ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-7527/2023 от 26.02.2024 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Тарабрина Н.Н.

Дело №33а-714/2024

10RS0011-01-2023-011590-13

2а-7527/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2024 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.

судей Коваленко В.В., Кузнецовой И.А.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08.11.2023 по административному исковому заявлению Администрации Петрозаводского городского округа к УФССП России по Республике Карелия, судебному приставу-исполнителю УФССП России по РК Шиндяпиной Е.С. об оспаривании постановления судебного пристава.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что мировым судьей судебного участка № 6 г. Петрозаводска Республики Карелия 30.03.2023 вынесен судебный приказ №СП2-1752/2023-6 о взыскании с (...). в пользу Администрации Петрозаводского городского округа задолженности по арендным платежам в размере (...) руб.

Письмом от 18.07.2023 Администрация Петрозаводского городского округа направила в адрес ОСП по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП по Республике Карелия для принудительного исполнения вышеуказанный судебный приказ с указанием реквизитов для перечисления денежных средств – счет получателя МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» (далее - МКУ «ЦУИ»), открытый в Национальном банке Республики Карелия.

Уведомлением от 23.08.2023 судебный пристав-исполнитель сообщил о взыскании денежных средств по исполнительному производству и предложил указать сведения о лицевом счете взыскателя и реквизитах банка, в котором открыт счет на имя взыскателя, на что Администрация Петрозаводского городского округа сообщила судебному приставу, что МКУ «ЦУИ» осуществляет администрирование неналоговых доходов, получаемых в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах Петрозаводского городского округа, в связи с чем взысканные денежные средства подлежат перечислению на счет МКУ «ЦУИ», а впоследствии перечисляются на единый счет бюджета Петрозаводского городского округа.

Постановлением от 20.09.2023 судебный пристав-исполнитель в удовлетворении заявления взыскателя отказал, указав на то, что перечисление взысканных денежных средств на счета третьих лиц не допускается.

Полагая, что судебный пристав-исполнитель нарушает требования бюджетного законодательства и права истца, Администрация Петрозаводского городского округа просила суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя от 20.09.2023 и обязать административного ответчика перечислить взысканные денежные средства в рамках исполнительного производства №295051/23/10001-ИП по реквизитам, указанным взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа №СП2-1752/2023-6.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на то, что Администрация, как главный администратор доходов бюджета Петрозаводского городского округа на основании постановления Администрации от 30.12.2016 № 5293 возложила на МКУ «ЦУИ» полномочия по администрированию неналоговых доходов, для чего учреждение выполняет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей по доходам, пеней и штрафов по ним. Денежные средства, взысканные в рамках судебный решений и перечисленные на реквизиты МКУ «ЦУИ», не аккумулируются на счетах муниципального казенного учреждения, а перечисляются в бюджет Петрозаводского городского округа.

Участвующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца (...). доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного ответчика (...). в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст.2 Федерального закона № 229-ФЗ).

Согласно ст.14 вышеназванного Федерального закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов, которые подлежат исполнению в срок, указанный в постановлении, и могут быть обжалованы в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорены в суде.

Как следует из материалов дела, мировым судьей судебного участка № 6 г. Петрозаводска Республики Карелия 30.03.2023 вынесен судебный приказ №СП2-1752/2023-6 о взыскании с (...). в пользу Администрации Петрозаводского городского округа задолженности по арендным платежам за земельный участок в размере (...) руб.

Администрация Петрозаводского городского округа 18.07.2023 направила в адрес ОСП по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП по Республике Карелия вышеуказанный судебный приказ для принудительного исполнения с указанием реквизитов для перечисления денежных средств – счет получателя МКУ «Петрозаводский центр учета имущества», открытый в Национальном банке Республики Карелия.

Уведомлением от 23.08.2023 судебный пристав - исполнитель сообщил о взыскании денежных средств по исполнительному производству и предложил указать сведения о лицевом счете взыскателя и реквизитах банка, в котором открыт счет на имя взыскателя.

