судья 1 инстанции: Домникова М.В. дело №33а-9799/2020
дело 1 инстанции: №2а-750/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2020 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре | ФИО1, ФИО2, ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, начальнику Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5, заинтересованные лица Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети», ФИО6, ФИО7, ФИО8, Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании решений, бездействия незаконными, о возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 августа 2020 года, которым административный иск удовлетворён частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного ответчика по доверенности ФИО9, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО4 обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, начальнику Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5, в котором просила: признать незаконными решения Службы государственного строительного надзора Республики Крым, оформленные письмами начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5 от 03 февраля 2020 года №СО-8/-1/1С-8/94/2, от 03 февраля 2020 года №СО-8/-1/1С-8/59/2, от 31 января 2020 года №СО-8/-1/1С-8/57/2 об отказе проводить мероприятия государственного строительного надзора по обращениями Салех РО.В. от 10 января 2020 года; признать незаконным бездействие Службы государственного строительного надзора Республики Крым по неосуществлению в соответствии с частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственного строительного надзора на основании обращений ФИО4, зарегистрированным в интернет-приёмной Правительства Республики Крым под №ИП-18760, №ИП-18761, №ИП-18768 о нарушениях при строительстве объектов капитального строительства <адрес>; возложить на Службу государственного строительного надзора Республики Крым обязанность по принятию мер, направленных на осуществление государственного строительного надзора на основании обращений ФИО4
Требования мотивированы тем, что 10 января 2020 года административным истцом в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым через интернет-приёмную Правительства Республики Крым направлено три заявления об административным правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.4, статьи 8.1 и части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. 03 февраля 2020 года за исходящими номерами №СО-8/-1/1С-8/94/2, №СО-8/-1/1С-8/59/2 и 31 января 2020 года за исходящим №СО-8/-1/1С-8/57/2 начальником Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5 составлены письма, в которых отказано административному истцу в организации проведения внеплановой проверки по указанным фактам и привлечении виновных лиц к административной ответственности. В результате неисполнения административным ответчиком обязанности по осуществлению государственного строительного надзора возникает прямая угроза причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности имуществу физических и юридических лиц вследствие грубого нарушения застройщиком ФИО6 строительных норм и правил, технических регламентов, противопожарных норм и правил, санитарных норм и правил. Административный истец является собственником зданий на смежном земельном участке по <адрес>, рядом с которым проводится незаконное строительство. Превращение ФИО6 смежного земельного участка в проезд над подземной газовой трубой среднего давления создало прямую угрозу безопасности как имуществу административного истца, так и жизни и здоровью вследствие возникновения угрозы повреждения газопровода и взрыва этого опасного производственного объекта. По мнению административного истца, у административных ответчиков имелись безусловные основания для организации и проведения мероприятий государственного строительного надзора в отношении граждан ФИО8, ФИО7, ФИО6 по указанным фактам. Направленные 03.02.2020 и 31.01.2020 в адрес административного истца сообщения не содержат ответов на все поставленные вопросы, не являются надлежащим исполнением обязанности по рассмотрению обращений заявителя в установленном законодательством порядке.
Определением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 марта 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети», ФИО6, ФИО7, ФИО8.
Определением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 июня 2020 года к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица Администрация Симферопольского района Республики Крым.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 августа 2020 года административный иск ФИО4 удовлетворён частично: признаны незаконными ответы начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5 от 03 февраля 2020 года за №СО-8/-1/1С-8/94/2, №СО-8/-1/1С-8/94/2; на Службу государственного строительного надзора Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 от 10.01.2020 за №18768, №С-8/94/2, с учётом установленных по делу обстоятельств. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Не согласившись с постановленным решением, административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт в части отказа в удовлетворении административного иска и принять новое решение, которым административный иск в этой части удовлетворить.
В апелляционной жалобе ФИО4 ставится вопрос об отмене судебного акта в указанной части ввиду его незаконности и необоснованности. Так, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеет место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а изложенные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и доказательствам дела. Кроме того, имеет место неправильное применение норм материального и процессуального права.
Определением суда апелляционной инстанции от 02 декабря 2020 года произведена замена административного ответчика по настоящему административному делу: Службы государственного строительного надзора Республики Крым на правопреемника - Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика по доверенности ФИО9 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её несостоятельной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 января 2020 года в Службу государственного строительного надзора Республики Крым через интернет-приемную Портала Правительства Республики Крым в электроном виде поступило три заявления административного истца об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.4, статьи 8.1, частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Указанные заявления зарегистрированы под №ИП-18768, №ИП-18760, №ИП-18761 (т.1 л.д. 41-44, 62-64, 78-81).
По результатам рассмотрения заявления административного истца от10 января 2020 годаза исх.№ИП-18768 за подписью начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5 дан ответ от 31 января 2020 года за №СО-8/-1/1 (т. 1 л.д. 57-61), в котором сообщено, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым рассмотрела заявления административного истца (вх. С-8/57/2, СО-8/-1 от 13.01.2020) по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения виновных лиц к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации, осуществляющих незаконное строительство по адресам: <адрес> и сообщено, что согласно Положению, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №169, в соответствии со статьёй 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Положением огосударственном строительном надзоре, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54, которыми установлены предмет, цели и задачигосударственного строительного надзора, круг объектов капитального строительства, подлежащихгосударственному строительному надзору, объем полномочий, границы компетенции и направление деятельности исполнительного органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и вопросы, изложенные в жалобе, не относятся к полномочиямСлужбы. В соответствии с данными публичной кадастровой карты установлено, что земельные участки по адресам: Республика Крым, Симферопольский муниципальный район, Родниковское сельское поселение, <адрес> с кадастровыми номерами №, имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Также, согласно данным, размещённым на общедоступном сайте Росреестра, по указанным адресам на земельные участки зарегистрировано право собственности. Сообщено, что на основании поданного гражданкой ФИО6 уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,Службойзарегистрировано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу:<адрес>, за №82-01-000741-2019 от 07.11.2019. Таким образом, нарушений действующего законодательства в части компетенции Службы не установлено. Дополнительносообщено, что в соответствии с пунктом 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Кроме того, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение указанных вопросов относится к компетенции Администрации Симферопольского района Республики Крым.
По результатам рассмотрения заявления административного истца от10 января 2020 года за исх.№ИП-18760 за подписью начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5 дан ответ от 03 февраля 2020 года за №СО-8/-1/1 (т. 1 л.д. 91-94), в котором сообщено, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым рассмотрела заявление административного истца (вх. С-8/59/2, СО-8/-1 от 13.01.2020) по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения виновных лиц к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации за нарушение требований пожарной безопасности по адресам: <адрес> и сообщено, что согласно Положению, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №169, в соответствии с нормами статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Положения огосударственном строительном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54, которыми установлены предмет, цели и задачигосударственного строительного надзора, круг объектов капитального строительства, подлежащихгосударственному строительному надзору, объем полномочий, границы компетенции и направление деятельности исполнительного органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и вопросы, изложенные в жалобе, не относятся к полномочиямСлужбы. В соответствии с данными публичной кадастровой карты установлено, что земельные участки по адресам: <адрес> с кадастровыми номерами №, имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, а также по указанным адресам на земельные участки зарегистрировано право собственности. В соответствии с пунктом 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, выдача разрешения на строительство не требуется. Согласно пункту 2 Положения об осуществлениигосударственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от01 февраля 2006 года №54, осуществлениегосударственного строительного надзора на данных объектах не предусматривается и полномочияСлужбына данные объекты не распространяются. Одновременно сообщено, что на основании поданного гражданкой ФИО6 уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,Службойзарегистрировано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу:<адрес>, за №82-01-000741-2019 от 07.11.2019. Таким образом, нарушений действующего законодательства в части компетенции Службы не установлено. Кроме того, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение указанных вопросов относится к компетенции Администрации Симферопольского района Республики Крым.
По результатам рассмотрения заявления административного истца от10 января 2020 годаза исх.№ИП-18761 за подписью начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5 дан ответ от 03 февраля 2020 года за №СО-8/-1/1 С-8/94/2 (т. 1 л.д. 113-116), в котором сообщено, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым рассмотрела заявление административного истца (вх. С-8/94/2, СО-8/-1 от 14.01.2020) по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения виновных лиц к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации, осуществляющих незаконное строительство по адресам: <адрес>, <адрес>, и сообщено, что согласно Положению, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №169, в соответствии с нормами статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Положения огосударственном строительном надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54, которыми установлены предмет, цели и задачигосударственного строительного надзора, круг объектов капитального строительства, подлежащихгосударственному строительному надзору, объем полномочий, границы компетенции и направление деятельности исполнительного органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и вопросы, изложенные в жалобе, не относятся к полномочиямСлужбы. В соответствии с данными публичной кадастровой карты установлено, что земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> с кадастровыми номерами №, имеют вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, а также по указанным адресам на земельные участки зарегистрировано право собственности. В соответствии с пунктом 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, выдача разрешения на строительство не требуется. Согласно пункту 2 Положения об осуществлениигосударственного строительного надзора в Российской Федерации, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от01 февраля 2006 года №54, осуществлениегосударственного строительного надзора на данных объектах не предусматривается и полномочияСлужбына данные объекты не распространяются. Одновременно сообщено, что на основании поданного гражданкой ФИО6 уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,Службойзарегистрировано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу:<адрес>, за №82-01-000741-2019 от 07.11.2019. Таким образом, нарушений действующего законодательства в части компетенции Службы не установлено. Кроме того, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение указанных вопросов относится к компетенции Администрации Симферопольского района Республики Крым.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым №67-ЗРК/2015), государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона Республики Крым №67-ЗРК/2015, разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Согласно пункту 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым (в редакции от 30.12.2019), утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №169, Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
К основным задачам Службы относится, в том числе, осуществление на территории Республики Крым государственного строительного надзора в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 2.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.4 Положения, Служба для осуществления возложенных на неё задач реализует следующие полномочия и функции: составляет протоколы об административных правонарушениях и рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции. Начальник Службы устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции и применять в пределах своей компетенции административные наказания в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 16.12.2019 №358-«П» утверждён перечень должностных лиц Службы государственного строительного надзора Республики Крым, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных нарушениях правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5, 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 1 статьи 19.4, 19.4.1, частью 6 статьи 19.5, 19.6, 19.7, 19.33, частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как верно установлено судом первой инстанции, 10 января 2020 года ФИО4 обратилась с заявлениями в Службу государственного строительного надзора Республики Крым, в которых просила возбудить дела об административном правонарушении и привлечь виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Положения этого закона распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (части 1 и 2 статьи 1).
Одним из таких федеральных законов является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса, сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом, частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 28.7 поименованного Кодекса, вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, или прокурором.
Частью 5 ст. 28.1 данного Кодекса предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании пункта 2 части 2 статьи 23.56 указанного Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, их заместители.
Частью 2 статьи 9.4 названного Кодекса, предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно пункту 1, 2 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство.
В соответствии с частью 6.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт (часть 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд пришёл к верному выводу о том, что информация, изложенная в ответах административного ответчика относительно отсутствия полномочий по осуществлениюгосударственного строительного надзора в отношении объектов недвижимости, указанных в заявлениях административного истца от 10.01.2020 за №ИП-18768, ИП-18761 о привлечении лиц к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не соответствует требованиям закона, в связи с чем, правомерно и обоснованно в целях устранения нарушения прав административного истца возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть данные заявления.
Решение суда в указанной части сторонами в апелляционном порядке не обжаловано.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части признания незаконным ответа начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО5 от 03.02.2020 за №СО-8/-1/1, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции также соглашается, исходя из следующего.
Как указывалось выше,10.01.2020 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просил возбудить дело об административном правонарушении и привлечь виновных лиц к административно ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований пожарной безопасности (т. 1 л.д. 78-81).
По результатам рассмотрения указанного заявленияСлужба государственного строительного надзора Республики в ответе сообщила, в том числе, что нарушений действующего законодательства в части компетенцииСлужбыне установлено и разъяснен порядок обращения за защитой нарушенного права заявителя (т. 1 л.д. 91-94).
Данное заявление административного истца от 10.01.2020 за №ИП-18760 рассмотрено должностным лицом в порядке, установленном Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку доводы заявления сводятся к привлечению лиц к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а административный ответчик не уполномочен составлять протоколы по делам об административных правонарушениях указанной категории.
В свою очередь, Положением о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, а также положениями ПриказаСлужбы государственного строительного надзора Республики Крым от 16.12.2019 №358-«П» не предусмотрены полномочияСлужбы государственного строительного надзора Республики Крым на осуществлениегосударственного строительного надзора, а также на составление протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении объектов недвижимости – ИЖС с количеством этажей не более чем три, строительство которых завершено, что также следует из системного анализа положений частей 6.1, 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Статьёй 10 вышеуказанного Федерального закона регламентировано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что заявление административного истца от 10.01.2020 за №18760 рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом, по существу поставленных в обращении вопросов, с направлением мотивированного ответа и нарушения прав и законных интересов административного истца не допущено, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения настоящего административного иска в указанной части.
Также, как верно и мотивированно указано судом первой инстанции, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконным бездействия Службы государственного строительного надзора Республики Крым по неосуществлению в соответствии с частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственного строительного надзора на основании обращений ФИО4 Так, само по себе несогласие административного истца с содержанием оспариваемого ответа не может рассматриваться в качестве наличия обстоятельства нарушения административными ответчиками требований закона. Нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым ответом не установлено.
Одновременно, судебная коллегия обращает внимание, что в отношении объекта капитального строительства, расположенного по адресу:<адрес> кадастровый номер земельного участка №, где застройщиком является ФИО6, проведена внеплановая выездная проверка, в связи с чем, Службой государственного строительного надзора бездействия не допущено.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами районного суда, переоценке исследованных судом доказательств и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 августа 2020 года по административному делу №2а-750/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко
Судьи: подпись ФИО1
ФИО2