№ 2а-741/2019
№ 33а-2564/2020
Судья Сафонова Е.В.
Докладчик Кошелева А.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 17 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Быковой В.Б., Разуваевой А.Л.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 31 октября 2019 года, которым административное исковое заявление Шерстобитова Алексея Ивановича к Межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области об отмене налоговых уведомлений и возложении обязанности возвратить излишне уплаченный транспортный налог удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области, а также Шерстобитова А.И., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шерстобитов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области, в котором, с учетом уточнения требований, просил:
- отменить налоговые уведомления № 62109227 от 13.09.2016 г. на сумму 3 360 руб., № 69959797 от 21.09.2017 г. на сумму 3 360 руб., № 62529481 от 29.08.2018 г. на сумму 3 360 руб., № 51256095 от 25.07.2019 г. на сумму 4 480 руб. (по 2018 г.) на сумму 2 240 руб. (перерасчет) в части исчисления транспортного налога за автомобиль, марки <данные изъяты> с идентификационным номером № по категориям «грузовой автомобиль» и «автобус»; обязать возвратить излишне уплаченный транспортный налог в размере 10 080 руб.
В обоснование требований указано, что 29.12.2009 г. Шерстобитовым А.И. был приобретен автомобиль марки №, за который ежегодно, в период с 2010 г. по 2018 г., ему выставлялись налоговые уведомления об уплате транспортного налога в размере 4480 руб., которые добросовестно оплачивались.
При получении налогового уведомления за 2017 г. истец обнаружил ошибку, а именно то, что транспортный налог по указанному автомобилю предъявлен по налоговой ставке как за грузовой автомобиль, в то время как указанный автомобиль является легковым.
22.11.2018 г. истец через личный кабинет обратился в МИФНС № 5 с заявлением об изменении налоговой ставки по категории легковой автомобиль.
25.12.2018 г. в изменении налоговой ставки ему было отказано и в личном кабинете размещено налоговое уведомление о перерасчете транспортного налога за 2016 г. - 2017 г. в сторону увеличения по категории транспортного средства - автобус.
28.03.2019 г. он обратился в Управление с жалобой на действия должностных лиц МИФНС № 5, по результатам рассмотрения которой 22.05.2019 г. принято решение об отказе в удовлетворении требований жалобы.
Действия и решения налогового органа истец считает незаконными, поскольку в соответствии с приказом от 23.06.2005 г., согласованным МВД РФ № 496, Министерством промышленности и энергетики РФ № 192, Минэкономразвития и торговли № 134 «Об утверждении положения о паспортах ТС и шасси ТС», в строке 3 «наименование (тип ТС)» указывается характеристика ТС, при этом буква «В» характеризует автомобиль массой до 3500 кг и числом сидячих мест помимо сиденья водителя менее 8, как легковой.
В ПТС № на автомобиль, выданный заводом-изготовителем, тип его автомобиля значится «специальный автомобиль», категории «В». Отнесение автомобиля к категории транспортных средств - автобус, является некорректным, поскольку в автомобиле предусмотрено 1 место для пассажира и 1 место для водителя.
В случае отнесения автомобиля к автобусам, завод-изготовитель указал бы в ПТС категорию «Д».
Специальный автомобиль №, в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) № ОК 013-94, действующим в момент приобретения автомобиля, имеет код 15 34 10165 и классифицируется как «автомобили легковые специальные фургоны»; в соответствии с ОКОФ 013-2014(СНС 2008) с изменениями на 08.05.2018г. относится к подгруппе «средства автотранспортные для перевозки людей прочие» к группе 310.29.10.2 «автомобили легковые».
Данными ГУ МВД Росси по Новосибирской области от 07.02.2018 г. подтверждено, что категория автомобиля В (легковой).
Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 31 октября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом постановлено отменить налоговые уведомления: № 62109227.от 13.09.2016 г., № 69959797 от 21.09.2017 г., № 62529481 от 29.08.2018 г., № 51256095 от 25.07.2019 г., в части начисления и перерасчета транспортного налога ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу: <адрес>, по автомобилю №, гос. номер №,
- за 2015г. по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 г., начисленного в размере 4 480 руб. по налоговой ставке 40 руб. из расчета за 1 л.с., уплаченного налогоплательщиком 25.11.2016 г., исходить при начислении из налоговой ставки 10 руб. за 1л.с., что составит 1 120 руб.;
- за 2016 г. по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 г., начисленного в размере 4 480 руб. по налоговой ставке 40 руб. из расчета за 1 л.с., уплаченного налогоплательщиком 28.11.2017 г., исходить при начислении из налоговой ставки 10 руб. за 1л.с., что составит 1 120 руб.;
- за 2017 г. по сроку уплаты не позднее 01.12.2018 г., начисленного в размере 4 480 руб. по налоговой ставке 40 руб. из расчета за 1 л.с., уплаченного налогоплательщиком 27.11.2018г., исходить при начислении из налоговой ставки 10 руб. за 1л.с., что составит 1 120 руб.;
- за 2018 г. по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 г., начисленного в размере 4 600 руб. по налоговой ставке 50 руб. из расчета за 1 л.с., исходить при начислении из налоговой ставки 10 руб. за 1 л.с., что составит 1 120 руб. и доначисленного за 2016 г. и за 2017 г. по налоговой ставке 50 руб. из расчета за 1 л.с., в размере по 1 120 руб. за каждый год, не уплаченного налогоплательщиком по состоянию на 31.10.2019 г.