Администрация Петрозаводского городского округа в ответ на уведомление сообщила судебному приставу - исполнителю, что МКУ «ЦУИ» на основании постановления Администрации от 30.12.2026 №5293 и в соответствии со ст.ст. 62, 160.1 Бюджетного Кодекса РФ осуществляет администрирование неналоговых доходов, получаемых в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах Петрозаводского городского округа. Взысканные и перечисленные на реквизиты МКУ «ЦУИ» денежные средства не аккумулируются на счетах МКУ, а перечисляются в бюджет Петрозаводского городского округа, в связи с чем взыскатель просил перечислить взысканные денежные средства на счет МКУ «Петрозаводский центр учета имущества».

Постановлением от 20.09.2023 судебный пристав-исполнитель в удовлетворении заявления взыскателя отказал, указав, что перечисление взысканных денежных средств на счета третьих лиц не допускается.

Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя, Администрация Петрозаводского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено полномочным должностным лицом, оформлено в надлежащей форме, обосновано применением действующих норм права, при этом в заявлении административного истца, направленном в адрес судебного пристава-исполнителя, сведений о МКУ «ЦУИ» как о представителе взыскателя не имеется, доверенность с полномочиями на получение присужденных денежных средств судебному приставу не предоставлена.

Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, с данными выводами согласиться не может.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ч.4 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 30.12.2016 №5293 утвержден Перечень администраторов доходов бюджета Петрозаводского городского округа, подведомственных главному администратору доходов бюджета Петрозаводского городского округа – Администрации Петрозаводского городского округа, и порядка осуществления бюджетных полномочий главным администратором доходов бюджета Петрозаводского городского округа - Администрацией Петрозаводского городского округа и подведомственными ему администраторами доходов бюджета (далее – Перечень).

Согласно утвержденному Перечню Администрация Петрозаводского городского округа является главным администратором доходов бюджета Петрозаводского городского округа по кодам бюджетной классификации доходов, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета о бюджете Петрозаводского городского округа на очередной финансовый год и на плановый период, и обладает бюджетными полномочиями в соответствии с п.1 ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также контролирует осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним подведомственными им администраторами доходов, в том числе своевременность направления претензий контрагентам и (или) соответствующих материалов дел в нормативно-правовое управление аппарата Администрации для подготовки исковых заявлений в суд.

В соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 31.12.2010 № 4610 «О создании муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Петрозаводский центр учета имущества» создано муниципальное казенное учреждение для исполнения муниципальных функций и (или) оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, обеспечения деятельности Администрации Петрозаводского городского округа. Собственником имущества Учреждения является Петрозаводский городской округ, функции и полномочия учредителя и собственника Учреждения осуществляет Администрация Петрозаводского городского округа.

Как следует из ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Главный администратор доходов бюджета - определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).

В силу ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета осуществляет полномочия, в том числе, по формированию перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета.

Администратором доходов бюджета в силу ст.6 Бюджетного кодекса РФ является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Так, Администрация Петрозаводского городского округа, как главный администратор доходов бюджета Петрозаводского городского округа, на основании постановления Администрации от 30.12.2016 № 5293 возложила на муниципальное казенное учреждение полномочия по администрированию неналоговых доходов, выполнению функций по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, а также контролю за полнотой и своевременностью осуществления платежей по доходам, пеней и штрафов по ним.

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы России утвержден Приказом Минфина России от 29.12.2022 № 198н. Согласно указанному порядку учет поступлений в бюджетную систему и их распределение между бюджетами бюджетной системы осуществляется на казначейских счетах для осуществления и отражения операций по учету и определению поступлений, открытых территориальным органам Федерального казначейства. Единый счет бюджета открывается финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

При предоставлении МКУ «ЦУИ» реквизитов для перечисления платежей с указанием своего ИНН, КПП и кода доходов бюджета, администрируемого МКУ «ЦУИ», уплаченные денежные средства проходят следующие стадии:

- поступают на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений Управления Федерального казначейства по Республике Карелия и отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета МКУ «ЦУИ»;

- перечисляются на единый счет бюджета Петрозаводского городского округа.

Средства, поступившие на единый счет, являются доходами соответствующего бюджета. Денежные средства, взысканные в рамках судебных решений и перечисленные на реквизиты МКУ «Петрозаводский центр учета имущества» не аккумулируются на счетах МКУ, а перечисляются в бюджет Петрозаводского городского округа.

На запрос суда Управление федерального казначейства по Республике Карелия 13.02.2024 сообщило, что МКУ «Центр учета имущества» администрирует платежи по кодам бюджетной классификации 11111105012041000120 «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков», 11111607090042200140 «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом, (муниципальным казенным учреждением)», в связи с чем, денежные средства, поступающие на лицевой счет МКУ «ЦУИ» № 04063023720, перечисляются в бюджет Петрозаводского городского округа.

В соответствии с ч.3 ст.49 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, либо уполномоченный от имени взыскателей, указанных в части 2 настоящей статьи, орган государственной власти.

В силу ч.2.2 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. ФЗ от 29.12.2022 №624-ФЗ) в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.

Согласно ч.1 ст.110 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2022 №624-ФЗ) денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление указанных денежных средств на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом РФ. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.

Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (ФЗ от 29.12.2022 №624-ФЗ) указанный законопроект предусматривает механизм перечисления денежных средств, подлежащих взысканию на основании исполнительных документов, исключительно на счета взыскателей, открытые в российских кредитных организациях или казначейский счет. Следует отметить, что предусматриваемый законопроектом запрет на исполнение требований исполнительных документов путем перечисления денежных средств на счет взыскателя, открытый в иностранном банке, приведет к необходимости открытия взыскателем такого счета в российской кредитной организации, или казначейского счета, в целях обеспечения принудительного исполнения требований исполнительного документа. Принятие законопроекта позволит минимизировать случаи перечисления денежных средств в пользу взыскателей, ставящих целью легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогов и дальнейший вывод денежных средств за пределы Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу положений ч.2.2 ст.30, ч.1 ст.110 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2022 №624-ФЗ) денежные средства по исполнительному производству подлежат перечислению на счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или казначейский счет взыскателя с целью исключения перечисления денежных средств на счет, открытый в иностранном банке.

Как следует из заявления Администрации Петрозаводского городского округа, поданного в адрес ОСП по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП по Республике Карелия для принудительного исполнения судебного приказа №СП2-1752/2023-6 в отношении (...)., взысканию подлежит задолженность по арендным платежам в размере (...) руб., указаны реквизиты МКУ «ЦУИ» в Национальном банке Республики Карелия (Управление федерального казначейства по Республике Карелия), в том числе КБК (для перечисления арендной платы, пеней, процентов).

Учитывая, что действующее законодательство Российской Федерации в соответствии со спецификой статуса публично-правового образования предоставляет муниципальному образованию полномочия создавать казенные учреждения и наделять их правом осуществлять бюджетные функции, участвовать в финансовых правоотношениях и выступать получателем бюджетных средств без оформления соответствующей доверенности, принимая во внимание, что Администрацией Петрозаводского городского округа в соответствии с положениями п.3 ч.1 ст.17, ч.4 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ, а также уставом Петрозаводского городского округа создано муниципальное казенное учреждение МКУ «ЦУИ», уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от имени муниципального образования, а также учитывая, что денежные средства, взысканные в рамках судебных решений и перечисленные на реквизиты МКУ «ЦУИ», не аккумулируются на счетах данного казенного учреждения, а перечисляются в бюджет Петрозаводского городского округа, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ судебного пристава-исполнителя в перечислении денежных средств на счет получателя МКУ «ЦУИ», выраженный в постановлении от 20.09.2023, является незаконным.

Доводы административного ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку из анализа норм законодательства об исполнительном производстве и бюджетного законодательства следует, что, указывая сведения о счете МКУ «ЦУИ», Администрация Петрозаводского городского округа фактически указывает реквизиты счета взыскателя по исполнительному производству №295051/23/10001-ИП, имея в виду, что конечным получателем арендной платы является бюджет Петрозаводского городского округа.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.

С учетом изложенного, решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08.11.2023 по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП России по Республике Карелия от 20.09.2023 об отказе в удовлетворении заявления Администрации Петрозаводского городского округа.

Обязать судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по работе с физическими лицами № 1 г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП России по Республике Карелия, ведущего исполнительное производство №295051/23/10001-ИП, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу перечислить взысканные по данному исполнительному производству денежные средства по реквизитам, указанным взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа №СП2-1752/2023-6.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи