судья 1 инстанции: Ксендз И.С. №33а-14/2022 (33а-11244/2021)
дело 1 инстанции: №2а-684/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2022 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре | Кагитиной И.В., ФИО1, ФИО2, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников недвижимости «Огородническое некоммерческое товарищество «Водник» к Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учётных границах, Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация города Алушта Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконным заключения, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Товарищества собственников недвижимости «Огородническое некоммерческое товарищество «Водник» на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 02 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя ТСН «ОНТ «Водник» ФИО3, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО4, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Товарищество собственников недвижимости «Огородническое некоммерческое товарищество «Водник» (далее – ТСН «ОНТ «Водник») обратилось в суд с административным иском, в котором просило: признать незаконным заключение Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах Совета министров Республики Крым от 05 марта 2020 года №743 с решением о невозможности расположения огороднического объединения граждан - ТСН «ОНТ «Водник» на земельном участке площадью 25280 кв.м., расположенном на территории Изобильненского сельского поселения городского округа Алушты Республики Крым; возложить на Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах Совета министров Республики Крым обязанность принять решение о возможности расположения ТСН «ОНТ «Водник» на земельном участке площадью 25280 кв.м., расположенном на территории Изобильненского сельского поселения городского округа Алушты Республики Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что в мае 2019 года ТСН «ОНТ «Водник» обратилось в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах Совета Министров Республики Крым (далее – Межведомственна Комиссия) с заявлением о выдаче заключения о возможности расположения ТСН ОНТ «Водник» на земельном участке площадью 25 280 кв.м., расположенного на территории Изобильненского сельского поселения городского округа Алушта Республики Крым. Испрашиваемый земельный участок используется гражданами для ведения огороднической деятельности с 1983 года на основании распоряжения исполнительного комитета Алуштинского городского совета народных депутатов Крымской области №51 от 23.02.1983 и решения исполнительного комитета Изобильненского сельского Совета народных депутатов №55-т от 21.05.1992. Согласно заключению Межведомственной комиссии №743 от 05 марта 2020 года административному истцу отказано в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что: испрашиваемая площадь земельного участка превышает площадь, указанную в Акте учёта, утверждённого органом самоуправления; согласно функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта с картой разногласий, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 29.10.2018 №56/1, земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения подзоне лесов и естественных природных ландшафтов; согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённым решением Алуштинского городского совета от 22.09.2019 №59/22, земельный участок расположен в зоне лесов и естественных природных ландшафтов (Р-2), градостроительные регламенты на которую не установлены. Указано, что на основании Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым невозможно установление земельному участку категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение огородничества. Административный истец считает указанное заключение необоснованным и незаконным. Ссылается на те обстоятельства, что площадь земельных участков, представленных гражданам для огородничества, была увеличена на основании решения исполнительного комитета Изобильненского сельского совета народных депутатов №55-т от 21.05.1992 до площади более 3 га, испрашиваемый земельный участок после корректировки не находится в зоне рекреационного назначения подзоне лесов и естественных природных ландшафтов. Расположение земельного участка и возможность его предоставления гражданам для ведения огородничества согласована с Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым. Административным ответчиком Межведомственной комиссией решением о невозможности расположения огороднического объединения граждан на земельном участке площадью 25280 кв. м. в учтённых границах нарушены права ТСН ОНТ «Водник» на оформление прав на земельный участок, на котором фактически члены товарищества осуществляет огородническую деятельность, в связи с чем, ТСН «ОНТ «Водник» вынуждено обратиться в суд.