Возвратить ФИО1, <данные изъяты> года рождения, проживающему по адресу: <адрес>, излишне уплаченный:
- 25.11.2016 г. транспортный налог за 2015 г. в размере 3 340 (три тысячи триста сорок) руб.;
- 28.11.2017 г. транспортный налог за 2016 г. в размере 3 340 (три тысячи триста сорок) руб.;
- 27.11.2018 г. транспортный налог за 2017 г. в размере 3 340 (три тысячи триста сорок) руб.
Определением Барабинского районного суда Новосибирской области от 17 января 2020 года постановлено исправить арифметическую ошибку, допущенную в решении Барабинского районного суда Новосибирской области от 31.10.2019, указав в мотивированной и резолютивной частях решения суммы, подлежащие возврату ФИО1, как излишне уплаченного:
- 25.11.2016 г. транспортного налога за 2015 г. в размере 3 360 (три тысячи триста шестьдесят) руб.;
- 28.11.2017 г. транспортного налога за 2016 г. в размере 3 360 (три тысячи триста шестьдесят) руб.;
- 27.11.2018 г. транспортного налога за 2017 г. в размере 3 360 (три тысячи триста шестьдесят) руб.
С решением суда от 31.10.2019 года не согласилась Межрайонная ИФНС России № 5 по Новосибирской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Барабинского районного суда Новосибирской области от 31 октября 2019 года и принятии нового об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что относительно Сравнительной таблицы категории транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции, на которую сослался суд, к категории Д не отнесены исключительно автобусы. Указанная в ПТС категория В не означает, что автомобиль не может быть отнесен к категории автобус.
В целях налогообложения вид (категория) автомототранспортного средства должен определяться на основании типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в ПТС. Тип транспортного средства, отраженный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия). Таким образом, при исчислении транспортного налога необходимо определять налоговую ставку, учитывая не только категорию транспортного средства, но и его тип, а также назначение, указанные в ПТС.
Согласно разъяснениям ОАО «Ульяновский автомобильный завод» транспортные средства, обозначение которых начинается с 3962 должны быть отнесены к автобусам, так как сертифицированы по категории М2 и, следовательно, в отношении таких транспортных средств должна применяться налоговая ставка «для автобусов». Оценивая данное доказательство, суд неверно принял во внимание номер транспортного средства в целом 396255.
На апелляционную жалобу поданы письменные возражения ФИО1
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемого решения возложено на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение; истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока на обращение в суд.
Из материалов дела следует, что 3.09.2016г. ФИО1 направлено налоговое уведомление № 62109227, согласно которому предлагалось в срок не позднее 01.12.2016г. оплатить, в том числе, транспортный налог за 2015г. в размере 8 305 руб., в том числе по автомобилю марки <данные изъяты>, гос.знак №, по налоговой ставке 40 руб. за 1 л/с, что составило 4 480 руб.
21.09.2017г. ФИО1 направлено налоговое уведомление № 69959797, согласно которому предлагалось в срок не позднее 01.12.2017г. оплатить, в том числе, транспортный налог за 2016г. в размере 8 305 руб., в том числе, по автомобилю, марки <данные изъяты>, гос.знак 0631ТУ54, по налоговой ставке 40 руб. за 1 л/с, что составило 4 480 руб.
29.08.2018г. ФИО1 направлено налоговое уведомление № 62529481, согласно которому предлагалось в срок не позднее 03.12.2018г. оплатить, в том числе, транспортный налог за 2017г. в размере 8 305 руб., в том числе, по автомобилю, марки УАЗ, гос.знак 0631ТУ54, по налоговой ставке 40 руб. за 1 л/с, что составило 4 480 руб. 25.07.2019г. ФИО1 направлено налоговое уведомление № 6252948151256095, согласно требованиям которого предлагалось в срок не позднее 02.12.2019г. оплатить, в том числе, транспортный налог за 2018г. в размере 8 150 руб., в том числе, по автомобилю, марки №, гос.знак 0631ТУ54, по налоговой ставке 50 руб. за 1 л/с, что составило 5 600 руб. (50 руб. х112л/с), также произведен перерасчет транспортного налога за 2016г. и за 2017г. по указанному автомобилю исходя из налоговой ставки равной 50 руб. за 1 л/с, в связи с чем, определена сумма к доплате в размере по 1 120 руб. за каждый год.
