ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-67/20 от 15.06.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело №2а-67/2020

№33а-8189/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Уфа 15 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Масагутова Б.Ф.,

судей Каримовой Ф.М. и Куловой Г.Р.,

при секретаре Воробьеве А.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Кумертау Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по г.Кумертау, Министерству внутренних дел по Республики Башкортостан о возложении обязанности устранить выявленные нарушения и приостановлении деятельности изолятора временного содержания Отдела МВД России по г.Кумертау до полного устранения нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательств, по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республики Башкортостан на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя МВД по Республике Башкортостан Галлямова Р.С. и представителя Отдела МВД России по г.Кумертау Тавабиловой А.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Сафина А.Р., судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Кумертау Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц с учетом последующего уточнения обратился в суд с иском к Отделу МВД России по г.Кумертау, МВД по Республике Башкортостан о возложении обязанности устранить выявленные нарушения и приостановлении деятельности изолятора временного содержания Отдела МВД России по г.Кумертау до полного устранения нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательств.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г.Кумертау проведена проверка исполнения законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в деятельности ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау, в ходе которой выявлены нарушения: камеры ИВС не оборудованы кранами с водопроводной водой и санитарными узлами с соблюдением требований приватности; в 1, 2, 10 камерах отсутствуют индивидуальные кровати, столы и скамьи; во всех камерных помещениях искусственная освещенность ниже санитарных норм в размере 150 лк; естественное освещение, а также подогрев притока воздуха в холодный период года в вытяжной вентиляции отсутствуют; в уборной расположено 4 унитаза типа «Чаша Генуя» с нарушениями условий приватности.

Согласно акту обследования ИВС Отдела России по г.Кумертау на предмет санитарно-эпидемиологического состояния также выявлены иные нарушения: внешнее косметическое состояние камер является ненадлежащим (требуется оштукатуривание, побелка и покраска), мебель в камерах (столы, стулья, шкафы) подлежат необходимой замене ввиду аварийного состояния; в прогулочном дворе необходимо провести косметический ремонт (оштукатуривание, побелка, покраска стен) ввиду их ненадлежащего состояния; электрический водонагреватель накопительного типа на 80 литров отмечается малым объемом, вследствие чего, прием душа (помывка) не представляется возможным для спецконтингента при среднесуточном объеме содержащихся в количестве 12 человек.

В ходе проверки условий содержания в ИВС ОМВД России по г.Кумертау на предмет соблюдения противопожарной безопасности выявлены следующие нарушения: в здании ИВС система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям; отделка потолка в помещении душевой ИВС ОМВД России по г.Кумертау выполнена с применением материалов с неизвестными показателями пожарной опасности (пластиковые панели); помещение кладовой ИВС ОМВД России по г.Кумертау не отделено от основных помещений другого класса функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями или противопожарными преградами (отсутствует противопожарная дверь).

По факту выявленных нарушений прокуратурой г.Кумертау 30 августа 2019 года внесено представление в адрес начальника ОМВД России по г.Кумертау, на которое поступил ответ, что по всем выявленным в ходе прокурорской проверки нарушениям заявка направлена в МВД по Республике Башкортостан с подробным описанием выявленных нарушений и конкретных требований к их устранению. 17 октября 2019 года из МВД по Республике Башкортостан поступил ответ о том, что финансирование капитального ремонта распределено и законтактировано на период времени с 2016 по 2019 год включительно. 15 мая 2019 года направлены заявки на проведение капитального ремонта объектов МВД по Республике Башкортостан в плановом периоде 2020-2021 года. Между тем, вскрытые в ходе прокурорской проверки нарушения условий содержания в ИВС ОМВД России по г.Кумертау нарушают права лиц, содержащихся в нем, и требуют их незамедлительного устранения.

Прокурор г.Кумертау РБ с учетом уточнения требований просил суд признать бездействие начальника Отдела МВД России по г.Кумертау Абзалилова М.З. по приведению ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательств незаконным; обязать Отдел МВД России по г.Кумертау, МВД по Республике Башкортостан устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в деятельности ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау, с этой целью:

- во всех камерных помещениях произвести косметический ремонт - оштукатуривание, побелку и покраску;

- во всех камерных помещения произвести ремонт столов, стульев, шкафов;

- в прогулочном дворе произвести косметический ремонт (оштукатуривание, побелка и покраска стен);

- оборудовать камеры 1, 2, 10 индивидуальными спальными местами;

- произвести реконструкцию светильников в камерных помещениях для доведения искусственной освещенности до 150 люкс;

- оборудовать камеры кранами с водопроводной водой и санитарными узлами с соблюдением требований приватности;

- привести систему оповещения и управления эвакуацией людей в помещении в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 52, пункта 2 статьи 54, статьи 84, статьи 151 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- заменить пластиковый материал обшивки потолка в помещении душевой на огнеустойчивый материал; установить противопожарную дверь в кладовой;

приостановить деятельность изолятора временного содержания Отдела МВД России по г.Кумертау до полного устранения выявленных нарушений; установить, что факт устранения нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательств быть подтвержден заключением (заключениями) уполномоченных контрольно-надзорных органов.

Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 ноября 2019 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - ЦГСЭН ФКУЗ «МЧС МВД России по Республике Башкортостан», Кумертауский межрайонный отдел надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, Управление охраны общественного порядка МВД по Республике Башкортостан (л.д.41).

Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 января 2020 года производство по гражданскому делу в части признания бездействия начальника Отдела МВД России по г.Кумертау Абзалилова М.З. по приведению ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательств незаконным, прекращено в связи с отказом прокурора от иска в указанной части (л.д.150-152).

Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 января 2020 года постановлено:

уточненные исковые требования прокурора г.Кумертау Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по г.Кумертау, Министерству внутренних дел по Республики Башкортостан, о возложении обязанности устранить выявленные нарушения и приостановлении деятельности изолятора временного содержания Отдела МВД России по г.Кумертау до полного устранения нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательств – удовлетворить частично.

Обязать Отдел МВД России по г.Кумертау и Министерство внутренних дел по Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства в деятельности изолятора временного содержания Отдела МВД России по г.Кумертау, с этой целью:

- во всех камерных помещениях произвести косметический ремонт – оштукатуривание, побелку и покраску;

- во всех камерных помещениях произвести ремонт столов, стульев, шкафов;

- в прогулочном дворе произвести косметический ремонт (оштукатуривание, побелка и покраска стен);

- оборудовать камеры 1, 2, 10 индивидуальными спальными местами;

- произвести реконструкцию светильников в камерных помещениях для доведения искусственной освещенности до 150 люкс;

- привести систему оповещения и управления эвакуацией людей в помещении в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

- заменить пластиковый материал обшивки потолка в помещении душевой на огнеустойчивый материал;

- установить противопожарную дверь в кладовой.

Установить, что факт устранения нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательств должен быть подтвержден заключением (заключениями) уполномоченных контрольно-надзорных органов.

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Кумертау Республики Башкортостан о возложении на ответчиков обязанности об оборудовании камер ИВС кранами с водопроводной водой и санитарными узлами с соблюдением требований приватности и приостановлении деятельности изолятора временного содержания Отдела МВД России по г.Кумертау до полного устранения нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательств – отказать.

В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Башкортостан Тавабилова А.Р. просит решение отменить, считает его незаконным. Указала, что в декабре 2019 года были выделены лимиты в сумме 231 182,14 рублей на ремонт ИВС Отдела. 17 декабря 2019 года между ООО «Яркий» и Отделом МВД России по г.Кумертау заключен государственный контракт №53 на капитальный ремонт ИВС Отдела в соответствии с локально-сметным расчетом. Согласно приказа МВД по Республике Башкортостан от 19 декабря 2017 года №1195 «Об утверждении Положения об Отделе МВД России по городу Кумертау», Отдел МВД России по г.Кумертау является отдельным от МВД по Республике Башкортостан юридическим лицом, выступает истцом и ответчиком в суде. Отдел МВД является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы. Здание ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау построено ранее издания вышеуказанного приказа и является не типовым по конструкции.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 июня 2020 года гражданское дело передано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан для рассмотрения административного иска прокурора г.Кумертау Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел России по г.Кумертау и Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о возложении ряда обязанностей по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 2 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе:

- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

- контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 года №950 (далее – Правила).

На основании статьи 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Как следует из статьи 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

По смыслу статьи 23 названного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно статье 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 года №950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.

В силу пункта 45 данных Правил, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бочком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 47 Правил).

При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности (пункт 48 Правил).

Согласно части 1 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Постановлением Правительства Российской Федерации №627 от 15 октября 2003 года утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

В соответствии с пунктом 11 Положения задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах). Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

Согласно Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 30 апреля 2012 года №389 (пункт 8.5), после доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный обязан поместить доставленное лицо в помещение для задержанных, оборудованное в соответствии с правилами, предусмотренными приложением №2 к настоящему Наставлению.

Приложением №2 к указанному Наставлению являются Правила оборудования служебных помещений для задержанных.

Согласно статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой г.Кумертау проверки соблюдения законодательства, регламентирующего порядок содержания лиц, содержащихся под стражей, и лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, в ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г.Кумертау, ул.Салавата, д.19, были выявлены следующие нарушения требований санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства:

- камеры ИВС отдела МВД России по г.Кумертау не оборудованы кранами с водопроводной водой и санитарными узлами с соблюдением требований приватности;

- в 1, 2, 10 камерах отсутствуют индивидуальные кровати, столы и скамьи;

- в нарушение пункта 2 таблицы 1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», во всех камерных помещениях искусственная освещенность ниже санитарных норм в размере 150 лк;

- естественное освещение, а также подогрев притока воздуха в холодный период года в вытяжной вентиляции отсутствуют;

- в уборной расположено 4 унитаза типа «Чаша Генуя» с нарушениями условий приватности;

- внешнее косметическое состояние камер является ненадлежащим (требуется оштукатуривание, побелка и покраска), мебель в камерах (столы, стулья, шкафы) подлежат необходимой замене ввиду аварийного состояния;

- в прогулочном дворе необходимо провести косметический ремонт (оштукатуривание, побелка, покраска стен) ввиду их ненадлежащего состояния;

- электрический водонагреватель накопительного типа на 80 литров отмечается малым объемом, вследствие чего, прием душа (помывка) не представляется возможным для спецконтингента при среднесуточном объеме содержащихся в количестве 12 человек;

- в здании ИВС система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- отделка потолка в помещении душевой, ИВС ОМВД России по г.Кумертау выполнена с применением материалов с неизвестными показателями пожарной опасности (пластиковые панели) (нарушение п. 33 ППР в РФ, п. 6.25 СНиП 21-01-97, таб. 3, 28 п. 7, ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- помещение кладовой ИВС ОМВД России по г.Кумертау не отделено от основных помещений другого класса функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями или противопожарными преградами (отсутствует противопожарная дверь) (нарушение пункта 7.4 СНиП 21-01-97, пункта 1 статьи 88 Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Указанные выше обстоятельства подтверждаются справкой по результатам проведенной проверки условий содержания в ИВС ОМВД России по г.Кумертау от 28 августа 2019 года (л.д.5-10), актом осмотра камер ИВС ОМВД России по г.Кумертау (л.д.16-18), справкой Кумертауского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от 29 августа 2019 года (л.д.11), и не оспаривались ответчиком.

30 августа 2019 года прокуратурой г.Кумертау в адрес ОМВД России по г.Кумертау направлено представление об устранении выявленных нарушений по результатам проведенной проверки условий содержания в ИВС ОМВД России по г.Кумертау (л.д.12-13).

По результатам рассмотрения представления ОМВД России по г.Кумертау 10 сентября 2019 года проведено оперативное совещание, а также направлена заявка в тыл МВД по Республике Башкортостан о выделении денежных средств для устранения выявленных нарушений (л.д.14-15, 33-34).

Из ответа МВД по Республике Башкортостан на заявку Отдела МВД России по г.Кумертау от 03 октября 2019 года следует, что осуществление капитального ремонта в ИВС ОМВД России по г.Кумертау является нецелесообразным, так как после проведения ремонтных работ ИВС по-прежнему не будет соответствовать всем требованиям нормативных актов по причине его расположения в подвальном помещении административного здания органов внутренних дел, в связи с чем, принято решение о строительстве нового здания межрайонного ИВС. Положительного решения о финансировании на сегодняшний день не достигнуто. Денежные средства федерального бюджета, предназначенные на проведение первоочередных работ по капитальному ремонту объектов МВД по Республике Башкортостан на 2019-2021 года относящихся к объектам федеральной формы собственности, распределены и законтрактованы в полном объеме (л.д.35-36).

Вместе с тем, до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, что послужило основанием для обращения прокурора г.Кумертау в суд.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем здания Отдела МВД России по г.Кумертау, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Кумертау, ул.Салавата, д.19, является Российская Федерация, зарегистрировано право оперативного управления за Отделом МВД России по г.Кумертау (л.д.31).

В соответствии с Положением об Отделе МВД России по г.Кумертау, утвержденным приказом МВД по Республике Башкортостан №1195 от 19 декабря 2017 года, Отдел МВД России по г.Кумертау является юридическим лицом, имеет печать, самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает истцом и ответчиком в суде (л.д.74-87).

В силу подпункта 21 пункта 10 Положения об Отделе МВД России по г.Кумертау, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, Отдел МВД России по г.Кумертау обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

Из технического паспорта изолятора временного содержания Отдела МВД России по г.Кумертау следует, что он расположен в подвальном помещении здания отдела полиции. Изолятор временного содержания оборудован центральным отоплением, вытяжной принудительной вентиляцией, канализация центральная, электроснабжение центральное.

