ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-6955/16-33А-538 от 22.03.2017 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья - Габидулина Э.И. 22 марта 2017 года Дело № 2а-6955/16-33а-538

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Алещенковой И.А.,

судей Макаровой Л.В. и Павловой Е.Б.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

с участием прокурора Власовой О.Н.,

представителя СУ СК РФ по Новгородской области, и.о. руководителя СУ СК РФ по Новгородской области Гилиной Е.Г. – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2017 года по докладу судьи Павловой Е.Б. административное дело по апелляционной жалобе представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области, и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области Гилиной Е.Г.ФИО1,

на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 октября 2016 года, принятое по административному исковому заявлению прокурора Новгородской области к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области, и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области Гилиной Е.Г. об оспаривании отказа в предоставлении запрашиваемой информации,

у с т а н о в и л а:

Прокуратура Новгородской области 2 августа 2016 года обратилась в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области (далее – Управление) с письмом о предоставлении необходимых сведений в отношении сотрудников Управления и членов их семей в связи с проведением проверки исполнения требований Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федерального закона "О противодействии коррупции".

Письмом и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области от 15 августа 2016 года № 249/218-31-16 прокуратуре в предоставлении запрашиваемой информации отказано со ссылкой на то, что органы прокуратуры и их должностные лица в силу закона не наделены полномочиями по раскрытию персональных данных без согласия субьектов этих данных.

Прокурором области повторно 31 августа 2016 года, 12 сентября 2016 года были направлены запросы о предоставлении запрашиваемых сведений.

Ответом от 05 сентября 2016 года и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области Гилиной Е.Г. вновь отказано в предоставлении запрашиваемой информации по мотивам отсутствия у прокуратуры надзорных полномочий.

Поскольку в срок до 15 сентября 2016 года административным ответчиком требуемые сведения так и не были представлены в прокуратуру Новгородской области, чем сорвано исполнение прокуратурой надзорного мероприятия, предписанного утвержденным Президентом Российской Федерации Национальным планом противодействия коррупции, прокурор Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании названного отказа незаконным и возложении на Управление обязанности предоставить в прокуратуру Новгородской области запрашиваемую информацию в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена исполняющая обязанности руководителя Управления Гилина Е.Г.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 12 октября 2016 года административный иск прокурора Новгородской области удовлетворен, постановлено:

«признать отказ и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области ФИО2 в предоставлении в прокуратуру Новгородской области сведений в отношении государственных служащих данного органа, на которых законом возложена обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений в отношении супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц, незаконным.

Обязать руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда предоставить в прокуратуру Новгородской области сведения о государственных служащих управления, на которых законом возложена обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: фамилия, имя, отчество, дата рождения, индивидуальный номер налогоплательщика, паспортные данные, адрес места жительства, а также аналогичные сведения в — отношении супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц».

Определением Новгородского районного суда от 30 января 2017 года внесены исправления в указанное решение, в качестве административного ответчика указана и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области «Гилина Екатерина Генриковна» вместо «Гилина Елена Генриковна».

В апелляционной жалобе ФИО1 - представитель Управления и и.о. руководителя Управления (на момент подачи апелляционной жалобы), просит отменить решение Новгородского районного суда от 12 октября 2016 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Новгородской области, указывая, что судом при принятии решения допущены нарушения норм материального и процессуального права, судом неверно дана оценка доводам административных ответчиков. Так, из анализа нормы статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре» следует, что прокурор не наделен произвольным правом проведения проверок. Проверка должна быть обусловлена конкретной информацией о фактах нарушения закона. В данном случае, при запросе информации в отношении работников Управления и членов их семей прокуратура Новгородской области ни на какие нарушения законов не ссылается. Кроме того, требование о предоставлении персональных данных сотрудников Управления не согласуется с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции», нарушают принцип неприкосновенности, <...> частной, семейной жизни.

В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Новгородской области выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагая решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, в связи с чем судебная коллегия в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в её отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав представителя СУ СК РФ по Новгородской области, и.о. руководителя СУ СК РФ по Новгородской области ФИО2 – ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены как обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, отказывая прокурору в предоставлении запрашиваемой информации, административный ответчик полагал, что Следственный комитет Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти, деятельность вне уголовно-процессуальной сферы не может быть предметом прокурорского надзора, кроме того, направленный в Управление запрос не соответствует положениям Федерального закона "О персональных данных", поскольку предоставление прокурору запрашиваемых документов и информации может повлечь нарушение названного Федерального закона.

Вместе с тем, данные выводы административного ответчика являются ошибочными, противоречащими Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральному закону от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Исходя из положений статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяется Федеральным законодательством.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – ФЗ «О прокуратуре»), прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьями 21, 22 ФЗ "О прокуратуре" прокурор, при осуществлении возложенных на него функций в рамках надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (часть 1 статьи 21 и статья 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

В силу статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ч. 2.1 ст. 4 ФЗ "О прокуратуре" (введенной Федеральным законом от 23.07.2013 года N 205 ФЗ) органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе, осуществлять обработку персональных данных.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Федерального закона "О Следственном комитете РФ", служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, его сотрудники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральный законодатель, возлагая на Следственный комитет Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"), одновременно распространил на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также соответственно Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации").

Указом Президента Российской Федерации от 08 июля 2013 года N 613 утвержден порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей, определен перечень сведений, содержащих персональные данные, обязательные для опубликования в СМИ, а также перечень сведений, которые запрещается указывать на официальных сайтах, в том числе персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов ФСБ, таможенных органов и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции установленные федеральными законам.

Исходя из анализа статей 3, 6 - 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации.

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (статья 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации").

Пунктом 1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 39 "Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы" заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть за деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федерального закона "О противодействии коррупции", а также, реализуя полномочия по надзору за исполнением указанного Федерального закона, вправе истребовать у руководителей проверяемых органов, включая следственное управление Следственного комитета России по Новгородской области, информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования прокурора Новгородской области о предоставлении сведений в отношении государственных служащих следственного управления Следственного комитета России по Новгородской области соответствует действующему законодательству.

Отказ следственного управления Следственного комитета России по Новгородской области в предоставлении запрашиваемой информации препятствует осуществлению прокурором полномочий, закрепленных в законодательстве.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами. Значимые по делу обстоятельства определены судом правильно и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям.

Иные доводы жалобы представителя СУ СК РФ по Новгородской области, и.о. руководителя СУ СК РФ по Новгородской области ФИО2 – ФИО1 основаны на неправильном толковании действующего законодательства и не опровергают выводов судьи, послуживших основанием для принятия обжалуемого решения.

В связи с этим апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 12 октября 2016 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя СУ СК РФ по Новгородской области, и.о. руководителя СУ СК РФ по Новгородской области ФИО2 – ФИО3– без удовлетворения.

Председательствующий И.А.Алещенкова

Судьи Л.В.Макарова

ФИО4