Дело № 2а-693/2020 (№33а-12541/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2020 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,
судей Субхангулова А.Н. и Портновой Л.В.,
при секретаре Нафикове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании отказа в перечислении оставшейся суммы социальной выплаты незаконным, об обязании перечислить оставшуюся сумму социальной выплаты,
по апелляционным жалобам администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан и Камалетдинова Ф.Ф.. Камалетдиновой Д.Н., их представителя Антюховой А.В. на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование административных исковых требований указали, что семья Камалетдиновых в составе пять человек с 2015 года состояла в администрации муниципального района Иглинский район Республика Башкортостан на учете как молодая семья, нуждающаяся в жилье. 23 июня 2017 года по договору купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной Камалетдиновым Ф.Ф. и Камалетдиновой Д.Н. в общую совместную собственность был приобретен жилой дом с кадастровым номером №... и земельный участок с кадастровым номером №..., на котором расположен жилой дом по адресу: адрес.
11 сентября 2019 года семье Камалетдиновых было выдано свидетельство №04057 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, как участникам основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Была предоставлена социальная выплата в размере 1 038 019,50 рублей на приобретение жилого помещения или строительство ИЖД на территории Республики Башкортостан.
24 октября 2019 года Камалетдинов Ф.Ф. в соответствии с муниципальной целевой программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной Постановлением администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года №12-5028, обратился в администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о получении полной социальной выплаты в размере 1 038 019,50 рублей на погашение ипотечного кредита. Администрация ответом от 20 ноября 2019 года № 01-25-3080/01 уведомила о том, что ходатайствовала перед ПАО «Сбербанк» о предоставлении социальной выплаты в размере 700 000 рублей. Из указанной суммы, согласно справке банка «об уплаченных процентах и основном долге по кредиту», банк перечислил на погашение основного долга 694 758,42 рублей, на погашение процентов 5 241,58 рублей.
Согласно вышеуказанной целевой программе, социальная выплата может использоваться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным. Применяя указанную в п.п. 10. 15, 16, Постановлении формулу для расчета размера социальной выплаты, семье Камалетдиновых полагалась выплата в размере: 1 053 423 рубля (33 442 рубля * (18*5) *35%).
Исходя из требуемых представленных документов, в том числе, справки с банка о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом, администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было выдано свидетельство №04057 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 038 019,50 рублей.
Перечислив в погашение ипотеки сумму социальной выплаты в размере 700 000 рублей вместо положенной в размере 1 038 019,50 рублей администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, тем самым, лишила семью Камалетдиновых предоставленной государством возможности использовать всю сумму социальной выплаты на погашение ипотеки и тем самым уменьшить финансовую нагрузку многодетной семьи. Имущественное положение семьи Камалетдиновых в этой ситуации было ухудшено действиями администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по отказу в перечислении социальной выплаты в полном объеме, при том, что речь идет о лицах, ранее признанных нуждающимися в жилом помещении.
04 февраля 2020 года в адрес администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан была направлена претензия о направлении оставшейся суммы социальной выплаты на погашение основного долга либо уплату процентов по кредитному договору № 90763938 от 22 июня 2017 года в ПАО «Сбербанк России».
Ответом от 21 февраля 2020 года №01-25-266/01 администрация отказала в перечислении оставшейся суммы в банк.
Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н. просили суд признать незаконным отказ администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 01-25-266/01 от 21 февраля 2020 года в перечислении оставшейся суммы социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору № 90763938 от 22 июня 2017 года в ПАО «Сбербанк России» и обязать администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан перечислить оставшуюся сумму социальной выплаты в размере 338 019,50 рублей на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору № 90763938 от 22 июня 2017 года в ПАО «Сбербанк России».
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года постановлено:
административные исковые требования Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н. удовлетворить частично.
Признать решение администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 21 февраля 2020 года №01-25-266/01 об отказе в перечислении Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н. оставшейся суммы социальной выплаты в размере 338 019,50 рублей на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору №90763938 от 22 июня 2017 года незаконным.
В удовлетворении административных исковых требований Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н. в остальной части отказать.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что ответ на претензию № 01-25-266/01 от 21 февраля 2020 года по своей природе не является решением муниципального органа в том смысле, которые указаны в п. 2 ст. 1, ст. 218 КАС РФ, в связи с чем, не может быть признан незаконным. Социальная выплата, согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не распространяется на земельные участки. Ссылаясь на п. 12 Правил, указывает, что размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга, административным истцам была выплачена социальная выплата в размере 700 000 рублей равной стоимости жилого дома, вместе с тем административными истцами справка о сумме остатка основного долга и процентов не представлена.
В апелляционной жалобе Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н., действующая в отношении несовершеннолетних детей Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н. просят отменить решение, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что суд, признавая незаконным решение администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об отказе в перечислении Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н. оставшейся сумы социальной выплаты в размере 338 019,50 рублей на погашение основного долга и уплату процентов, не обязал администрацию устранить допущенные нарушения, что не приведет к устранению нарушенных прав истцов.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Камалетдинова Ф.Ф. и Камалетдиновой Д.Н. – Антюхову А.В., представителя администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Иштуганова Ф.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из требований ст. 176 КАС РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 59 - 61, 64 КАС РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям частично не соответствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Как установлено судом, Камалетдинов Ф.Ф. и Камалетдинова Д.Н. 01 марта 2015 года обратились в администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с учетом троих детей.
Письмом от 04 июня 2015 года №01-25-452/08 администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан уведомила Камалетдиновых о том, что представленные документы соответствуют требованиям, предусмотренным п. 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы. Комиссией решен вопрос о включении семьи Камалетдиновых в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
11 сентября 2019 года Камалетдинову Ф.Ф. и Камалетдиновой Д.Н. было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №04057, сроком действия до 11 апреля 2020 года на сумму 1 038 019,50 руб.
Из материалов дела следует, что социальная выплата в размере 700 000 рублей была перечислена администрацией муниципального района Иглинский район Республик Башкортостан в счет оплаты семье Камалетдиновых ипотечного кредита №90763938 от 22 июня 2017 года, полученного в ПАО «Сбербанк России».
04 февраля 2020 года Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н. обратились в администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с претензией о выплате оставшейся суммы социальной выплаты.
Согласно ответу главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан №01-25-266/01 от 21 февраля 2020 года на вышеуказанное обращение, указано, что социальная выплата предоставляется на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Социальная выплата по улучшению и восстановлению жилого дома программой не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, в частности из договора купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от 23 июня 2017 года Камалетдиновым Ф.Ф. и Камалетдиновой Д.Н. приобретены жилой дом, с кадастровым номером №... и земельный участок, с кадастровым номером №..., расположенные по адресу: адрес.
Согласно п. 5. договора кредит предоставляется созаемщикам в размере 1 930 000 рублей, из которых 1 000 000 рублей на приобретение жилого дома и земельного участка и 930 000 рублей – на оплату мер по улучшению и восстановлению жилого дома и земельного участка.
Пунктом 3. договора предусмотрено, что объекты недвижимости продаются по цене 1 000 000 рублей, в том числе жилой дом за 700 000 рублей, земельный участок за 300 000 рублей.
Согласно п. 6.1. договора стоимость земельного участка в размере 300 000 рублей оплачивается покупателями за счет собственных денежных средств наличными денежными средствами, после подписания настоящего договора в день сдачи настоящего договора купли-продажи на государственную регистрацию перехода права общей собственности на вышеуказанные объекты недвижимости к покупателям. Оплата подтверждается актом приема-передачи.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что приобретенный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:26:010706:896, прочно с ним связан и следует судьбе земельного участка, в связи с чем, является одним предметом покупки. Судом указано, что административному ответчику было известно о стоимости земельного участка, жилого дома и стоимости оплаты мер по улучшению и восстановлению жилого дома и земельного участка, именно это послужило основанием для принятия администрацией решения о выделении семье Камалетдиновых социальной выплаты в размере 1 038 019,50 рублей.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения об отказе в выплате административным истцам оставшейся суммы социальной выплаты.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 г.г. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с разделом 3 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г.г.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 основным механизмом реализации основного мероприятия является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Согласно п. 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования следует, что настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В силу подпункта "е" пункта 2 данных Правил (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предполагалось исключительно в отношении жилого помещения.
При этом, данный программой не предусмотрено использование социальной выплаты на приобретение земельного участка, в том числе на оплату мер по улучшению и восстановлению жилого дома и земельного участка.
Доводы административного истца о том, что администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было выдано свидетельство №04057 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 038 019,50 рублей и перечислив в погашение ипотеки сумму социальной выплаты в размере 700 000 рублей вместо положенной в размере 1 038 019,50 рублей администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан лишила семью Камалетдиновых предоставленной государством возможности использовать всю сумму социальной выплаты на погашение ипотеки и тем самым уменьшить финансовую нагрузку многодетной семьи, несостоятельны.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, количества членов молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятий ведомственной целевой программы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 13).
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека (пп. "б" п. 15).
Таким образом, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, определяют размер социальной выплаты для приобретения жилья молодым семьям не менее 35 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья.
В соответствии с пунктом 17 Правил размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия.
Таким образом, свидетельство №04057 от 11 апреля 2020 года о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, предоставляется административным истцам социальная выплата в размере 1 038 019,50 рублей на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Республики Башкортостан.
В данном случае административные истцы имели право приобрести любое жилое помещение в размере 1 038 019,50 рублей. Данная сумма является фиксированной рассчитанной на основании вышеуказанных Правил.
Однако административные истцы приобрели жилой дом за 700 000 руб. и поэтому администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан была выплачена социальная выплата равной стоимости жилого дома – 700 000 руб.
При указанных обстоятельствах, решение администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 21 февраля 2020 года №01-25-266/01 об отказе в перечислении Камалетдинову Ф.Ф., Камалетдиновой Д.Н. оставшейся суммы социальной выплаты в размере 338 019,50 руб. на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору №90763938 от 22 июня 2017 года является законным.
При указанных обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Камалетдинова Ф.Ф., Камалетдиновой Д.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказ администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 01-25-266/01 от 21 февраля 2020 года в перечислении оставшейся суммы социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору № 90763938 от 22 июня 2017 года в ПАО «Сбербанк России».
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года отменить в части признании решения администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 21 февраля 2020 года №01-25-266/01 об отказе в перечислении Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н. оставшейся суммы социальной выплаты в размере 338 019,50 руб. на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору №90763938 от 22 июня 2017 года незаконным.
В отмененной части принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Камалетдинов Ф.Ф., Камалетдинова Д.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н., Камалетдинова Д.Н. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказ администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 01-25-266/01 от 21 февраля 2020 года в перечислении оставшейся суммы социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору № 90763938 от 22 июня 2017 года в ПАО «Сбербанк России» - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Ф.М. Каримова
Судьи А.Н. Субхангулов
Л.В. Портнова
Справка: судья Сафина Р.Р.