Определениями Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 апреля 2021 года, от 20 мая 2021 года, от 30 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация города Алушта Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым; в качестве административного ответчика - Совет министров Республики Крым.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 02 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с постановленным решением, административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять повое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу. Так, в основу решения суда положена лишь проверка соответствия процедуры оформления оспариваемого заключения административным ответчиком. При этом, судом не дана правовая оценка решению Изобильненского сельского совета №70/8 от 18 декабря 2009 года «Об утверждении градостроительной документации, которым была утверждена Схема планировки территории Изобильненского сельского совета, разработанная ЧП «Фирма АБС» в 2009 году, которым подтверждена законность владения ТСН «ОНТ «Водник» земельным участком площадью более 3 га. В основу мотивации решения суда положен Акт учёта объекта земельных отношений от 07.12.2016, проведенного органом местного самоуправления Администрацией города, в котором указана ориентировочная площадь земельного участка 4500 кв. м. В судебном заседании представитель административного истца указывал, что никакая Комиссия Администрации города Алушты на территорию ТСН «ОНТ «Водник» не выезжала, Акт составлен без участия представителя или члена ТСН «ОНТ «Водник», сообщения о выезде с целью обследования в адрес административного истца не поступало. При составлении Акта была взята площадь, указанная в документе 1983 года, однако, без учёта решения Изобильненского сельского совета №55-т от 21.05.1992, решения Изобильненского сельского совета №70/8 от 18.12.2009, в которых указана площадь около 3 га. Судом не дана оценка тому, что Межведомственная комиссия Совета министров Республики Крым проигнорировала заключение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, согласно которому, земельный участок, в пределах которого находится ТСН «ОНТ «Водник», имеет площадь 25 280 кв. м и расположен вне границ земель лесного фонда. Судом также не был учтён ответ Совета министров Республики Крым от 25.09.2020 №Ц-1/23206, согласно которому, испрашиваемый земельный участок площадью 25 280 кв. м. находится в государственной собственности, следовательно, Генеральный план муниципального образования городской округ Алушта, ППЗ муниципального образования городской округ Алушта на испрашиваемый земельный участок не распространяется. Орган местного самоуправления муниципального образования городской округ Алушта подал в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым недостоверную информацию о пользовании ТСН «ОНТ «Водник» земельным участком площадью 4 500 кв. м., вместо верной - 25 280 кв. м., и без учёта того, что за истекшие 32 года количество членов ТСН «ОНТ «Водник» увеличилось до 96 человек, и, соответственно, площадь - до 25 280 кв. м., игнорируя решение Изобильненского сельского совета №55-т от 21.05.1992 и решение Изобильненского сельского совета №70/8 от 18.12.2009, которые подтверждают законность владения ТСН «ОНТ «Водник» земельным участком площадью именно 25280 кв. м.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции законный представитель Товарищества собственников недвижимости «Огородническое некоммерческое товарищество «Водник» - председатель правления ФИО3 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности - ФИО4 считала доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09 января 2020 года за вх. №1/257/01-37 в Совет министров Республики Крым в поступило заявление административного истца о выдаче заключения относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах: кадастровый номер №, местоположение нижний бьеф плотины Изобильненского гидрокомплекса муниципального образования округ Алушта, общей площадью 25280 кв.м., категория земельного участка и основное целевое назначение: сельскохозяйственные угодья, огородничество (т.3 л.д. 2-5).
В качестве приложения к заявлению указаны: информация о заявителе; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия устава юридического лица, заверенная юридическим лицом, представляющим такую копию; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица; копия свидетельства о постановке заявителя на учёт в налоговом органе Российской Федерации; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя права на земельный участок (при наличии); документ, подтверждающий обстоятельства, дающие право на получение земельного участка; список лиц (членов) садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения, граждан, которые ведут садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке с указанием сведений о земельных участках, находящихся в их пользовании, распоряжении (площадь, местонахождение, при наличии кадастровый номер); картографические материалы с границами земельного участка.
По результатам рассмотрении данного заявления Межведомственной комиссией для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах, выдано заключение №743 от 05 марта 2020 года о невозможности расположения садоводческого объединения граждан на земельном участке площадью 25 280 кв.м. в учтённых границах в связи с тем, что:
- испрашиваемая площадь земельного участка превышает площадь, указанную в Акте учёта, утверждённого органом местного самоуправления;
- согласно функциональным зонам Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта с картой разногласий, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 29.10.2018 №56/1, земельный участок площадью 25280 кв.м. расположен за границами населенных пунктов в зоне рекреационного назначения подзоне лесов и естественных природных ландшафтов;
- согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденным решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 №59/22, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне лесов и естественных природных ландшафтов (Р-2), градостроительные регламенты на которую не установлены (на основании генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, невозможно установление земельному участку категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования – ведение огородничества (т. 3 л.д. 99-100).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015, (далее - Закон №66-ЗРК/2015), принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 20 Закона №66-ЗРК/2015, до 01 ноября 2022 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду: 1) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц; 2) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым». Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).
Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства - в аренду или собственность за плату.
Пунктом 2 абзаца 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года №320-ЗРК/2016 предусмотрено, что садоводческие, садово-огородные или дачные товарищества (кооперативы), осуществляющие ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, должны быть учтены органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона.
Абзацем 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года №320-ЗРК/2016 установлено, что рассмотрение вопросов и принятие соответствующих решений, связанных с предоставлением садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан земельных участков, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере имущественных и земельных отношений Республики Крым (в случае если земельный участок находится в собственности Республики Крым) или органом местного самоуправления (в случае если земельный участок находится в муниципальной собственности) (далее - уполномоченные органы).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 21.05.2014 №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Крым.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (часть 1 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» установлено, что уполномоченный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, функции и полномочия собственника имущества Республики Крым.
В силу пункта 1 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 №242-У «Об уполномоченном органе», исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Нормами пунктов 2.5, 2.7. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №157, предусмотрено, что создание и обеспечение функционирования систем учета имущества, в том числе земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым. Осуществление в рамках предоставленной компетенции полномочий арендодателя имущества, находящегося в собственности Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2017 №136 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым, учтенным органами местного самоуправления», утверждён прилагаемый Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым, учтенным органами местного самоуправления.
Пунктами 3, 4 Порядка №136 предусмотрено, что садоводческие, садово-огородные или дачные товарищества (кооперативы), осуществляющие ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерального конституционного закона на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, должны быть учтены органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) в установленном порядке до вступления в силу Закона №320-ЗРК/2016. Органы местного самоуправления по результатам проведенного учета оформляют соответствующий акт в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, который в течение десяти дней вместе с материалами, полученными при проведении учета, направляется в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет сбор материалов учёта, проведенного органами местного самоуправления (пункт 5 Порядка №136).
В течение тридцати дней после предоставления всеми муниципальными образованиями в Республике Крым результатов учета Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым формирует материалы учета по каждому муниципальному образованию (пункт 6 Порядка №136).
Пунктом 9 Порядка №136 установлено, что в течение десяти дней после принятия Советом министров Республики Крым распоряжения об утверждении состава и положения о Межведомственной комиссии Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направляет в Межведомственную комиссию материалы результатов учета, проведенного органами местного самоуправления.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 04.04.2017 №175 утверждены состав и Положение о Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах.
Согласно пункту 1 Положения, Межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах (далее - Межведомственная комиссия) является коллегиальным органом, образованным для осуществления задач, определенных настоящим Положением в сфере земельных отношений.
Основной задачей Межведомственной комиссии является изучение и анализ результатов проведенного в установленном порядке органами местного самоуправления учета садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и определение возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах (пункт 3 Положения).
При этом, согласно пункту 10 Порядка №136, Межведомственная комиссия рассматривает материалы учета по каждому садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан и принимает одно из следующих решений: 1) о возможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах; 2) о возможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах при условии корректировки границ согласно замечаниям представителей Межведомственной комиссии и обязательного согласования проекта межевания территории с соответствующими органами; 3) о невозможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах.
Решение Межведомственной комиссии, предусмотренное пунктом 10 настоящего Порядка, оформляется в форме заключения (пункт 12 Порядка №136).
В случае поступления инициативного заявления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан Межведомственная комиссия рассматривает материалы учета в течение сорока пяти дней с момента поступления заявления и принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка (пункт 11 Порядка №136).
Пунктом 13 Порядка №136 установлено, что заключение должно содержать сведения о: 1) наименовании юридического лица в соответствии с учредительными документами, действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона (при наличии);2) наименовании юридического лица в соответствии с учредительными документами, действующими на дату обращения (при наличии);3) приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации и внесении сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации в установленный законом срок или о создании юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии);4) месторасположении садоводческого, садово-огородного или дачного товарищества (кооператива) с приложением картографического материала с границами земельного участка согласно данным учета;5) фактически занимаемой садоводческим, садово-огородным или дачным товариществом (кооперативом) площади земельного участка до вступления в силу Федерального конституционного закона (га);6) наличии (отсутствии) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок или его часть;7) категории, виде разрешенного использования земельного участка или части земельного участка согласно действующим документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории (при наличии);8) периоде, в течение которого земля, земельный участок или его часть используются (при наличии соответствующих документов);9) ориентировочной площади земельного участка для предоставления садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан с приложением картографического материала и нанесением границ земельного участка.
В случае принятия Межведомственной комиссией решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 10 настоящего Порядка, в заключении, кроме сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 9 пункта 13 настоящего Порядка, указываются замечания представителей Межведомственной комиссии (пункт 14 Порядка №136).
Как установлено, 14 января 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым с целью подготовки Межведомственной комиссией Заключения по рассмотрению заявления административного истца в исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления (по списку) направлены запросы о возможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на испрашиваемом земельном участке.
В ответ на данный запрос из Администрации города Алушты Республики Крым 28 февраля 2020 года за №02.4-12/560/1 в Министерство направлено письмо о том, что на карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 29.10.2018 №56/1 с картой разногласий, испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенных пунктов в зоне рекреационного назначения подзоне лесов и естественных природных ландшафтов; на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утверждённых решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 № 59/22, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне лесов и естественных природных ландшафтов (Р-2), градостроительные регламенты на которую не установлены. В связи с чем, Администрация города Алушты считает невозможным расположение ТСН «ОНТ «Водник» на испрашиваемом земельном участке, установление земельному участку категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования - ведение огородничества. Кроме того, сообщено, что в Администрацию города Алушта поступало заявление ТСН «ОНТ «Водник» о включении земельного участка площадью 34 318 кв.м, в районе с. Изобильное при корректировке Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта в функциональную зону сельскохозяйственного использования, в которой возможно размещение земельных участков для ведения огородничества. Во исполнение поручения Главы Республики Крым от 23.01.2019 № 1/01-32/328, письмом от 02.09.2019 № 5365/02.15 Министерство строительства и архитектуры проинформировало Администрацию города Алушты о недопустимости принятия решений об утверждении проектов внесения изменений в Генеральный план снеурегулированными вопросами. В настоящее время Администрацией города Алушты и согласительной комиссией разработан план урегулирования спорных вопросов путём подготовки предложений о внесении соответствующих изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ Алушта. В соответствии с планом согласования неурегулированных вопросов планируемые сроки утверждения проекта внесения изменений в Генеральный план могут быть определены ориентировочно на IVквартал 2020 года (т. 3 л.д. 185-87).
Одновременно с ответом направлена копия Акта учёта объекта земельных отношений от 07 декабря 2016 года (т.3 л.д. 88-89) об осуществлении Комиссией, созданной распоряжением Администрацией города Алушты Республики Крым от 06.12.2016 №556-р, учёта земельного участка площадью 4 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Актом установлено, что земельный массив ориентировочной площадью 4500 кв.м. используется и обслуживается членами СОТ «Водник» для ведения садоводства и огородничества. На земельных участках капитальные объекты недвижимого имущества отсоветуют. Правоустанавливающие документы на используемый массив отсутствуют.
Таким образом, оспариваемое Заключение Межведомственной комиссии принято на основании сведений соответствующего органа местного самоуправления о том, что испрашиваемая административным истцом площадь земельного участка в несколько раз превышала площадь объекта, указанную в соответствующем Акте учёта, утверждённом органом местного самоуправления; испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенных пунктов в функциональной зоне рекреационного назначения подзоне лесов и естественных природных ландшафтов и в территориальной зоне лесов и естественных природных ландшафтов (Р-2), градостроительные регламенты на которую не установлены.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое заключение принято уполномоченным органом, в предусмотренной форме, при наличии фактического обоснования.
Исковое требование ТСН «ОНТ «Водник» о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия также не подлежало удовлетворению как дополнительное к главному, в удовлетворении которого суд отказывает.
Доводы административного истца о несогласии с Актом учёта земельного участка органом местного самоуправления не являются основаниями для признания незаконным оспариваемого заключения, учитывая, что действия и решения Комиссии Администрации города Алушты относительно недостоверности предоставленных сведений незаконными не признаны, доказательств, очевидно опровергающих имеющиеся в указанном Акте сведения, не добыто.
Так, распоряжением Исполнительного комитета Алуштинского городского совета народных депутатов Крымской области от 23 февраля 1983 №51, с целью закрепления работников водоканала и улучшения материального положения работников разрешено водоканалу г. Алушты использовать земельные участки в охранной зоне резервуара №4 и нижнего бьефа плотины Изобильненского гидрокомплекса общей площадью 0,45 га (т. 2 л.д. 26).
Решением Исполнительного комитета Изобильненского сельского Совета народных депутатов г. Алушта Республики Крым от 21 мая 1992 года №55-ж, за работниками ПУВКХ (список прилагается) закреплены земельные участки под огороды в районе сухого откоса Изобильненского гидротехнического комплекса, однако, во временное пользование - на 2 года (т.2 л.д. 22-23).
При этом, в данном решении общая площадь перечисленных земельных участков при суммировании составляет 11630 кв.м.
Решением Изобильненского сельского совета г. Алушты Крыма от 18 денкабря 2009 №70/8 утверждена градостроительная документация «Схема планировки территории Изобильненского сельского совета», разработанного ЧП «Фимрма АБС» в 2009 г., однако, материалов и приложений к нему не предоставлено (т.3 л.д. 224-225).
Сведения о том, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенных пунктов в функциональной зоне рекреационного назначения подзоне лесов и естественных природных ландшафтов и в территориальной зоне лесов и естественных природных ландшафтов (Р-2), градостроительные регламенты на которую не установлены, также проверялись судом, и были подтверждены соответствующими выкопировками из документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Ссылки административного истца на ответы иных органов по указанному вопросу не являются надлежащими доказательствами, опровергающими сведения соответствующего органа местного самоуправления из утверждённой им документации.
Таким образом, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 02 августа 2021 года по административному делу №2а-684/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости «Огородническое некоммерческое товарищество «Водник» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко
Судьи: И.В. Кагитина
ФИО1