанавливаются законом Республики Крым (статья 19.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015).
Как предусмотрено статьёй 20 вышеуказанного Закона Республики Крым, до 31 декабря 2020 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду:
членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц;
членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым».
Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).
Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства - в аренду или собственность за плату.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23.11.2016 №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, созданному после вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в соответствии с законодательством Российской Федерации членами садоводческого, садово-огородного или дачного товарищества (кооператива), ранее действовавшего до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при наличии документов, подтверждающих предоставление соответствующих земельных участков указанному садоводческому, садово-огородному или дачному товариществу (кооперативу), осуществляется в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона.
Предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, зарегистрированному после вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, осуществляющими ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на указанных земельных участках, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом министров Республики Крым.
Садоводческие, садово-огородные или дачные товарищества (кооперативы), осуществляющие ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, должны быть учтены органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до 1 января 2019 года, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Административному истцу в оспариваемых ответах разъяснены особенности предоставления на территории Республики Крым земельного участка, находящегося в муниципальной собственности члену садоводческого некоммерческого объединения граждан, регламентированные, в том числе, Законом Республики Крым от 23.11.2016 №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым».
Одновременно указано, что документы, подтверждающие передачу земельного участка, выделенного ранее Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», из которого и следует образовать испрашиваемый Сафаровым Н.М. земельный участок, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц СПК «СЕГМЕНТ», созданному, как сам указывает административный истец именно членами СТ «СЕГМЕНТ», отсутствуют. Разъяснено, что после оформления документов СПК «СЕГМЕНТ» на земельный участок, из которого следует образовать испрашиваемый заявителем земельный участок, Сафаров Н.М. вправе обратиться с соответствующим заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка.
Таким образом, оспариваемые ответы административного ответчика основаны на вышеуказанных нормах законодательства, не создают административному истцу препятствий в приобретении бесплатно испрашиваемого земельного участка в установленном законом порядке, основания считать, что права и свободы, о защите которых просит административный истец, нарушены административным ответчиком оспариваемым письмами от 10 декабря 2018 года, 17 декабря 2019 года, 19 декабря 2018 года или существует угроза их нарушения, отсутствуют.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск Сафарова Н.М., пришёл к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения.
Исковые требования о возложении на ответчика совершить определённые действия удовлетворению не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Понуждение судом соответствующего органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) этого органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При вышеуказанных обстоятельствах, решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 мая 2019 года подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении административного иска.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 мая 2019 года по административному делу №2а-678/2019 в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения начальника управления земельных ресурсов Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым Сафоновой Е.А., оформленные ответами от 10 декабря 2018 года за №31638/40/05-06, от 17 декабря 2018 года за № 32647/40/05-06, от 19 декабря 2018 года за №3231/40/05-06, о возложении обязанности на Администрацию города Симферополя повторно рассмотреть заявление Сафарова Н.М. о передаче в собственность земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан садоводческому товариществу «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» для ведения садоводства от 30 ноября 2018 года - отменить, принять в этой части по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Сафарова Нури Маратовича к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым Сафоновой Елене Анатольевне о признании решения недействительным и обязании совершить определённые действия - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко