ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-747/2022 от 11.10.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Романов С.А. Дело № 92RS0004-01-2021-005138-04

(номер производства по делу Производство № 33а-2941/2022

в суде первой инстанции Категория 062а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Бояриновой Е.В.,

Судей Орловой С.В., Исаева С.Н.,

при секретаре Марушевской Т.В.,

с участием: представителя административного истца Лукьянова А.В.- Нагорной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лукьянова А. В. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Губернатору города Севастополя, при участии в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Правительства города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании бездействия, при рассмотрении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, незаконным, по апелляционной жалобе административного истца Лукьянова А. В. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2022 года,

заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В.

УСТАНОВИЛА:

Лукьянов А.В. обратился в суд с административным иском, в котором проси признать бездействие Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Губернатора города Севастополя, при участии в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Правительства города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, при рассмотрении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, незаконным.

Требования обоснованы тем, что Лукьянову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> часть 21.

Административный истец обратился в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного под адресу: <адрес> часть 21, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства», кадастровый , площадью 500 кв.м., на вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство».

Поскольку распоряжение Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок не было принято, административный истец обратился в суд.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2022 года административный иск Лукьянова А.В. удовлетворён частично.

Постановлено: признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя при рассмотрении заявления Лукьянова А.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного под адресу: <адрес> часть 21, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства.

Не согласившись с решением, представитель административного истца подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении. Также указывает, что в настоящее время порядок рассмотрения вопросов, связанных с изменением вида разрешенного использования земельных участков в городе Севастополе предусмотрен, в том числе, «Временным порядком изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства», утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 124.12.2015 № 1210-ПП (в ред. Постановления Правительства Севастополя от 10.08.2021 № 365-ПП).

Между тем, административный истец считает необходимым указать на то, что отношения сторон по рассмотрению вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка являются длящимися и возникают с момента подачи соответствующего заявления частным лицом.

Указанный Порядок не только регулирует непосредственно процедуру выдачи соответствующего распоряжения, но также и устанавливает порядок рассмотрения соответствующего заявления.

Кроме того, согласно пункта 10 Порядка (в ред. Постановления Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 134-ПП) уполномоченный орган в течение 10 дней с момента проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) обеспечивает подготовку проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) осуществляется Губернатором города Севастополя путем издания распоряжения.

В соответствии с пунктом 15 Порядка Губернатор города Севастополя принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, или об отказе в его изменения в форме распоряжения в течение 15 дней с момента оформления отрицательного заключения уполномоченного органа либо протокола по результатам публичных слушаний.

11 сентября 2019 года на основании, распоряжения ДАиГ от 27 августа 2019 года № 167 «О проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:04:011001:281. расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>» были проведены публичные слушания, по результатам которых проект изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения личного крестьянского хозяйства» на «для ведения личного подсобного хозяйства» был поддержан.

Однако, в нарушение сроков, установленных Порядком, распоряжение Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка не принято.

Административный истец неоднократно обращался в Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, в прокуратуру города Севастополя с заявлениями и нарушении его прав, однако несмотря на установление факта нарушения положений Порядка, меры по устранению таких нарушений предприняты не были.

Так, в ответе Прокуратуры города Севастополя от 08 ноября 2021 года № 7/2-694-16 было указано, что «подготовленный проект распоряжения содержал непредусмотренный Порядком отказ в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка, что также подтверждается заключение Правового управления Правительства Севастополя от 13 марта 2020 года по названному проекту правового акта».

Кроме того, прокуратурой города Севастополя также указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 10 августа 2021 года № 365-11П изложен в новой редакции Порядок, которым предусмотрено принятие решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Также, прокуратурой города Севастополя административный истец было проинформирован о том, что в соответствии с требованиями Порядка (в новой редакции) ДАиГ подготовлен проект распоряжения Губернатора города Севастополя «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес> который находится на утверждении.

Как указано в решении, в соответствии с имеющимся в материалах дела заключением Правового управления Правительства Севастополя от 13 марта 2020 года, подготовленным по результатам проведения правовой экспертизы проекта распоряжения Губернатора города Севастополя» Об изменении вида разрешенного использования земельного участка земельного участка с кадастровыми номером , расположенного по адресу: <адрес>. <адрес> цель проекта - отказ в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.

Заключением проект распоряжения не согласован.