Транспортный налог за 2015 – 2017 годы за автомобиль УАЗ на основании налоговых уведомлений № 62109227, № 69959797, № 62529481 налогоплательщиком оплачен. Транспортный налог за 2018г. в размере 8 150 руб., в том числе по автомобилю № в размере 5 600 руб., а также за 2016г. в размере 1 120 руб., за 2017г. в размере 1 120 руб. на основании налогового уведомления № 6252948151256095, налогоплательщиком на момент рассмотрения дела не оплачен.
22.11.2018г. ФИО1 обратился в МИФНС России № 5 по Новосибирской области с заявлением о перерасчете транспортного налога, начисленного на принадлежащий ему на праве собственности автомобиль марки №, в связи с тем, что транспортный налог был исчислен по налоговой ставке, соответствующей категории транспортного средства - грузовой, хотя автомобиль является легковым.
25.12.2018г. по результатам рассмотренного заявления МИФНС № 5 принято решение, в котором ФИО1 в перерасчете транспортного налога по налоговой ставке, соответствующей категории транспортного средства - легковой автомобиль, отказано.
28.03.2019г. ФИО1 направлена жалоба в УФНС по НСО на решение МИФНС России № 5. 22.05.2019г. Управлением принято решение, которым жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения. 16.08.2019 ФИО1 подан настоящий административный иск.
Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации, а также срок обращения в суд с административным иском ФИО1 соблюдены, что налоговым органом не оспаривается.
В выданном на автомобиль марки № паспорте транспортного средства № указаны марка, модель ТС - №, наименование (тип ТС) - специальный А/М (строка 2), категория ТС - "В" (строка 3), мощность двигателя 112 кВт.
В справке ГУ МВД России по Новосибирской области от 07.02.2019, выданной ФИО1, а также ответе ГУ МВД России от мая 2019 на обращение МИФНС № 5 указано, что согласно базы данных ФИС ГИБДД тип автомобиля № - специальный автомобиль М1, категория транспортного средства «В» легковой, разрешенная максимальная масса до 3500 кг.
Согласно ответу ОАО «Ульяновский автомобильный завод», на который ссылается податель жалобы, автомобиль, обозначение которого начинается с номера 3962, сертифицирован по категории М2, как механическое транспортное средство для перевозки пассажиров, имеющее более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которого не более 5 тонн, и должен быть отнесен к автобусам.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В статье 358 Кодекса предусмотрено, что объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со статьей 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Транспортный налог на территории Новосибирской области определен Законом Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-О3 "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области".
Статьей 2.2 названного Закона установлены ставки транспортного налога: на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до ста лошадиных сил (до 74,55 кВт) включительно - 6 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 10 руб., на автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до двухсот лошадиных сил (до 147,1 кВт) включительно - 50 руб., грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 40 руб.
В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с Приложением 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, к категории М1 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо мест водителя, не более восьми мест для сидения – легковые автомобили. Автобусы, троллейбусы и специализированные пассажирские транспортные средства отнесены к категории М2 и М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает либо превышает 5 т. К категории N относятся транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси.
Согласно п. 28 Приложения N 1 к Приказу МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее - Приказ N 496) по строке "4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968:
- A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
- C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг;
- D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
- прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Согласно п.7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Из приведенных норм права и представленных в дело доказательств следует, что согласно сведениям регистрирующего органа, на основании которых в силу закона налоговый орган производит исчисление транспортного налога, а также данным паспорта транспортного средства, автомобиль административного истца имеет категории В и М1, что не позволяет отнести его к грузовым автомобилям либо автобусам.
Кроме того, из объяснений ФИО1, представленных в дело фотографий транспортного средства <данные изъяты> усматривается, что автомобили подобных моделей используются преимущественно в качестве специализированных автомобилей скорой медицинской помощи, что соответствует содержанию строки 3 паспорта транспортного средства.
Согласно Общероссийским классификаторам основных фондов - ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, и ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 301, подобное автотранспортное средство также относится к легковым (код 15 3410166).
Доказательств использования транспортного средства в качестве пассажирского транспорта (автобуса) или в иных целях Инспекция в суд не представила.
При наличии ответа ОАО «Ульяновский автомобильный завод», противоречащего содержанию сведений об автомобиле, отраженных в регистрационных документах и представленных регистрирующим органом, налоговая инспекция в силу п.1 ст. 362 НК РФ должна руководствоваться данными регистрирующего органа, а согласно п.7 ст. 3 НК РФ, трактовать противоречия и неясности в пользу налогоплательщика.
Вопреки указанному подателем жалобы, судом первой инстанции оценка данному доказательству дана верная, в частности, сдом учтено, что автомобиль поставлен на учет регистрирующим органом как легковой, что не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что автомобиль административного истца УАЗ относится к категории легковых автомобилей, в связи с чем, исчисление налоговым органом транспортного налога за указанный автомобиль как за грузовой, последующее доначисление налога как за автобус, является необоснованным.
Доводы апеллянта направлены на переоценку доказательств, оснований к чему не установлено, основаны на неверном понимании норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, потому подлежат отклонению. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 31 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи