ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-691/2022 от 28.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Бурова А.В. Дело №33а-7646/2022

дело 1 инстанции: №2а-691/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Тимошенко Е.Г., Павловского Е.Г.,

Климовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Агарковой Натальи Николаевны к Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Ленинского района Республики Крым, Агарков Сергей Васильевич о признании незаконными действий при вынесении постановления, составлении протокола и акта, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционным жалобам Агаркова Сергея Васильевича, Агарковой Натальи Николаевны на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения Агарковой Н.Н., её представителя – Сахно Ю.А., представителя Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым – Брусенцова В.В., Агаркова С.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Агаркова Н.Н. обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, в котором просила признать незаконными действия Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым при вынесении постановления №01 от 11.01.2022 «О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу», составлении Протокола №4/3 от 24.12.2021 и Акта №14 от 15.12.2021 о проверке комиссией информации о выявлении самовольных построек (от 28.12.2021); возложить на административного ответчика обязанность исключить из части постановления №01 от 11.01.2022 «О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу» и из Приложения №1 к указанному постановлению, сведения о жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 137,0 кв.м. (кадастровый квартал ).

Исковые требования мотивированы тем, что на основании Протокола №4/3 от 24.12.2021 и Акта №14 о проверке комиссией информации о выявлении самовольных построек 15.12.2021 (от 28.12.2021) Администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым вынесено постановление №01 от 11.01.2022 «О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республика Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу». Согласно указанным документам жилой дом административного истца, находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 137,0 кв. м. (кадастровый квартал ) включен в перечень-список таких объектов и признан самовольным объектом - постройкой, подлежащей сносу, на административного истца возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента обнародования данного постановления провести за счет собственных средств работы по демонтажу (сносу) данного жилого дома. Считает, что данное постановление №01 от 11.01.2022 также как и основания для его вынесения - Протокол №4/3 от 24.12.2021 и Акт №14 от 15.12.2021 о проверке комиссией информации о выявлении самовольных построек (от 28.12.2021) в части внесенных сведений о данном жилом доме являются незаконными и нарушают законные права административного истца. Административным ответчиком при совершении данных действий был проигнорирован тот факт, что данное домовладение на основании решения Ленинского районного суда Республики Крым (гражданское дело №2-514/2020) от 24 марта 2021 года признано объектом индивидуального жилищного строительства. На основании заключения №6 от 19.07.2021 (№776/02-1 Г) административным ответчиком принято решение о признании указанного домовладения, возведенного самовольно до 18 марта 2014 года, объектом ИЖС. Протокол № 4/3 от 24.12.2021 и Акт №14 от 15.12.2021 о проверке комиссией информации о выявлении самовольных построек (от 28.12.2021) составлены без участия и надлежащего уведомления административного истца. Представителям административного ответчика было известно, что в декабре 2021 года Агаркова Н.Н. отсутствует по месту жительства по уважительной причине и все действия администрации были проведены незаконно. К тому же приложенные к данным документам схема размещения «самовольной постройки» на земельном участке и фото-таблица выполнены в другое время, а не на момент проведения проверкой комиссии в декабре 2021 года. При этом, доказательств того, что возведенный административным истцом дом создаёт угрозу жизни и здоровью граждан не предоставлено. Агарковой Н.Н. предприняты меры к легализации указанного строительства: неоднократные обращения и заявления в органы местного самоуправления, составление проектной документации в декабре 2019 года, а у администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района до сих пор не имеется надлежащих и допустимых доказательств самовольного занятия спорным строением принадлежащего им земельного участка либо создания им каких-либо препятствий по владению и пользованию указанным строением.

Определениями Ленинского районного суда Республики Крым от 28 марта, 27 апреля 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Ленинского района Республики Крым, Агарков Сергей Васильевич.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционных жалобах административного истца, заинтересованного лица ставится вопрос об отмене судебного акта и постановлении нового решения об удовлетворении административного иска.

Апелляционная жалоба Агарковой Н.Н. мотивирована тем, что судом первой инстанции принято решение с нарушением норм материального и процессуального права. Так, спорный объект, в отношении которого Администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым принято постановление о сносе не соответствует определению «самовольной постройки», указанным в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, внесенной Федеральным законом от 03.08.2018 №339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Административным истцом представлены доказательства, что она неоднократно обращалась к административному ответчику с заявлениями о легализации возведенного объекта и о заключении договора аренды или иного вида правовых сделок в отношении земельного участка под застройкой, предусмотренных действующими законодательными актами на территории Республики Крым. Судом не учтено обстоятельство, что внеплановая выездная проверка проводилась еще в период с 30.05.2019 по 26.06.2019 год, но уведомление №14 о выявлении самовольной постройки Агарковой Н.Н. (и 7 лиц, указанных в Перечне к протоколу) было вынесено только 15 декабря 2021 года. В суде представитель административного ответчика объяснял, что проверка проводилась камеральная, то есть даже без выхода на место, без извещения лиц, в отношении которых проверяется информация. К тому же приложенные к данным документам схема размещения самовольной постройки на земельном участке и фото-таблица выполнены в 2019 году, а не на момент проведения проверки комиссией в декабре 2021 года. Учитывая, что представленные стороной ответчика доводы, являются недопустимыми и противоречащими, суду первой инстанции надлежало отнестись к данным объяснениям и документам критически. Судом также не учтен факт, что со стороны Администрации имеет место недобросовестное пользование своими гражданскими правами. Так, из материалов дела следует, что при проведении проверки комиссией по вопросам выявления самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым спорное строение площадью 137,0 кв.м, в <адрес> (кадастровый квартал ), право собственности на которое не зарегистрировано в установленном законом порядке, используется в качестве жилого дома, о чём указано в акте проверки информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольных построек №14 от 15.12.2021. Следовательно, Протокол №4/3 от 24.12.2021 и Акт №14 от 15.12.2021 «О проверке комиссией информации о выявлении самовольных построек» (от 28.12.2021) по данным, установленным еще в 2019 году, были составлены формально и с нарушениями полномочий органа местного самоуправления, как контролирующего, проверяющего и правоприменительного.

Апелляционная жалоба заинтересованного лица Агаркова С.В. мотивирована тем, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права; неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов, изложенных в судебном решении, фактическим обстоятельствам и доказательствам дела; неверным определением судом предмета доказывания. Агарковым С.В. приведены доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы административного истца.

В судебном заседании апелляционной инстанции Агаркова Н.Н., её представитель по заявлению в суде – Сахно Ю.А., Агарков С.В. поддержали доводы апелляционных жалоб, просили удовлетворить.

Представитель Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым по доверенности – Брусенцов В.В. считал доводы апелляционных жалоб несостоятельными, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанным положением статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 декабря 2021 года Администрацией Ленинского района Республики Крым в адрес Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым направлено уведомление о выявлении самовольной постройки №14 от 15 декабря 2021 года с материалами внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 30.05.2019 до 26.06.2019 (т. 1 л.д. 92, 93, 94-131).

Согласно указанному уведомлению Администрацией Ленинского района Республики Крым по результатам проведенной в период с 30 мая по 26 июня 2019 года проверки, проведенной в отношении Агарковой Н.Н. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, без определенного адреса, выявлен факт возведения объекта капитального строительства. В ходе обмера площади, после обработки данных установлено самовольное занятие земельного участка муниципальной собственности путем возведения объекта самовольного строительства, площадью 134,6 кв.м. На момент проверки документы, дающие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на использование земельного участка муниципальной собственности у Агарковой Н.Н. отсутствовали, что является нарушением требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из Протокола №4/3 от 24 декабря 2021 года, Комиссией по выявлению самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым проведена проверка информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольных построек №14 от 15 декабря 2021 года: земельного участка площадью 1759 кв.м. с кадастровым номером квартала , расположенного по адресу: <адрес>. В результате проверки установлено, что в соответствии с материалами внеплановой выездной проверки , проведенной должностными лицами Администрации Ленинского района Республики Крым в период с 30.05.2019 по 26.06.2019 в отношении физического лица Агарковой Н.Н. выявлено следующее:

- земельный участок, площадью 1759 кв.м., с кадастровым номером квартала , расположенный по адресу: <адрес>, используется гр. Агарковой Н.Н. без правоустанавливающих документов;

- территория земельного участка не огорожена, на земельном участке расположено строение на сваях из металлоконструкций и ДСП ориентировочной площадью 134,6 кв.м., хозяйственные постройки, душевые кабины, туалет, застройщиком которого является гр. Агаркова Н.Н.

Согласно информации, предоставленной Администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, сведения в ЕГРН по состоянию на 24 декабря 2021 года о кадастровом учёте и регистрации прав на земельный участок площадью 1759 кв.м. отсутствуют.

Согласно информации, предоставленной Администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, сведения в ЕГРН по состоянию на 24 декабря 2021 года о кадастровом учёте и регистрации прав на строение - жилой дом площадью 137,0 кв.м. с кадастровым номером квартала отсутствуют.

Согласно информации, предоставленной Администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, гр. Агарковой Н.Н. выдано заключение №6 от 19 июля 2021 года о возможности использования самовольной постройки, возведенной до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства (основание: решение Ленинского районного суда от 24.03.2021 дело №2-24/2021).

Таким образом, Комиссией выявлено отсутствие правоустанавливающих документов на самовольную постройку, расположенную по адресу: <адрес>, на соответствующий земельный участок. Также установлено расположение самовольной постройки в границах водоохранной зоны Азовского моря.

28 декабря 2021 года Комиссией по вопросам выявления самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым произведено обследование объекта: жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер отсутствует, кадастровый номер квартала , по результатам которого составлен акт проверки информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольных построек №14 от 15.12.2021 (т. 1 л.д. 82 - 83).

По результатам обследования установлено, что обстоятельства, указанные в Акте №14 от 26.06.2019, включенного в материалы внеплановой выездной проверки №14, проведенной должностными лицами Администрации Ленинского района Республики Крым в период с 30.05.2019 по 26.06.2019 в отношении физического лица Агарковой Н.Н., подтверждаются. Агаркова Н.Н. использует земельный участок с расположенными на нём постройками без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, что является нарушением статей 25, 42, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данном случае усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельный участок.

10 января 2022 года Комиссией по вопросам выявления самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в адрес Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым направлен Протокол 4/3 от 24.12.2021 и Акт от 28.12.2021 с прилагаемыми документами для принятия решения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 89).

Постановлением Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №01 от 11 января 2022 года в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений и предотвращения (пресечения) самовольного строительства, реконструкции, а также сносу самовольно возведенных объектов на территории поселения, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, согласно приложению №1, признаны самовольными постройками, подлежащими сносу. На лиц, осуществивших самовольное строительство объектов, возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента обнародования постановления провести за счет собственных средств работы по их демонтажу (сносу) (т. 1 л.д. 74, 75-79).

Согласно приложению №1 к указанному постановлению, в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, признанных самовольными постройками, подлежащих сносу, под №2 согласно уведомлению №14 от 15.12.2021 указан объект капитального строительства – жилой дом, площадью 137,0 кв.м. с кадастровым номером квартала , расположенный по адресу: <адрес>, на территории в границах земельного участка, площадью 1759 кв.м. Лицо, осуществившее самовольное строительство – Агаркова Н.Н., выявленные нарушения в соответствии с законодательством: самовольное строительство, статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 19, 25, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, самовольная постройка расположена на землях водного фонда.

11 января 2022 года Администрация Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым направила в адрес административного истца протокол №4/3 от 24.12.2021, Акт от 28.12.2021, копию постановления №01 от 11.01.2021, для исполнения (т. 1 л.д. 80).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Как следует из положений части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, муниципальный контроль организуется и осуществляется органами местного самоуправления, его предметом является соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а также соблюдение требований установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений этой статьи.