Указанным Заключением установлено также то, что в соответствии с Порядком, соблюдена процедура принятия решения Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (протокол от 30.10.2018 №07/2018, содержащий рекомендацию не принимать решение по изменению вида разрешенного использования указанного земельного участка), проведены соответствующие публичные слушания, которыми изменение вид разрешенного использования согласовано, при этом Порядок не разрешает вопрос о приоритетности решений комиссии (которые носят рекомендательный порядок) и результатов публичных слушаний по отношению друг к другу, а основания отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка должны реализовываться только на этапе до передачи заявления гражданина на рассмотрение в Комиссию по подготовке ПЗЗ.

Таким образом, заявление административного истца должно быть рассмотрено по правилам, установленным Порядком в редакции Постановления Правительства Севастополя от 22.12.2016 № 1246-1 ИТ Постановления Правительства Севастополя от 16.02.2017 N 134-П11, согласно которого по результатам общественных слушаний 11.09.2019 у административных ответчиков была обязанность в установленные сроки подготовить и подписать распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В тоже время, Распоряжение Губернатора города Севастополя «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес><адрес> фактически придает Порядку обратную силу, поскольку распространяет свое действие на соответствующие отношения, в редакции, не вступившей в законную силу на день обращения административного истца в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, что не представляется возможным ни при каких обстоятельствах.

По мнению апеллянта суды не должны рассматривать изменение законодательства, ужесточающее требования или порядок к осуществлению тех или иных процедур со стороны публичных органов во взаимоотношениях с частными индивидами, как безусловное основание, к выводу о невозможности восстановления прав заявителей по ранее действовавшим правилам (Определение № 307-ЭС21-11714 судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ по делу № А56-3 83 82/2020).

Представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2022 года отменить, по делу принять новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме.

Административный истец, представители административных ответчиков Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Губернатора города Севастополя и заинтересованных лиц Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, уважительной причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 КАС РФ, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что Лукьянову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, часть ,площадью 500 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства (л.д.72-74).

Земельный участок, принадлежащий Лукьянову А.В., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> образован путем разделения паёв бывшего совхоза ЗАО «С.Перовской» с видом разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства.

19 октября 2018 года Лукьянов А.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного под адресу: <адрес><адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства», кадастровый , площадью 500 кв.м., на вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство».

11 сентября 2019 года на основании Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 27 августа 2019 года № 167 «О проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес> в Нахимовском внутригородском муниципальном образовании города Севастополя» были проведены публичные слушания, по результатам которых проект изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения личного крестьянского хозяйства» на «для ведения личного подсобного хозяйства» был поддержан.

Согласно имеющемуся в материалах дела ответу Прокуратуры города Севастополя от 08 ноября 2021 года № 7/2-694-16 административному истцу было сообщено, что «подготовленный проект распоряжения содержал непредусмотренный Порядком отказ в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка, что также подтверждается заключением Правового управления Правительства Севастополя от 13.03.2020 по названному проекту правового акта» (далее – Заключение).

В соответствии с заключением, подготовленным по результатам проведения правовой экспертизы проекта распоряжения Губернатора города Севастополя» Об изменении вида разрешенного использования земельного участка земельного участка с кадастровыми номером , расположенного по адресу: <адрес> (далее – проект распоряжения) цель проекта – отказ в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.

Заключением проект распоряжения не согласован.

Указанным заключением установлено также то, что в соответствии с Порядком, соблюдена процедура принятия решения Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее – ПЗЗ) (протокол от 30.10.2018 №07/2018, содержащий рекомендацию не принимать решение по изменению вида разрешенного использования указанного земельного участка), проведены соответствующие публичные слушания, которыми изменение вида разрешенного использования согласовано, при этом Порядок не разрешает вопрос о приоритетности решений комиссии (которые носят рекомендательный порядок) и результатов публичных слушаний по отношению друг к другу, а основания отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка должны реализовываться только на этапе до подготовки ПЗЗ.

Также, в соответствии с представленными в материалы дела документами, Прокуратурой города Севастополя указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 10 августа 2021 года№ 365-ПП изложен в новой редакции Порядок, которым предусмотрено принятие решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с требованиями Порядка (в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 16 февраля 2017 года № 134-ПП, от 10 августа 2021 года № 365-ПП) ДАиГ был подготовлен проект распоряжения Губернатора города Севастополя «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> часть 21», который находится на утверждении.