Распоряжением МВД по Республике Башкортостан №1/1726 от 05 декабря 2019 года приостановлена деятельность ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау на период проведения ремонтных работ с 09 по 29 декабря 2019 года (л.д.39-40).

24 декабря 2019 года срок действия распоряжения МВД по Республике Башкортостан №1/1726 от 05 декабря 2019 года продлен до 21 января 2020 года (л.д.107).

17 декабря 2019 года Отделом МВД России по г.Кумертау с ООО «Яркий» заключен государственный контракт №53 на капитальный ремонт ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау (л.д.55-71).

По результатам проведенного капитального ремонта ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау выполнены следующие работы: общестроительные работы: разборка покрытий полов: дощатых, разборка оснований покрытия полов: лаг из досок и брусков, укладка лаг по плитам перекрытий, устройство покрытий: дощатых толщиной 36 мм, монтаж стеллажей и других конструкций, закрепляемых на фундаментах внутри зданий, прочие индивидуальные сварные конструкции, масляная окраска металлических поверхностей: стальных балок, труб, улучшенная окраска масляными составами по дереву: полов, демонтаж дверных коробок: в деревянных стенах каркасных и в перегородках, снятие дверных проемов, снятие наличников, установка противопожарных дверей: однопольных глухих, установка металлической противопожарной двери, ремонт штукатурки откосов внутри здания по камню и бетону цементно-известковым раствором, окраска по штукатурке стен, разборка потолков реечных алюминиевых, устройство потолков реечных алюминиевых, устройство уголка декоративного (пристенного); электромонтажные работы: демонтаж светильников для люминесцентных ламп, демонтаж выключателей, розеток, провод групповой осветительных сетей в защитной оболочке или кабель двух-, трехжильный: под штукатурку по стенам или в бороздах, в пустотах плит перекрытий, кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющей горение, с низким дымо- и газовыделением, светильник потолочный или настенный с креплением винтами или болтами для помещений, светильники НСП 41-200-001, ЛПО 56-1х11-001, светильник отдельно устанавливаемый: на штырях с количеством лам в светильнике, светильник потолочный с рассеивателем из полистирола, розетка штепсельная трехполюсная, розетка штепсельная с заземляющим контактом, выключатели, пробивка в кирпичных стенах борозд, - на общую сумму 231 182,14 рублей, что подтверждено актом о приемке выполненных работ от 23 декабря 2019 года, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 23 декабря 2019 года, счет-фактурой №32 от 17 декабря 2019 года (л.д.134-141).

Распоряжением МВД по Республике Башкортостан №1/133 от 18 января 2020 года по результатам комиссионного обследования от 17 января 2020 года ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау в части инженерно-технической укрепленности и санитарно-эпидемиологического состояния ИВС Отдела МВД России по г.Кумертау признан пригодным для размещения и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, рекомендован для ввода в эксплуатацию с 22 января 2020 года (л.д.132-133).

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о наличии в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по г.Кумертау нарушений санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства, влекущих нарушение прав и законных интересов лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, а также лиц, задержанных за административное правонарушение.

Недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий по обеспечению санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности с недостаточностью финансирования указанных мероприятий.

Вместе с тем, правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности об оборудовании камер ИВС кранами с водопроводной водой и санитарными узлами с соблюдением требований приватности, поскольку изолятор временного содержания находится в подвальном помещении, что ниже уровня коллектора самотечной канализации, проходящей рядом со зданием, а также ниже уровня коммуникационных сооружений г.Кумертау, реконструкция и строительство канализационных сооружений во всех камерах изолятора временного содержания не в состоянии будет обеспечить прохождение сточных вод, в связи с чем оборудование камер изолятора временного содержания кранами с водопроводной водой и санитарными узлами с соблюдением требований приватности, технически невозможно и нецелесообразно. Фактическое устранение нарушений возможно только за счет строительства нового типового здания ИВС в соответствии с действующими требованиями строительных норм и правил.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку МВД по Республике Башкортостан является распорядителем средств федерального и республиканского бюджета, на которое наряду с Отделом МВД России по г.Кумертау обоснованно судом возложена обязанность по устранению выявленных нарушений путем финансирования соответствующих мероприятий, поскольку Отдел МВД России по г.Кумертау является территориальным органом МВД России по Республике Башкортостан.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий Б.Ф. Масагутов

Судьи Ф.М. Каримова

Г.Р. Кулова

Справка: судья Рашитова Г.Р.