Таким образом, осуществление муниципального земельного контроля должно соответствовать нормам законодательства Российской Федерации и может реализовываться в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами (далее - приведение в соответствие с установленными требованиями), в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных данным кодексом.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки (часть 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно пункту 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Постановлением Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №159 от 22 июня 2021 года утверждён Порядок проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, и принятия мер по устранению выявленных нарушений (Приложение №1), а также Положение комиссии по вопросам выявления самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым (Приложение №2); утвержден состав комиссии по вопросам выявления самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым (Приложение №3) (т. 1 л.д. 118-125).

Согласно утвержденному Положению, комиссия создается в целях выявления самовольных построек в ходе проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек, документов, подтверждающих наличие признаков самовольных построек, и организации работ по сносу самовольно возведенных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым.

Процедура проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, и принятия мер по урегулированию выявленных нарушений регламентирована утвержденным Порядком.

Так, в силу пункта 2 Порядка, в целях выявления самовольных построек администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым создается комиссия по вопросам выявления самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района республики Крым.

Комиссией осуществляется проверка информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек, поступивших в администрацию Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, в том числе от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 4 Порядка, общий срок рассмотрения уведомления и документов, подтверждающих наличие признаков самовольных построек, а также принятия администрацией Глазовского сельского поселения Ленинского района республики Крым решения по результатам такого рассмотрения не может превышать 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления и документов от органов и лиц, указанных в пункте 3 Порядка.

Поступившее в Администрацию Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым уведомление вместе с документами, подтверждающими наличие признаков самовольных построек, регистрируется в день его поступления и не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации передается на рассмотрение Комиссии (пункт 5 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка, комиссия не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления проводит проверку указанной в уведомлении информации. Проверка Комиссией информации, содержащейся в уведомлении, включает в себя сбор в отношении земельных участков и объектов необходимых документов и сведений, а также, при необходимости, осмотр таких земельных участков и расположенных на них объектов.

Как установлено в пункте 9 Порядка, по результатам проверки информации, содержащейся в уведомлении, комиссией не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока проверки, установленного в пункте 6 Порядка, составляется протокол с указание проверенных объектов по форме согласно приложению №1 к Порядку. Протокол утверждается председателем Комиссии и подписывается членами комиссии. К протоколу приобщаются материалы фото- или видеосъемки осмотра объекта и документы, полученные в соответствии пунктом 6 Порядка.

В случае, если комиссией в процессе проведения мероприятий, указанных в Порядке, выявлены признаки самовольной постройки, Комиссия не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в п. 9 Порядка, составляет акт проверки информации, содержащейся в уведомлении, по форме согласно приложению №2 к Порядку. Акт проверки утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии (пункт 11 Порядка).

Комиссия на позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 11 Порядка, направляет уведомление, протокол и акт проверки с прилагаемыми к ним материалами и документами в администрацию Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, а также в Администрацию Ленинского района Республики Крым в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности и в случае выявления самовольного занятия земельного участка объектом самовольного строительства; с целью привлечения застройщика к административной ответственности (пункт 13 Порядка).

В силу пункта 14 Порядка, Администрация Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым не позднее 1 рабочего дня со дня поступления документы, указанных в пункте 13 Порядка, рассматривает их и по результатам такого рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольно возведенного объекта или приведении его в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) обращается в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

3) направляет в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается.

Так, предметом оспаривания являются действия Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым по вынесению постановления №01 от 11.01.2022 «О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу», по составлению протокола №4/3 от 24.12.2021 и акта №14 от 15.12.2021 о проверке комиссией информации о выявлении самовольных построек (от 28.12.2021).

Таким образом, непосредственным предметом судебного исследования является порядок и процедура проведения проверок информации, содержащей сведения о самовольных постройках, а также законность и обоснованность оформления её результатов.