Копия распоряжения Губернатора города Севастополя от 14 апреля 2022 года №109-РГ «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес> (Управление правовой работы Губернатора и Правительства Севастополя вх. № 2665/05/1-21 от 22 сентября 2021 года) представлена в суд первой инстанции представителем административного ответчика.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года№ 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Постановлением Правительства Севастополя от 14 декабря 2015 года № 1210- ПП об утверждении Временного Порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства» указал, что распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного под адресу: <адрес><адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства», кадастровый , площадью 500 кв.м., на вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», в установленные нормативными документами сроки не подготовлено уполномоченным органом - Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя с чем требования административного истца в этой части посчитал правомерными.

В тоже время указал, что не имеется оснований для признания незаконным бездействия Губернатора города Севастополя.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции в части отсутствия оснований для признания незаконным бездействия Губернатора города Севастополя соглашается, в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя при рассмотрении заявления Лукьянова А. В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного под адресу: <адрес><адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства не соглашается в силу следующего.

Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе. Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон - 6-ФКЗ) установлено, что до 1 января 2019 года, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми -актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя но согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Пунктом 3 статьи 5 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений, на территории города Севастополя» установлено, что до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с; генеральными планами населенных пунктов и детальными планами; территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

В силу положений статьей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником; земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).

Постановлением Правительства Севастополя от 14 декабря 2015 года № 1210-ПП утвержден Временный порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов; капитального строительства на территории города: Севастополя (далее - Порядок), который регулирует процедуру изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории города Севастополя.

В соответствии с положениями пунктом 3 Порядка вид разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) подлежит изменению на основании заявления правообладателя земельного участка.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) заинтересованное лицо обращается с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором указываются следующие сведения: |о правообладателе земельного участка (фамилия, имя, отчество, место жительства, наименование юридического лица, местонахождение, ОГРН); о земельном участке и объекте капитального строительства (площадь, адрес, кадастровый номер, вид разрешенного использования); желаемый вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства который должен быть установлен в результате удовлетворения заявления; о правах на земельный участок (объект капитального строительства) (пункт 4 Порядка).

К заявлению прилагаются следующие документы: копии правоустанавливающих документов на земельный участок и объекты капитального строительства (по желанию заинтересованного лица); документы, подтверждающие постановку земельного участка на государственный кадастровый учет, внесение сведений о местоположении границ земельного участка в государственный кадастр недвижимости (по желанию заинтересованного лица); копия градостроительной документации, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в части, касающейся расположения земельного участка (по желанию заинтересованного лица); сведения о технико-экономических характеристиках объектов капитального строительства, планируемых к размещению на земельном участке в случае изменения вида разрешенного использования; чертежи красных линий, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка; эскизный проект, отображающий архитектурный облик объектов капитального строительства, планируемых к размещению на земельном участке; письменное согласие Собственника земельного участка в случае, если земельный участок находится в частной собственности, а в качестве заинтересованного лица выступает арендатор либо землепользователь земельного участка.

Согласно пунктов 8,9 Порядка при отсутствии оснований для отказа в изменении разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган в течение 30 дней с момента заявления и приложенных к нему документов передает их на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее - Комиссия), Вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) рассматривается Комиссией в течение 20 дней с момента поступления в ее адрес заявления заинтересованного лица и приложенных к нему документов. Решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.

В течение 10 дней с момента принятая Комиссией решения по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка капитального строительства) уполномоченный орган инициирует процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида использования земельного участка (объекта капитального строительства).

Уполномоченный орган в течение 10 дней с момента; проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) обеспечивает подготовку проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) осуществляется Губернатором города Севастополя путем издания распоряжения.

Постановлением Правительства Севастополя от 25 декабря 2015 года № 1317- ПП утверждено Положение о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территорий города Севастополя (далее Комиссия) постоянно действующего совещательного органа, образуемого в целях обеспечения исполнения задач градостроительного зонирования, подготовки правил землепользования и застройки г. Севастополя, принятия исполнительными органами государственной власти решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.

К основным задачам Комиссии относятся:

подготовка проекта правил землепользования и застройки (далее- ПЗЗ); рассмотрение предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта ПЗЗ; проведение публичных слушаний по проекту ПЗЗ; внесение изменений в ПЗЗ по результатам публичных слушаний по проекту ПЗЗ; рассмотрение заявлений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

По результатам заседания Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по вопросам утверждения проекта ПЗЗ, внесения изменений в проект ПЗЗ, изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно пункту 6 Порядка установлены основания для отказа в. изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства):

1) изменение вида разрешённого использования земельного участка (объекта капитального строительства) противоречит градостроительной документации, утвержденной после 18 марта 2014 года в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации,

строительство (реконструкция) планируемого объекта капитального строительства в соответствии е испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к нарушению положений технических регламентов;

строительство (реконструкция) объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к снижению фактических показателей обеспеченности территории, на которой расположен земельный участок (объект капитального строительства), объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.

Как следует из письменных пояснений Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Лукьянов А.В. неоднократно обращался с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> вида разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2).

При этом, участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть заняты зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения сельхозпродукции. Испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 2.2) предусматривает размещение жилого дома.

Согласно Порядку 30.10.2018 проведено заседание Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.

Комиссией рекомендовано не принимать решения по изменению вида разрешенного использования на основании, установленном подпунктом 3 пункта 6 Порядка, так как строительство (реконструкция) объекта (объектов) капитального строительства в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) приведет к снижению фактическое показателей обеспеченности территории, на которой расположен земельный участок (объект капитального строительства), объектами социальной инфраструктуры, а также в связи с необходимостью разработки документации по планировке территории в связи с тем, что на территории, необеспеченной достаточным ; количествам объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры. Осуществление градостроительной деятельности должно быть направлено в первую очередь на данное обеспечение и их территориальную доступность для населения.

В соответствии с данными публичной кадастровой карты земельные участки квартала с кадастровым номером по большей части расположены вплотную друг к другу, без возможности доступа к участкам в центральной части, между участками нет разрывов для строительства инженерных сетей, дорог, нет участков для строительства детских садов и школы (по имеющиеся данным, рассматриваемая территория включает более 750 земельных участков, собственниками которых являются 500 граждан).

В соответствии с Порядком принято решение вынести вопрос на публичные слушания.

В соответствии с требованиями Порядка, издано распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 27 августа 2019 года № 167 «О проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровыми номерами: , расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес> в Нахимовском внутригородском муниципальном образовании города Севастополя».

Заключение по результатам данных публичных слушаний утверждено 17 сентября 2019 года, и опубликовано на официальном сайте Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя.

Уполномоченный орган в течение 10 дней с момента проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) обеспечивает подготовку проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

После публичных слушаний Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя был подготовлен проект распоряжения и направлен на согласование в исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

13 марта 2020 года из Правового управления Правительства Севастополя получено заключение по результатам проведения правовой экспертизы проекта распоряжения губернатора города Севастополя, котором проект был не согласован.

Согласно части 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 18 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 31 декабря 2020 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений были установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствий с указанной нормой с 01 января 2021 года особенности регулирования градостроительных отношений в городе Севастополе прекратили свое действие, в том числе, утратил юридическую силу Порядок.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 01.07.2021 № 3-ФКЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» указанные особенности были продлены.

Постановлением Правительства Севастополя от 10 августа года№ 365- ПП внесены изменения в порядок.

В соответствии с пунктом 10.1. Порядка, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после получения рекомендации Комиссии направляет заявление, заключение о результатах публичных слушаний или общественных обсуждений, выписки из протоколов всех заседаний Комиссии по рассматриваемому земельному участку и (или) объекту капитального строительства и проект распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства или об отказе заявителю в изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства с указанием причин принятого решения Губернатору города Севастополя.

В соответствии с пунктом 10.2 Порядка, на основании документов, указанных в пункте 10.1 Порядка, Губернатор города Севастополя либо лицо, исполняющее его обязанности, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства или об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и (ил) объекта капитального строительства.

06 апреля 2022 года Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя подготовлен проект распоряжения Губернатора города Севастополя «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> вместе с документами передан на согласование в исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

11 апреля 2022 года проект распоряжения согласован исполнительными органами государственной власти города Севастополя.

Распоряжением Губернатора города Севастополя от 14.04.2022 № 109-РГ Лукьянову А.В. отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

Таким образом, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя в полном объеме выполнены все административные процедуры и действия, предусмотренные действующим градостроительным и земельным законодательством, в связи с чем, основания для удовлетворения административного иска Лукьянова А.В. отсутствуют.

В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При разрешении спора, судом первой инстанции не были правильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2022 года подлежит отмене в части удовлетворения административного иска, с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

определила:

решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 28 апреля 2022 года отменить в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя при рассмотрении заявления Лукьянова А. В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка расположенного под адресу: <адрес><адрес> кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного крестьянского хозяйства.

В данной части принять решение об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Лукьянова А. В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –