УИД 68RS0013-01-2021-001221-44
Дело № 2а-757/2021, 33а-3533/2021
Судья Михкельсон О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 6 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Епифановой С.А.,
судей Моисеевой О.Н., Симоновой Т.А.,
при секретаре Вотановской М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 об оспаривании отказа государственного регистратора Межмуниципального отдела по г. Мичуринску и Мичуринскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости,
по апелляционной жалобе ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3, ФИО2, ФИО4 на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 28 мая 2021 года,
заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия,
УС ТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, *** года рождения, и ФИО4, *** года рождения, обратились в филиал ТОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Мичуринске» с заявлениями №№ ***, ***, ***, *** о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта в связи с его реконструкцией в результате сноса части здания с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: ***
Рассмотрение указанных заявлений Управлением Росреестра по Тамбовской области 10.12.2020 г. было приостановлено в связи с необходимостью получения согласия органов опеки и попечительства на уменьшение имущественных прав несовершеннолетних, поскольку сособственниками жилого помещения являлись несовершеннолетние дети ФИО3 и ФИО4, получения уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и уведомления о соответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Во исполнение указанных требований ФИО1., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО2, ФИО4 обратились в Управление народного образования администрации г. Мичуринска Тамбовской области с заявлением о выдаче разрешения (согласия) на изменение основных характеристик объекта недвижимости.
Ответом начальника управления народного образования администрации г. Мичуринска от 24.07.2020 в выдаче разрешения (согласия) отказано.
Уведомлениями №№ ***, ***, ***, *** от 11.01.2021 ФИО отказано в государственной регистрации кадастрового учета на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку заявителями в срок до 11.01.2021 не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, *** года рождения, и ФИО4, *** года рождения, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных административных исковых требований, просили признать незаконным отказы Межмуниципального отдела по г. Мичуринску и Мичуринскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее – Управления Росреестра по Тамбовской области) от 11.01.2021 №№ ***, ***, ***, *** государственного кадастрового учета объекта недвижимости; признать изменение основных характеристик объекта недвижимости (с учетом изменения площади объекта), находящегося по адресу: ***; обязать Межмуниципальный отдел по г. Мичуринску и Мичуринскому району Управления Росрееста по Тамбовской области провести государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество без одновременной государственной регистрации прав на здание (жилое помещение), находящееся по адресу: ***, кадастровый номер ***.
В обоснование иска указали, что в 2001 году ФИО2 с согласия супруги ФИО1 приобретена *** доли в праве собственности на жилой дом по адресу: ***, где в настоящее время проживает семья. В феврале 2016 года всеми членами семьи приобретена вторая часть жилого дома в общую долевую собственность - по *** доли на каждого. При этом приобретенная в 2016 году часть дома изначально была непригодна для проживания. Купленная часть дома имела общие несущие конструкции со всем домом, в связи, с чем они были демонтированы в апреле 2020 года. 25.08.2016 года было получено разрешение на строительство жилого дома на том же земельном участке, где стоит дом административных истцов. Строительство дома осуществлялось на земельном участке, рядом с частью жилого дома, в котором живут истцы, с привлечением средств материнского капитала. В настоящий момент строительные работы завершены, идет внутренний ремонт помещений, заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства.
В связи с изложенным полагали, что вопреки ответу Управления народного образования администрации г. Мичуринска Тамбовской области интересы детей не ущемлены, поскольку в результате строительства нового дома будут улучшены жилищные условия семьи, никакие сделки по отчуждению принадлежащего несовершеннолетним детям имущества их законными представителями не осуществляются, до настоящего момента дети остаются владельцами *** доли жилого дома по адресу: ***, разрешение на строительство нового дома выдано всем членам семьи.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 28 мая 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы выражают несогласие с решением суда, полагают его подлежащим отмене.
Апеллянты указывают, что на момент обращения с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости ветхая часть жилого дома была уже демонтирована, кадастровым инженером составлен технический план здания. В ходе консультаций со специалистами им не было разъяснено о необходимости получения разрешения (согласия) органа опеки и попечительства, предоставлении уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и уведомления о соответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Считают, что в соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ ими осуществлялась не реконструкция жилого дома, а лишь демонтаж части ветхого жилого помещения, в связи с чем, является ошибочным вывод суда о необходимости предоставления вышеуказанных уведомлений.