Как установлено судом, в рамках вышеуказанного Порядка проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек на территории Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, и принятия мер по устранению выявленных нарушений была проведена проверка уведомления Администрации Ленинского района Республики Крым от 15 декабря 2021 года, которое, в свою очередь, направлено в адрес административного ответчика для принятия мер реагирования в рамках компетенции. По поступлению данного уведомления административным ответчиком выполнены действия, предусмотренные пунктами 5, 6, 9, 11 указанного Порядка, утверждённого постановлением Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №159 от 22 июня 2021 года, результатом которых явилось принятие постановления от 11.01.2022 №01 «О признании перечня объектов недвижимого имущества самовольными постройками, подлежащими сносу».

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что административный ответчик действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, по вопросам, отнесенным к его компетенции, в предусмотренном установленном порядке.

Проверкой обоснованности оспариваемых действий установлено следующее.

Действительно в соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

15 января 2015 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон №66-ЗРК/2015), устанавливающий порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно статье 22 Закона №66-ЗРК/2015, гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: 1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; 2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; 3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; 4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; 5) на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.

Приобретение земельного участка в соответствии с настоящей статьей в собственность за плату или в аренду должно быть осуществлено в течение шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. По истечении указанного срока земельный участок, занятый самовольной постройкой, подлежит освобождению в порядке, указанном в части 5 настоящей статьи.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2020 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек.

После 1 января 2020 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счет лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет.

Государственная регистрация права собственности на жилой дом или жилое строение, признанные таковыми на основании заключения органа местного самоуправления, осуществляется до 1 января 2023 года на основании документов, подтверждающих право собственности или право аренды на земельный участок, занимаемый соответствующим объектом недвижимости.

В соответствии с со статьями 4, 5, 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» постановлением Совета министров Республики Крым №252 от 12 мая 2015 года утверждён Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок).

Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до 18 марта 2014 года (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства (пункт 1 Порядка).

Таким образом, вышеуказанный порядок направлен на разрешение вопроса именно о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 24 марта 2021 года по гражданскому делу №2-24/2021 по иску Агарковой Н.Н. к Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на административного ответчика возложена обязанность выдать административному истцу заключение о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства, однако, в удовлетворении остальной части исковых требований – о признании незаконным постановления в части отказа в предоставлении земельного участка – судом отказано.

Таким образом, как на момент вынесения постановления №01 от 11.01.2022 «О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу», так и на момент рассмотрения настоящего административного дела в суде, стороной административного истца не представлены правоустанавливающие документы как на земельный участок, так и на расположенную на нём постройку.

Ссылки административного истца на незаконное бездействие и отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка не подтверждены надлежащими и достоверными доказательствами, а данный вопрос не входит в предмет настоящего административного дела исходя из заявленных исковых требований.

Доводы административного истца о том, что строительство жилого дома фактически было ей разрешено в 2012 году со ссылкой на резолюцию на заявлении о выделении земельного участка – л.д. 47 т.2 являются несостоятельными, поскольку данный документ не является надлежащим и достоверным для предоставления такого разрешения лицам исходя из норм законодательства, действовавших на территории Республики Крым в то время.

Правовые последствия возведения самовольной постройки определены в пункте 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой по общему правилу лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а сама такая постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Согласно абзацу 5 статьи 22 Закона №66-ЗРК/2015, после 1 января 2020 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счет лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет.

Таким образом, правовых оснований для признания незаконными действий Администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым при вынесении постановления №01 от 11.01.2022 «О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу», составлении протокола №4/3 от 24.12.2021 и акта №14 от 15.12.2021 - не установлено.

Исковое требование о возложении на административного ответчика обязанности исключить из части постановления №01 от 11.01.2022 «О признании перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования Глазовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, самовольными постройками, подлежащими сносу» и из Приложения №1 к указанному постановлению, сведения о жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 137,0 кв.м. (кадастровый квартал ) удовлетворению не подлежало как дополнительное к главному.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 20 мая 2022 года по административному делу №2а-691/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Агарковой Натальи Николаевны, Агаркова Сергея Васильевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: подпись Е.Г. Тимошенко

подпись Е.Г. Павловский

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>