ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-7187/2022 от 18.10.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Киселев А.Н. УИД 16RS0046-01-2022-011622-30

дело в суде первой инстанции № 2а-7187/2022

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-16131/2022

учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галимова Л.Т.,

судей Львова Р.А., Нуриахметова И.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самигуллиной М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17.08.2022, которым постановлено:

«административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании штрафа за налоговые правонарушения удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан штраф за налоговые правонарушения в размере 5 342 рублей 80 копеек.

Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в бюджет муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 400 рублей».

Проверив материалы административного дела, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан – ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 14) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчеты финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам).

В обоснование административного иска указано, что МРИ ФНС № 14 при проведении мероприятий налогового контроля в отношении ФИО1 обнаружена задолженность по обязательным платежам на общую сумму 5 342 рубля 80 копеек. Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации из Управления записей актов гражданского состояния Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан, ФИО1 29.03.2022 изменила имя и отчество с ФИО3 на ФИО1.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 в период с 23.04.2019 по 17.03.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

10.03.2020 ФИО1 представила в налоговый орган налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за третий, четвертый кварталы 2019 год. Сумма единого налога на вмененный доход за третий квартал 2019 года составила 8 962 рубля, за четвертый квартал 2019 года – 31 023 рубля.

Ссылаясь на пункты 1, 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации МРИ ФНС № 14 указывает, что срок уплаты единого налога на вмененный доход за третий квартал 2019 года – 25.10.2019, за четвертый квартал 2019 года – 25.01.2020; срок представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за третий квартал 2019 года – 21.10.2019, за четвертый квартал 2019 года – 20.01.2020. Вместе с тем налоговые декларации представлены ФИО1 за третий квартал 2019 года с опозданием на четыре полных и один не полный месяц, за четвертый квартал 2019 года с опозданием на один полный и один неполный месяц.

После рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок по выявленным нарушениям в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом вынесены решения о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.08.2020 № 3655, № 3656 с назначением штрафа на общую сумму 5 342 рубля 80 копеек.

ФИО1 направлялись требования об уплате штрафа, однако в установленный в требованиях срок сумма задолженности не уплачена.

09.12.2021 мировым судьей судебного участка № 5 по Вахитовскому судебному району города Казани Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам. В связи с поступившим заявлением ФИО1 определением мирового судьи от 10.01.2022 судебный приказ отменен.

Прилагая расчет задолженности по штрафу, административный истец просит взыскать с ФИО1 штраф за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчеты финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам), в размере 5 342 рублей 80 копеек.

В судебном заседании представитель МРИ ФНС № 14 ФИО2 административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Суд принял решение об удовлетворении административного искового заявления в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласилась ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. Полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что не была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В суде апелляционной инстанции представитель МРИ ФНС № 14 ФИО2 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, на судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, в связи с представлением ФИО1 налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка.

По результатам камеральной налоговой проверки 27.08.2020 налоговым органом вынесены решения № 3655, № 3656 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа на сумму 2 240 рублей 50 копеек за третий квартал 2019 года, 3 102 рубля 30 копеек за четвертый квартал 2019 года.

ФИО1 направлены требования № 48142 по состоянию на 09.10.2020, № 48692 по состоянию на 21.10.2020 об уплате штрафов по единому налогу на вмененный доход на общую сумму 5 342 рубля 80 копеек, которые ФИО1 оставлены без исполнения.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 по Вахитовскому судебному району города Казани Республики Татарстан с ФИО1 взыскана задолженность по налогу.

В связи с поступившими возражениями ФИО1 определением судьи от 10.01.2022 судебный приказ отменен.

Разрешая данное дело и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из неисполнения административным ответчиком своей обязанности по своевременной и полной уплате законно установленных штрафов и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня своего вступления в силу (пункт 1 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 названного Кодекса порядке требование об уплате налога, соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшего в спорный период) объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктами 1, 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливалось, что уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

В силу пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Пунктом 1 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчеты финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам), основанием для предъявления налоговой инспекцией требований послужили решения МРИ ФНС № 14 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые признаны законными и обоснованными в установленном законом порядке.

Доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по налоговым санкциям, ответчик в ходе судебного разбирательства по делу, как суду первой, так и в суд апелляционной инстанции не представил.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия признает несостоятельными, они опровергаются материалами дела.

Из материалов дела следует, что по адресу проживания административного ответчика судом заблаговременно было направлено извещение о времени и месте судебного заседания 17.08.2022 (л.д. 40).

Почтовый конверт возвращен в суд первой инстанции в связи с истечением сроков хранения почтового отправления.

Таким образом, обязанность по уведомлению ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания судом исполнена.

Судебная коллегия, обращает внимание на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).

Таким образом, возврат почтового отправления (извещений суда) в связи с истечением срока хранения является надлежащим уведомлением о времени и месте судебного разбирательства. По смыслу приведенных выше процессуальных норм следует признать, что ответчик был извещен надлежащим образом судом о дате слушания дела, но злоупотребил своим правом, не явившись в суд, в связи с чем суд был вправе приступить к рассмотрению дела без участия административного ответчика.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановил законное и обоснованное решение.

Суд первой инстанции принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17.08.2022 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 28.10.2022.

Определение02.11.2022