Полагают, что, несмотря на уменьшение площади жилого дома, интересы несовершеннолетних детей не были ущемлены, поскольку демонтаж части старого дома позволил начать строительство нового жилого дома. Анализируя положения статей 28, 37, пункта 2 статьи 558 Гражданского кодекса РФ, статей 15, 16, 18 Жилищного кодекса РФ, частей 2 и 7 статьи 1, пункта 7.3 части 2 статьи 14 федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывают, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план здания.
В соответствии со статьями 18, 21 Федерального закона № 218-ФЗ административными истцами при подаче заявления о государственном учете недвижимого имущества были предоставлены все необходимые документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета. Обращают внимание суда на недопустимость произвольного запрета органом опеки и попечительства на совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних. Просят принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав административного истца ФИО1, участвующую в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.
Согласно п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного. Корреспондирующие нормы содержатся в п. 2 ст. 20 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве"
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации №13-П от 08 июня 2010 года специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный положениями гражданского и семейного законодательства (ст. ст. 28 и 37 ГК РФ, ст. 64 СК РФ) в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Таким образом, законные представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества или действия, влекущие уменьшение имущества подопечного, только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Требования к документам, предоставляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 данного Закона.
При обращении за государственной регистрацией прав и сделок с объектами недвижимого имущества, заявление и другие необходимые документы от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет подают их законные представители.
Помимо заявления и предусмотренных законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документов, необходимых для её проведения, на государственную регистрацию прав предоставляются и иные установленные законодательством Российской Федерации документы, в том числе: документ, подтверждающий полномочия законных представителей несовершеннолетнего; документ, подтверждающий право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться имуществом самостоятельно, без согласия законных представителей: решение органа опеки и попечительства либо суда о признании несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипированным), свидетельство о заключении брака несовершеннолетним (в случаях, установленных ст.21 и ст. 27 ГК РФ); письменное согласие законных представителей на совершение сделки несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ, п. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ – далее СК); разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение законными представителями имуществом лиц, не достигших четырнадцати лет (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 СК); разрешение органа опеки и попечительства на дачу законными представителями согласия несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на распоряжение имуществом (п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 37 ГК, п. 3 ст. 60 СК).
В соответствии с ч. 1.2 ст. 19 Федерального закона № 218 орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом и прилагаемые к нему документы, (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе, проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных данным Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).
В силу пунктов 1, 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, обратились в филиал ТОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Мичуринске» с заявлениями №№ ***, ***, ***, *** о государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта в связи с его реконструкцией в результате сноса части здания с кадастровым номером ***.
Осуществление кадастрового учета в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ было приостановлено до 11.01.2021 для предоставления дополнительных документов.
Фактическим основанием приостановления регистрационных действий послужило отсутствие: разрешения (согласия) органа опеки и попечительства на изменение основных характеристик объекта недвижимости, поскольку сособственниками жилого помещения являлись несовершеннолетние дети; уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и уведомления о соответствии реконструированного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Во исполнение указанных требований ФИО1 обратилась в управление народного образования администрации г. Мичуринска Тамбовской области с заявлением о выдаче разрешения (согласия) на изменение основных характеристик объекта недвижимости.
Ответом начальника управления народного образования администрации г. Мичуринска от 24.07.2020 в выдаче разрешения (согласия) отказано.
Указанный отказ был предметом обжалования в порядке главы 22 КАС РФ, в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано.
Уведомлениями №№ ***, ***, ***, *** от 11.01.2021 ФИО отказано в государственной регистрации кадастрового учета на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку заявителями в срок до 11.01.2021 не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, районный суд исходил из того, что в течение срока приостановления регистрационных действий ФИО не устранены причины, препятствовавшие осуществлению государственной регистрации, что в соответствии с требованиями ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является основанием для отказа в государственной регистрации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения. Суд второй инстанции отмечает, что с учетом вышеприведенных норм у органа государственной регистрации имелись законные основания в отказе государственной регистрации, поскольку в результате сноса части жилого дома ***, уменьшилось имущество несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4
Доводы апелляционной жалобы, о том, что права несовершеннолетних детей в результате уменьшения их долей в праве собственности первоначальное жилое помещение не ущемляются, поскольку на этом же земельном участке возведен новый жилой дом большей площади, собственниками которого являются также несовершеннолетние дети, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не могут являться предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства и не имеют правового значения для разрешения заявленных административных исковых требований.
Выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст. 84 КАС РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 310 КАС РФ.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО2ФИО4 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев через Мичуринского городской суд тамбовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: