ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-721/2022 от 01.06.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Цыганкова С.Р. дело № 2а-721/2022

№ 33а-1757/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 1 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Хаировой Д.Р.,

судей областного суда Сорокиной О.А., Берстневой Н.Н.,

при помощнике судьи Гут А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Ленинского района г. Астрахани Пимонова Ю.В. на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 10 марта 2022 года по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах Гридина ФИО17 к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ленинского района г. Астрахани в интересах инвалида 2-группы Гридина Д.Ю. обратился в суд с административным иском к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, указав в обоснование требований, что при проведении прокуратурой района проверки исполнения законодательства, регулирующего порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, установлено, что при подаче Гридиным Д.Ю. 10 августа 2021г. заявления о назначении субсидии в подтверждение отсутствия доходов у супруги Гридиной Е.А., указанной в заявлении в качестве члена семьи, заявителем представлена копия ее трудовой книжки. Кроме того, Гридиным Д.Ю. в составе пакета документов представлено написанное им собственноручно заявление от 10 августа 2021г., согласно которому его супруга Гридина Е.А. не работает, «перебивается случайными заработками», источником дохода семьи является пенсия заявителя и пособие. Также в указанном заявлении сообщается о готовности Гридиной Е.А. при необходимости представить соответствующее объяснение в подтверждение факта отсутствия у нее доходов. Распоряжением Центра Гридину Д.Ю. отказано в назначении субсидии в связи с отсутствием сведений о доходах Гридиной Е.А. за период с августа 2020 года по январь 2021 года, указание на иные основания отказа в предоставлении субсидии данное распоряжение не содержит. По мнению административного истца, указанное решение принято в отсутствии законных оснований, поскольку совокупность имеющихся в распоряжении Центра сведений и документов в достаточной степени свидетельствовали об отсутствии у Гридиной Е.А. какого-либо дохода. На незаконность решения указывает и то обстоятельство, что по результатам рассмотрения повторного заявления Гридина Д.Ю. от 02 сентября 2021 года о предоставлении субсидии Центром принято решение о назначении соответствующей выплаты. При этом подтверждение отсутствия доходов у супруги Гридиной Е.А. в дополнение к ранее направленным документам заявителем представлено лишь ее заявление, в котором она подтверждает факт отсутствия у нее работы, что было и так установлено Центром по результатам рассмотрения первоначального заявления Гридина Д.Ю. от 10 августа 2021 года.

Обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконным распоряжение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» об отказе в назначении Гридину Д.Ю. субсидии на оплату жилого помещений и коммунальных услуг, принятое по заявлению от 10 августа 2021 г., обязав ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» назначить Гридину Д.Ю. субсидию на оплату жилого помещений и коммунальных услуг с августа 2021 года.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОГКУ «Центр занятости населения города Астрахани», Министерство социального развития и труда Астраханской области.

В судебном заседании административный истец прокурор Тихонова А.А. поддержала административные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» по доверенности Зражевская Е.Ю. возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Министерство социального развития и труда Астраханской области по доверенности Луганская А.А. просила отказать в удовлетворении иска, полагая решение административного ответчика законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица ОГКУ «Центр занятости населения города Астрахани» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще.

Решением Ленинского районного суда г.Астрахани области от 10 марта 2022 года административный иск административного истца оставлен без удовлетворения.

В апелляционном представлении заместителя прокурора Ленинского района г. Астрахани Пимоновой Ю.В. ставится вопрос об отмене судебного решения указав, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены нормы материального права.

Выслушав объяснения административного истца прокурора Безуглой Н.Р., Гридина Д.Ю., поддержавших доводы апелляционного представления, представителя административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» Зражевской Е.Ю., заинтересованное лицо Министерство социального развития и труда Астраханской области Луганской А.А., возражавших против удовлетворения доводов апелляционного представления, проверив материалы дела, и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

В силу статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59 – 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел, которые обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 4 статьи 6 и статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.

Гридин Д.Ю. является инвалидом II группы, в связи, с чем прокурор обратился в суд в защиту его прав и законных интересов.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На территории Ленинского района г. Астрахани предоставление государственной услуги «Предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» отнесено к компетенции государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения, в частности на территории Ленинского района г. Астрахани - к компетенции ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани».

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них, сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии; документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20-31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).

Порядок предоставления субсидий предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 8 Правил, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Пункт 10 Правил запрещает требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 Правил.

Согласно пункту 19 Правил уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя исходя из сведений о составе семьи, содержащихся в заявлении о предоставлении субсидии, а также на основании пунктов 8(1) и 11 Правил.

Пунктом 32 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (пункт 33 Правил).

Пункт 36 Правил предоставляет гражданам, обращающимся за предоставлением субсидии, в случае отсутствия у них возможности подтвердить документально какие- либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, право самостоятельно декларировать такие доходы в заявлении. Эти сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Из материалов дела следует, что 10 августа 2021г. Гридин Д.Ю. обратился в Центр с заявлением о назначении субсидии и представил следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность заявителя и его членов семьи; копии свидетельств о рождении, копию свидетельства о регистрации брака; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности; справки об отсутствии задолженности по жилищно-коммунальным услугам; копии платежных документов; копии трудовых книжек заявителя и его супруги; заявление Гридина Д.Ю.

В своем заявлении от 10 августа 2021г. Гридин Д.Ю. указал: «жена (Гридина Елена Анатольевна) не работает, перебивается случайными заработками...».

При декларировании доходов ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным органом в соответствии с п.11 Правил рекомендуется провести проверку полноты и достоверности содержащихся в представленных заявителем документах сведений о размере и источниках средств существования его самого и членов его семьи.

Отсутствие у граждан доходов согласно п. 48 Методических рекомендаций, утв. приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1037/пр и Минтруда России № 857 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005г. № 761» подтверждается документами об отсутствии выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат (для имеющих статус безработного), справкой об отсутствии стипендии (для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения), либо документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства (лица, содержащиеся под стражей; находящиеся в розыске; находящиеся на длительном стационарном лечении; матери, осуществляющие уход за ребенком до трех лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей).

Учитывая, что супруга Гридина Д.Ю. не относится к вышеуказанным категориям граждан, для назначения субсидии ей необходимо было предоставить сведения о полученных доходах.

Разрешая административные исковые требования административного истца, районный суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, полагая, что Гридиной Е.А. самостоятельно сведения о своих доходах в установленном порядке в Центр представлены не были, заявление Гридина Д.Ю. административным ответчиком правомерно не рассмотрено как самостоятельно задекларированный доход Гридиной Е.А., и, в связи с тем, что Гридиным Д.Ю. представлен неполный пакет документов, в назначении субсидии по заявлению от 10 августа 2021г. ему было отказано.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Гридин Д.Ю. 10.08.2021г. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратился в Центр с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

При подаче Гридиным Д.Ю. 10.08.2021г. заявления о назначении субсидии в подтверждение отсутствия доходов у супруги Гридиной Е.А., указанной в заявлении в качестве члена семьи, заявителем представлена копия её трудовой книжки, в которой отсутствуют сведения об осуществлении ею трудовой деятельности в анализируемый период. Кроме того, Гридиным Д.Ю. в составе пакета документов представлено написанное им собственноручно заявление от 10.08.2021г. на имя директора Центра, согласно которому его супруга Гридина Е.А. не работает, источником дохода семьи является пенсия заявителя и пособие. Также в указанном заявлении сообщается о готовности Гридиной Е.А. при необходимости представить соответствующее объяснение в подтверждение факта отсутствия у нее доходов.

В рамках рассмотрения заявления о предоставлении субсидии Центром получена информация из уполномоченных органов государственной власти и иных организаций в порядке межведомственного взаимодействия, согласно которой Гридина Е.Ю. не была трудоустроена в расчетный период, то есть с августа 2020 г. по январь 2021 г., на учете в ОГКУ «Центр занятости населения г. Астрахани» в качестве безработной в обозначенный период не состояла.

Распоряжением ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» Гридину Д.Ю. отказано в назначении субсидии, в связи, с чем в его адрес направлено соответствующее уведомление от 18.08.2021г. № 9956/01-10-03. Основанием для принятия Центром указанного решения явилось отсутствие сведений о доходах Гридиной Е.А. за период с августа 2020 г. по январь 2021 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п.36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

По смыслу указанной нормы самостоятельное декларирование доходов в заявлении является не обязанностью гражданина, а его правом.

При этом, в силу п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, в перечень документов, необходимых для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, не включено заявление о самостоятельном декларировании доходов.

Пункт 10 Правил запрещает требовать от граждан документы, не предусмотренные данными Правилами.

Совокупность имевшихся в распоряжении Центра сведений и документов в достаточной степени свидетельствовали об отсутствии у Гридиной Е.А. какого-либо дохода. Так, заявитель изначально при подаче заявления письменно указал, что его супруга нигде не работает, представив в качестве подтверждения копию трудовой книжки. В рамках рассмотрения указанного заявления факт отсутствия доходов у Гридиной Е.А. также подтвержден полученными Центром ответами на межведомственные запросы.

Кроме того, по результатам рассмотрения повторного заявления Гридина Д.Ю. от 02.09.2021г. о предоставлении субсидии Центром принято решение о назначении соответствующей выплаты. При этом, в подтверждение отсутствия доходов у супруги Гридиной Е.А. в дополнение к ранее направленным документам заявителем представлено лишь ее заявление, в котором она подтверждает факт отсутствия у нее работы, что было и так установлено Центром по результатам рассмотрения первоначального заявления Гридина Д.Ю. от 10.08.2021г..

Заявление Гридиной Е.А., написанное ей собственноручно, не было представлено Гридиным Д.Ю. при подаче 02.09.2021г. заявления о назначении субсидии, что подтверждается отсутствием соответствующего указания в перечне предоставляемых документов.

Заявление Гридиной Е.А. было представлено Гридиным Д.Ю. в Центр уже на стадии рассмотрения учреждением заявления от 02.09.2021 г.

При этом, в заявлении Гридина Д.Ю. в адрес Центра, представленного в составе пакета документов 10.08.2021 г., заявитель сообщает о готовности Гридиной Е.А. при необходимости представить соответствующее объяснение в подтверждение факта отсутствия у нее доходов. Вместе с тем, несмотря на то, что предметом деятельности Центра является, в том числе оказание содействия гражданам в реализации их социальных прав, данная информация Центром была проигнорирована, мер, направленных на восполнение документов, без которых, административный ответчик, не мог дать оценку уровню доходов Гридиной Е.А., учреждение не приняло.

Вместе с тем данным обстоятельствам судом не дана оценка, в связи с чем оспариваемым актом нарушены права Гридина Д.Ю. на своевременное получение меры социальной поддержки.

С учетом изложенного, решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 10 марта 2022 года подлежит отмене, с принятием нового решения о признании распоряжения ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» по назначению субсидий (номер ПКУ ) об отказе Гридину Д.Ю. в назначении субсидии на ЖКУ незаконным и его отмене, обязав ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» устранить допущенное нарушение.

руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 10 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым распоряжение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о назначении субсидий (номер ПКУ об отказе Гридину Д.Ю. в назначении субсидии на ЖКУ признать незаконным и отменить, обязать устранить допущенное нарушение.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Хаирова Д.Р.

Судьи областного суда: Сорокина О.А.

Берстнева Н.Н.