33а-5556/2020
2а-709/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 октября 2020 года г. Оренбург
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Хакимовой О.В., Дорохиной Т.С.,
при секретаре Солдатовой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, главе администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО2, заместителю главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3 о признании незаконными и отмене постановлений,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 9 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Дорохиной Т.С., объяснения представителя административного истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков администрации МО Пригородный сельсовет и главы администрации МО Пригородный сельсовет ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, главе администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО2, заместителю главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3, указав, что постановлением администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 29 декабря 2017 года утверждена муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на 2018-2022 годы». В связи с этим, постановлениями администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 18 ноября 2019 года №-п, №-п назначены общественные обсуждения, предметом которых являлось: выбор общественной территории, на которой будет реализовываться программа «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области»; обсуждение дизайн-проекта общественной территории, на которой будет реализовываться проект Программы «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области». К Постановлению приложен Порядок общественного обсуждения, который в нарушение Устава и принятого Порядка представительным органом утвержден главой муниципального образования.
Протоколом заседания общественной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 19 декабря 2019 года решено утвердить общественную территорию в целях благоустройства парка вдоль трассы Оренбург-Орск на земельном участке с кадастровым номером № и дизайн-проект общественной территории «Благоустройство парка вдоль трассы Оренбург-Орск на земельном участке с кадастровым номером №; внести изменения в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области». 20 декабря 2019 года заместителем главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3 по принятым решениям выдано положительное заключение. Однако, при принятии решений со стороны должностных лиц администрации не была привлечена группа заинтересованных лиц, на публичных слушаниях (общественных обсуждениях) присутствующие жители п. Пригородный были категорически против строительства в лесной полосе по объективным причинам, обоснованных мотивов строительства парка вблизи автомобильной трассы, необходимости строительства парка именно в пределах лесных насаждений в принимаемых документах приведено не было. Кроме того, со стороны жителей п.Пригородный был предложен иной вариант расположения парка, на что представители администрации аргументированного отказа не предоставили, к тому же в протоколе заседания общественной комиссии не отображены предложения жителей поселка. Из этого протокола также усматривается наличие предложений в пользу принятия предложений в количестве 210 единиц, вместе с тем, на момент заседания об указанных предложениях не упоминалось, что указывает на их более позднее изготовление, а также на нарушение срока подачи.
Таким образом, проведенные публичные слушания (общественные обсуждения) носили формальный характер, по результатам которых мнение жителей п. Пригородный не было учтено.
Ввиду того, что администрация муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области намерена реализовать проект, который подразумевает строительство объектов на месте нахождения лесной полосы, функция защиты леса жителей п. Пригородный, в том числе, проживающих на смежной территории, посредством ликвидации лесной полосы проведет к увеличению шума и загазованности от автомобильной трассы, увеличению природных осадков (в зимнее время снег), в том числе заснеживанию трассы, нарушению благоприятных микроклиматических условий для здоровья людей в п. Пригородный.
В связи с указанным, административный истец ФИО1 просил суд признать незаконными и отменить как несоответствующие нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы ФИО1:
постановления администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 18 ноября 2019 года №-п, №-п;
протокол заседания общественной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 19 декабря 2019 года;
заключение заместителя главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3 по общественным обсуждениям на территории муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 20 ноября 2019 года.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Общественная комиссия Пригородного сельсовета Оренбургского района Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования просил удовлетворить в полном объеме по доводам административного иска.
Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО2 – ФИО5, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Административный ответчик, являющийся также представителем заинтересованного лица Общественной комиссии МО Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - заместитель главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным представителем административных ответчиков.
Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте слушания по делу были извещены надлежащим образом.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 9 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит вышеуказанное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1, глава администрации МО Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО2, заместитель главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ФИО3, представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, представитель общественной комиссии МО Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно положениям п. 15, 19 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы организации благоустройства территории поселения в соответствии с утвержденными правилами благоустройства территории поселения, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.
Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (пункт 4 статьи 24 названного Федерального закона).
По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 5 статьи 24 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 29 декабря 2017 года утверждена муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на 2018-2022 годы» (далее – программа).
В связи с этим, постановлением главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области №-п от 23 мая 2018 года создана общественная комиссия по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утверждены ее состав и Положение об общественной комиссии администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
Постановлением администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области №-п от 18 ноября 2019 года на 19 декабря 2019 года были назначены общественные обсуждения на предмет выбора общественной территории, на которой будет реализовываться названная программа и утвержден Порядок общественного обсуждения выбора общественной территории, на которой будет реализовываться программа.
Постановлением администрации того же муниципального образования №-п от 18 ноября 2019 года на 19 декабря 2019 года были назначены общественные обсуждения на предмет обсуждения дизайн-проекта общественной территории, на которой будет реализовываться программа и утвержден Порядок общественного обсуждения дизайн-проекта общественной территории, на которой будет реализовываться программа.
Оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения общественных обсуждений было организованно заблаговременно. Соответствующая информация с предложением направить свои предложения была размещена на официальном сайте муниципального образования. Иного не доказано и судом не установлено.
19 декабря 2019 года на заседании общественной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, оформленном соответствующим протоколом, по итогам голосования и рассмотрения предложений жителей приняты решения об утверждении общественной территории в целях благоустройства парка вдоль трассы Оренбург-Орск на земельном участке с кадастровым номером № и дизайн-проекта этой территории, о внесении изменений в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на 2018-2022 годы», которые предусматривают дополнение мероприятий на 2019-2020 годы – благоустройство парка вдоль трассы Оренбург-Орск на земельном участке с кадастровым номером №.
В заключении от 20 декабря 2019 года заместитель главы администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на основании протокола заседания общественной комиссии муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 19 декабря 2019 года признал общественные обсуждения от 19 декабря 2020 года состоявшимися, процедуру их проведения соблюденной, утвердил общественную территорию в целях благоустройства парка вдоль трассы Оренбург-Орск на земельном участке с кадастровым номером № и дизайн-проект этой общественной территории, определил внести соответствующие изменения в муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на 2018-2022 годы».
Названное заключение было размещено на официальном сайте муниципального образования.
Постановлениями администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области №-п и №-п от 23 декабря 2019 года утверждены указанная выше муниципальная программа в новой редакции и дизайн-проект общественной территории «Благоустройство территории парка вдоль трассы Оренбург-Орск п. Пригородный Оренбургского района Оренбургской области на земельном участке с кадастровым номером №».
Земельный участок с кадастровым номером № входит в состав земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, покрыт лесными насаждениями и фактически является составной частью лесной полосой между Нежинским шоссе и пос. Пригородный Оренбургского района.
Не согласившись с местоположением выбранной по итогам общественных обсуждений общественной территории, на которой будет реализовываться названная муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на 2018-2022 годы», процедурой и порядком выбора этой общественной территории, ФИО1 обратился в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе пояснения свидетелей, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленного ФИО1 иска.
Такие выводы суд первой инстанции мотивировал тем, что общественные обсуждения были проведены в установленном законом порядке. Решения, по итогам общественных обсуждений, оформленные протоколом от 19 декабря 2019 года, оспариваемые постановления приняты в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры, формы принятия и надлежащим образом доведены до всеобщего сведения.
Также суд учел, что решения, принятые по итогам общественных обсуждений от 19 декабря 2019 года, не имеют властно-обязывающего характера, не порождают непосредственно правовых последствий, в связи с чем, не могут нарушать какие-либо права и законные интересы административного истца, а результаты общественных обсуждений как таковые не являются основанием для начала выполнения каких-либо строительных и иных работ по размещению парковой зоны, поскольку для их выполнения необходимо произвести комплекс работ, направленных на получение соответствующих заключений о возможности размещения данной зоны в указанном месте, о соответствии проекта требованиям законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.
В апелляционной жалобе ФИО1 приводит доводы о том, что при проведении общественных обсуждений на предмет выбора общественной территории, на которой будет реализовываться муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на 2018-2022 годы», обсуждения дизайн-проекта общественной территории, на которой будет реализовываться программа допущены нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные доводы выводы суда первой инстанции не опровергают.
В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции.
В силу требований, установленных пунктом 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Следовательно, применительно к данным нормам решение вопроса выбора местоположения общественной территории для обустройства парковой зоны и обсуждение/ утверждение дизайн-проекта этой общественной территории не относится к градостроительным отношениям.
Кроме того, как следует из пояснений представителя административного ответчика, спорная парковая зона в соответствии с дизайн-проектом не является объектом капитального строительства, предусматривает сохранение имеющегося на территории озеленения, размещение велосипедных и пешеходных дорожек, организацию освещения, установку малых архитектурных форм детских и спортивных площадок, установку лавочек, урн, элементов декора, озеленения, некапитальных нестационарных сооружений.
По этим же основаниям отклоняются другие доводы апелляционной жалобы со ссылкой на нарушение административным ответчиком при принятии оспариваемых решений, постановлений законодательства о градостроительной деятельности.
Само по себе несогласие административного истца с местоположением выбранной по итогам общественных обсуждений общественной территории, на которой будет реализовываться названная муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на 2018-2022 годы» и то обстоятельство, что местоположение парка определено административным ответчиком на земельном участке, покрытом лесными насаждениями, не опровергают выводы суда первой инстанции о необоснованности заявленных административным истцом требований.
Вопреки другим доводам жалобы процедура и порядок организации и проведения общественных обсуждений, организованных главой администрации муниципального образования Пригородный сельсовет Оренбургского района (в том числе срок оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения общественных обсуждений, другие меры, обеспечивающие участие в общественных обсуждениях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов общественных обсуждений) соответствуют Уставу этого муниципального образования, требованиям статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а установленные судом первой инстанции по делу конкретные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о неправильном применении им норм материального права.
Дача заключения по результатам общественных обсуждений заместителем главы муниципального образования не опровергает законность оспариваемых решений общественной комиссии и постановлений главы муниципального образования.
Доводы подателя жалобы, свидетельствующие о несогласии с оценкой доказательств и установленными судом фактическими обстоятельствами, при правильном применении судом норм материального и процессуального права не влияют на исход дела и не влекут отмену или изменение судебного акта.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке гражданского, а не административного судопроизводства несостоятельна, поскольку административное исковое заявление ФИО1 не содержит требований искового характера, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и не являются основанием для отмены решения суда.
Решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 9 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 КАС РФ через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи