ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6849/2021 от 18.10.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-18226/2021 (2а-6849/2021)

18 октября 2021 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Куловой Г.Р.,

судей Искандарова А.Ф.,

Ситник И.А.,

при секретаре Галиеве Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муллагалиева Марса Наильевича к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о признании бездействия незаконным

по апелляционной жалобе Муллагалиева Марса Наильевича на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия

установила:

Муллагалиев М.Н. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о признании бездействия незаконным.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником квартир №110 и №108, общей площадью №... кв.м. в жилом доме по адрес. С момента ввода в эксплуатацию (2003 год) и по настоящее время обслуживание и управление их дома осуществляется ТСН Урал-2.

Административный истец обратился в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с обращениями по поводу проверки работы ТСН Урал-2, (письмо № 6649 от 24 марта 2020 года). При этом заявитель прикладывал расчеты как по поступлению денежных средств в ФКР ТСН Урал-2 (с момента создания и по март 2020 года), так и по расходованию средств данного фонда. Просил обратить особое внимание на превышение предельно допустимых стоимость услуг по ремонту фасада (письмо N2 13958 от 21 мая 2021 года) При этом выражал согласие на оплату привлеченных экспертов из собственных средств.

Получив ответ № 23673 от 26 мая 2021 года административный истец обратился в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с просьбой об ознакомлении с материалами проверки по их обращению.

09 июня 2021 года был приглашен к административному ответчику, где был ознакомлен с материалами проверки. В качестве доказательства проведенной проверки были представлены материалы с сайта Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а и именно реестр сведений по капитальному ремонту и сведения ТСН Урал-2 о поступлении средств капитального ремонта за период октябрь 2014 года- май 2021 года.

При этом было разъяснено, что согласно пункту 2 Постановления Правительства РБ № 41 от 04 февраля 2014 года об утверждении Порядка осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечением сохранности этих средств, Госкомжилстройнадзор не осуществляет контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в МИД. Данная позиция так же изложена в письме № 23673 от 26 мая 2021 года, № 11612 от 25 марта 2020 года.

Истец указывал, что административный ответчик своим бездействием, заключающимся в отказе проведения проверки порядка формирования и расходования средств финансирования капитального ремонта в ТСН Урал-2, нарушил действующее законодательство в области жилищных отношений.

Просил суд признать бездействие Государственного комитета по жилищному и строительному надзору РБ, выразившееся в отказе в проведения проверки соответствия закону расходования денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в адрес, незаконным, обязать Государственный комитет по жилищному и строительному надзору РБ провести проверку на предмет соответствия закону расходования денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД Рабкоров 4/1.

Решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года в удовлетворении административных отказано.

В апелляционной жалобе Муллагалиев М.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, требования административного иска удовлетворить. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что согласно действующему законодательству, собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете своего ТСН, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски. Предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).

Согласно п. 1 Положения «О порядке проведения работ по капитальному и текущему ремонту жилых домов, находящихся в управлении ТСЖ Урал-2», утвержденного решением правления ТСЖ Урал-2 (протокол № 3 от 16.12.2014 г.) капитальный и текущий ремонт жилых домов, организуется собственными силами ТСЖ Урал-2.

Заявитель указал, что при обращении в Государственный комитет по жилищному и строительному надзору с обращениями по поводу проверки работы ТСН Урал-2 письмо вх. № 13897 от 19 мая 2021 года и вх. № 13958 от 21 мая 2021 года он прикладывал расчет и документы, согласно которым с момента создания ФКР ТСН Урал-2 по май 2021 г. собственниками Рабкоров 4/1 и 2/8 перечислены в ФКР 11 254 748,0 руб.

Согласно письма № 120 от 10 января 2014 года Грскомжилстройнадзор (ГКЖСН), ТСН Урал-2 письмом № 67 от 18 декабря 2013 года отчиталось, что расходы из ФКР за период создания и на момент проверки, т.е. декабрь 2013 года составили 753 357,0 рублей, в том числе 562 500,0 руб. на приобретение трактора Беларусь 82.1 и частичный ремонт фасада - 190 857,0 руб.

Согласно отчетным документам в период с января 2014 года по июль 2019 года расходов из ФКР не производилось и никаких решений по данному вопросу собственниками ТСН Урал-2 не принимались.

Согласно отчетным документам, 09 июля 2019 года собственники МКД по адрес приняли решение провести капремонт фасада и входной группы, на общую сумму 2 242 100,0 рублей. В том числе ремонт фасада - 1 745 500,0 руб., ремонт входной группы - 496 600,0 руб.

Таким образом, расходы ТСН Урал-2, которые известны и указаны в отчетных документах в период с момента создания ФКР и по настоящее время составляют-2 995 458,0 руб. На спец.счете в ФКР ТСН Урал-2 должно быть8 259 290,0 руб.

Согласно письму ТСН Урал-2 № 2 от 17 марта 2020 года, остаток денежных средств на специальном счете ФКР ТСН Урал-2 на 13 марта 2020 года Составляет

1089 473,4 руб.

09 июня 2021 года при ознакомлении с материалами проверки были представлен в Госкомжилстройнадзор сведения о поступлении и расходовании средств капитального ремонта ТСН Урал-2, где указан остаток средств на специальном счете 4 090 565,6 руб. Таким образом, денежная сумма в размере 4 168 725,0 руб. (по другим данным - 7 169817 руб.) израсходована без принятия соответствующих решений собственников.

Заявитель указал, что он просил административного ответчика по данному вопросу провести проверку с целью установления, на какие цели, в каком размере и когда были потрачены деньги, а также установить, кем и на каком основании были приняты соответствующие решения, соответствие данных решений действующему законодательству. А именно, проводилось ли реальное заочное голосование собственников по всем суммам потраченных из ФКР. В своем обращении № 13958 от 21 мая 2021 года просил обратить особое внимание принятию решения и проведение ремонта фасада Рабкоров 4/1 в 2019 г.

Путем проведения соответствующих проверок и экспертиз установить соответствие работ, указанных в акте выполненных работ фактическим объемам. При необходимости проведения строительной экспертизы выражал согласие на оплату расходов по ее проведению.

По результатам данных обращений был получен ответ № 23673 от 26 мая 2021 года, согласно которому действия по контролю формирования и расходования денежных средств ФКР ТСН Урал-2 со стороны Административного ответчика не требуются.

Заявитель считает, что административный ответчик своим бездействием, изложенным в письме № 23673 от 26 мая 2021 года, подписанным заместителем председателя ГКЖСН Кутлугуловым А.И. по адресу адрес, заключающимся в отказе проведения проверки расходования средств ФКР в ТСН Урал-2, нарушил действующее законодательство в области жилищных отношений, а так же нарушил его субъективное право, заключающееся в личной заинтересованности в сохранности средств ФКР и законности их использования, а противозаконный вывод средств из данного фонда прямо нарушает его личные конституционные права на содержание жилого помещения в соответствии с требованиями безопасной эксплуатации и сохранностью жилого фонда.

Заявитель указал, что в совокупности норм жилищного законодательства и Положения о государственном жилищном надзоре, Госкомжилстройнадзор Республики Башкортостан - орган, осуществляющий государственный жилищный надзор на территории Республики Башкортостан, в обязанности которого законодателем вменены, в том числе, функции по проверке деятельности операторов ФКР в части финансирования капитального ремонта МКД, в том числе и ТСН Урал-2, который является оператором ФКР, на предмет законности расходования средств ФКР МКД Рабкоров 4/1.

Считает, что отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к ошибочному выводу, что ТСН Урал-2, является Региональным оператором, и, следовательно, его деятельность по сбору, накоплению и расходованию денежных средств ФКР регулируется соответствующими нормами законодательства, относящиеся к некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор Республики Башкортостан». Однако ТСН Урал-2 не является Региональным оператором. Утвержденным решением правления ТСЖ Урал-2 (протокол № 3 от 16 декабря 2014 года) капитальный и текущий ремонт жилых домов, организуется собственными силами ТСЖ Урал-2, который самостоятельно осуществляет сбор, и накопление денежных средств собственников МКД по ставке «капитальный ремонт» и соответственно, как юридический представитель объединения собственников в этой части является подконтрольным государственному органу - Госкомжилстройнадзор Республики Башкортостан, в силу статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации и других положений законодательства.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Муллагалиева М.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Махмудову Э.А., полагавшую решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом по адрес находится в реестре владельцев специальных счетов, который Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ведет согласно ч.4 ст.172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Специальный счет №... открыт в Сбербанке России.

В соответствии с частью 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.

Ежемесячно ТСЖ «Урал-2» как владелец специального счета в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору представляет отчет по взносам за капитальный ремонт.

В ответе на обращение Муллагалиева М.Н. было указано, что в настоящее время сбор денежных средств за услугу капитальный ремонт составляет более 50% и действия по контролю за формированием фонда капитального ремонта со стороны Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору не требуется.

На обращения истца в адрес Госкомитета, в установленный срок Госкомитетом были даны ответы исх. №11612 от 25 марта 2020 года, исх. №23673 от 26 мая 2021 года, исх. №26232 от 18 июня 2021 года.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд исходил из того, что права, свободы и законные интересы административного истца административным ответчиком не нарушались, бездействий со стороны административного ответчика не установлено, какое-либо решение, нарушающее или затрагивающее права и законные интересы административного истца, административным ответчиком не принималось.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, соответствующими установленным обстоятельствам дела и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что оснований для проведения проверки по фактам, указанным в обращениях Муллагалиева М.Н. у Госкомитета не имелись, бездействия со стороны административного ответчика допущено не было, поскольку осуществление контроля за использованием и сохранностью средств не входит в компетенцию Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.

В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 части 2, части 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть: товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса; собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов ведет орган государственного жилищного надзора (часть 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2014 года №616 (далее — Положение № 616), Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности. Полномочия Госкомитета определены в разделе 2 Положения от24 декабря 2014 года №616.

Судом установлено, что контроль осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок регионального оператора установленным требованиям в части контроля за качеством выполняемых работ и соответствием данных работ проектно-сметной, сметной документации и нормативным требованиям в целях создания условий безопасного проживания граждан, сохранности жилищного фонда, а также за формированием фонда капитального ремонта при реализации республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно Порядка осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечением сохранности этих средств», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 04 февраля 2014 года № 41 определен механизм осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечением сохранности этих средств на территории Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 04 февраля 2014 года N 41 (ред. от 09 июля 2020 года) "Об утверждении Порядка осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечением сохранности этих средств", контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и обеспечением сохранности этих средств в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан", специальном счете осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме, а также лицом, ответственным за управление этим многоквартирным домом (товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией), и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственником помещений в этом многоквартирном доме одним из собственников помещений в таком доме, который вправе действовать от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, или иным лицом, имеющим полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, Региональным оператором путем утверждения приказом фонда проектно-сметной, сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет) в части жилищного надзора в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при приемке выполненных работ в соответствии с частью 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 указанного Постановления, Банк, в котором открыт специальный счет, по запросу собственника помещения в многоквартирном доме, а также органа государственного жилищного надзора предоставляет сведения о сумме зачисленных на счет платежей собственника помещений в данном доме, об остатке средств на специальном счете, обо всех операциях по данному счету.

Пунктом 5 определено, что Госкомитет осуществляет контроль в отношении владельцев специальных счетов, а также Регионального оператора. Контроль осуществляется Госкомитетом посредством организации и проведения внеплановых проверок, а также контроля за формированием фондов капитального ремонта в соответствии со статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации(пункт 5.1 Порядка).

В соответствии с ч.3 ст. 172 Жилищного кодекса РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Согласно части 2 статьи 23 Закона Республики Башкортостан № 694-з от 28 июня 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан, финансовые органы Республики Башкортостан, контрольно-счетные и финансовые органы муниципальных образований Республики Башкортостан осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.15 Положения «О Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан» утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2013 года № 6 одной из основных функции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан является осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» установленным требованиям.

В соответствии с указанными положениями законодательства РФ Муллагалиеву М.Н. при рассмотрении его обращений Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору были разъяснены данные положения и, в частности, письменным ответом от 26.05.2021 г. № 23673 на его обращения рег.№ 13897 от 19 мая 2021 года, рег. №13958 от 21 мая 2021 года, рег. № 14051 от 24 мая 2021 года, право обращения по вопросу внесения изменений в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества собственники многоквартирного дома в Администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан, а в случае расположения фактами, подтверждающими нецелевое использование денежных средств и/или фальсификацию тех или иных документов, образованных в целях подтверждения расходов по услуге содержание (актов выполненных работ, смет и сметных расчетов, протоколов и т.д.) - обратиться в Управление МВД России по городу Уфе.

По вопросу обоснованности предъявления управляющей организацией ТСН «Урал-2» платы за услугу содержание и ремонт общего имущества по лицевым счетам жилых помещений (в том числе по адрес) многоквартирного жилого дома (далее по тексту МКД) №... по адрес в адрес за период с января по апрель 2021г. были предоставлены определённые сведения.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 названного Кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца действующим законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 4; часть 2 статьи 225) защите подлежит только нарушенное право.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.

Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено и не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы на правильность принятого решения не влияют и отмену решения суда не влекут, поскольку согласно части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения, и в соответствии с частью 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее требованиям материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муллагалиева Марса Наильевича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Кулова Г.Р.

Судьи Искандаров А.Ф.

Ситник И.А.

Справка: судья Абдрахманова Л.Н.