ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-759/2021 от 29.09.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Бурова А.В. №33а-8459/2021

дело 1 инстанции: №2а-759/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Мостовенко Н.Р., Тимофеевой А.А.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муждабаевой Катифе Саитовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, первому заместителю министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Салтыковой Кристине Сергеевне, заинтересованные лица Администрация Ленинского района Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, о признании незаконным приказа и возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Муждабаевой Катифе Саитовны на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 03 июня 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Муждабаева К.С. обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском о признании незаконным постановления №7672 от 28 декабря 2020 года Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 20 000 кв.м. с видом разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения для ведения подсобного хозяйства за границами населенного пункта Приозерненского сельского поселения Республики Крым, об обязании Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность указанного земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Ленинской районной государственной администрации в АР Крым №286 от 04 марта 2010 года Муждабаевой К.С. дано разрешение на разработку проекта на отведение земельного участка площадью 20 000 кв.м. для ведения фермерского подсобного хозяйства. На заявлением о предоставлении земельного участка порядке завершения оформления прав на землю 28 декабря 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым вынесен приказ №7672 «Об отказе в предоставлении земельного участка». Основанием к отказу послужила информация о размещении на данном земельном участке планируемых объектов – строительство ПС-110 кВ «Альтцем», ВЛ 110 кВ «Камыш-Бурун-Альтцем». С целью получения достоверной информации о наличии либо опровержении довода отказа 19 января 2021 года за №М-27/114/2 из Министерства топлива и энергетики Республики Крым получен ответ о том, что в настоящее время планируемые к размещению объекты не реализуется, проектной документации не разработано. Отказ в предоставлении административному истцу земельного участка является не соответствующим законодательству Российской Федерации и ущемляющим права и законные интересы административного истца.

Определениями Ленинского районного суда Республики Крым от 06 и 20 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Ленинского района Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 03 июня 2021 года в удовлетворении административного иска Муждабаевой К.С. отказано.

Не согласившись с указанным решением, административный истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ленинского районного суда Республики Крым от 03 июня 2021 года и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции указанное решение постановлено с нарушением норм как процессуального, так и материального права, судом дана неверная правовая оценка письменным доказательствам, представленным сторонами. Судом было учтено, что действующим законодательством предоставлено право административному истцу на завершение оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ, на основании решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятых в период с 14.10.2008 по 21.03.2014. Судом не принято во внимание информационное письмо Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, согласно которому указано что объект регионального значения, на который ссылается административный ответчик в своем отказе, планируемый к строительству, не имеет привязки к конкретному земельному участку и отсутствует схема расположения планируемого к строительству объекта, как и зонирования, где именно будет располагаться объект и соответственно, имеется ли возможность его расположения именно в данной зоне. Согласно письмам Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 08.09.2020 и от 27.10.2020 следует, что планируемый к строительству объект регионального значения в сфере электроэнергетики - электрической подстанции (ПС 110 кВ «Альтцем») будет размещаться за пределами Приозерненского сельского поселения, на территории городского округа Керчь. Таким образом, суд пришёл к неверному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь положением пункта 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Ленинской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 04 марта 2010 года №286 «О разрешении на разработку проекта отвода земельного участка» дано разрешение, в том числе административному истцу (пункт 59 приложения, площадь участка 2,0000 га), на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков по передаче в собственность общей площадью 178,0000 га земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного крестьянского хозяйства из земель Приозерненского сельского совета Ленинского района АР Крым, за границами населенного пункта. Пунктом 2 распоряжения установлено, что гражданам (согласно приложению) в месячный срок необходимо заключить договор на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков по передаче в собственность для ведения личного крестьянского хозяйства с организацией, имеющей лицензию на выполнение данного вида работ (т. 1 л.д. 111, 112-113).

19 ноября 2020 года в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым оссийской Федерации по Рсепублике Крым и городу Севастополю поступило заявление административного истца о предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой в качестве документа-основания на вышеуказанное распоряжение (т.1 л.д. 84-85).

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28 декабря 2020 года №7672 «Об отказе в предоставлении земельного участка» административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 20 000 кв.м. на основании пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», подпункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначен для размещения планируемых объектов регионального значения в сфере электроэнергетики – электрической подстанции (ПС 110 кВ «Альтцем» и линии электропередачи (ВЛ 110 кВ «Камыш-Бурун-Альтцем»).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым урегулированы Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК).

Согласно части 1 статьи 13 Закона №38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утверждён Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313 (далее – Порядок).

Данный Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона №6-ФКЗ.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно пункту 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.

В пункте 12 Порядка определено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.

Частью 6 статьи 13 Закона №38-ЗРК установлен перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

В свою очередь, в силу подпункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующего основания: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Пунктами 2.6, 2.8. Положения предусмотрено, что к основным задачам Минимущества относится осуществление в пределах компетенции Минимущества контроля за использованием и сохранностью имущества, в том числе земель и земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым. Защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минимущество осуществляет функции от имени Республики Крым в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и землями, находящимися в собственности Республики Крым (пункт 3.2 Положения).

Согласно пунктам 4.2., 4.48., 4.72.7 вышеуказанного Положения, Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия: осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым; осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым. Также, принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность или пользование физическим или юридическим лицам, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

Как усматривается из оспариваемого приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 28.12.2020 №7672, Муждабаевой К.С. отказано в предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка, на основании пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных отношений на территории Республики Крым», подпункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что земельный участок в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования предназначен для размещения планируемых объектов регионального значения в сфере электроэнергетики – электрической подстанции (ПС 110 кВ «Альтцем» и линии электропередачи (ВЛ 110 кВ «Камыш-Бурун-Альтцем»).

Материалами дела установлено, что 24 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в рамках рассмотрения заявления административного истца, а также с целью установления/наличия оснований для отказа предоставления земельного участка, предусмотренных статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулированиях земельных отношений на территории Республики Крым», направлены запросы в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрацию Ленинского района Республики Крым, Администрацию Приозерненского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, в порядке межведомственного взаимодействия (т. 1 л.д. 91-94).

Министерство строительства и архитектуры Республики Крым от 27.11.2020 №01-15/17110/1 сообщило, что на схеме территориального планирования (далее - СТП) субъекта Российской Федерации, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 №855 (с изменениями в редакции от 13.12.2019 №733), присутствует информация о планируемом размещении объектов в сфере электроэнергетики - электрической подстанции (ПС 110кВ «Альтцем») и линии электропередачи (ВЛ ПОкВ «Камыш-Бурун-Альтцем»), размещение которых, возможно потребуется на запрашиваемом земельном участке согласно предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем, Министерство строительства и архитектуры считает возможным дать заключение о несоответствии места расположения земельного участка (т. 1 л.д. 104-106).

Администрация Ленинского района Республик Крым письмом от 24.12.2020 №01-17/9845/1 также сообщила, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен существующий газопровод распределительный и планируемый объект электроэнергетики - ЛЭП 110 кВ (т.1 л.д.107-108).

Согласно ответу Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 04.12.2020 №7873/02-2-15/1, планируемые к размещению объекты: «Строительство ПС-110кВ «Альтцем» и ВЛ 110 кВ «Камыш-Бурун-Альтцем» в настоящее время не реализовываются, проектная документация не разработана. Определить местоположение данного объекта, а также наложение его охранных зон на испрашиваемый земельный участок не предоставляется возможным. Дополнительно сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами планируемых к строительству объектов инженерных сетей предприятий сферы управления Министерства (т. 1 л.д. 115).

07 декабря 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в рамках рассмотрения заявления административного истца повторно направлено письмо о предоставлении информации о размещении объектов в сфере электроэнергетики – электрической подстанции (ПС 110 кВ «Альтцем») и линии электропередачи (ВЛ 110 кВ «Камыш-Бурун-Альтцем»), а также предоставлении информации о возможности предоставления запрашиваемого земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок, с учётом ответа Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 04.12.2020 №7873/02-2-15/1 (т. 1 л.д. 99-100).

Министерство строительства и архитектуры Республики Крым письмом от 14.12.2020 №01-15/17110/2 повторно рассмотрев обращение по заявлению Муждабаевой К.С. о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20 000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Приозерненское сельское поселение, в порядке завершения оформления прав на земельный участок, сообщило, что согласно схеме территориального планирования (далее - СТП) субъекта Российской Федерации, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 №855 (с изменениями в редакции от 13.12.2019 №733), присутствует информация о планируемом размещении объектов в сфере электроэнергетики - электрической подстанции (ПС 110 кВ «Альтцем») и линии электропередачи (ВЛ ПО кВ «Камыш-Бурун-Альтцем»), размещение которых, возможно потребуется на запрашиваемом земельном участке согласно предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Принимая во внимание дополнительно представленное заключение Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 04.12.2020 №7873/02-2-15/1 в части того, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами планируемых к строительству объектов инженерных сетей, Минстрой Крыма считает возможным дать заключение о соответствии места расположения данного земельного участка. Также сообщено, что Минстрой Крыма является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который уполномочен на ведение градостроительной деятельности в границах Республики Крым. Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъекта Российской Федерации относится подготовка и утверждение документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, данным документом территориального планирования является СТП, которая состоит из положений о территориальном планировании и схем планируемого размещения объектов регионального значения. В данных схемах указывается размещение объектов регионального значения, согласно областей (здравоохранение, транспорт, энергетика и т.д.). При этом планируемые объекты регионального значения не имеют конкретной привязки к земельным участкам в рамках разрабатываемых материалов СТП. Порядок определения местоположения объектов регионального назначения в материалах СТП определён в части 4 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Конкретизация привязки к земельному участку объектов регионального значения и их реализация осуществляется на основании разрабатываемых проектов планировки территории согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На основании вышеуказанного, в рамках своих полномочий Минстрой Крыма может сделать заключение только на основании СТП Республики Крым, состав и содержание которого разработаны согласно законодательству Российской Федерации. Согласование утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также заключение на соответствие испрашиваемых земельных участков согласно документации по планировке территории может сделать только орган местного самоуправления. Так как материалы по разработанным и утвержденным проектам планировки территории и проектам межевания территории согласно части 15 статьи 45 Градостроительного кодекса, утверждаемые соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям, которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения. Согласно статье 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны предоставлять информацию в том числе на бесплатной основе в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования. Также Минстрой Крыма не может сделать заключение на основании документов территориального планирования и градостроительной документации, утверждённой до вступления в силу Федерального конституционного закона №6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», муниципального уровня. Разработка документов территориального планирования статьёй 8 Градостроительного кодекса отнесена к полномочиям муниципальных образований. Соответственно заключение о соответствии территориального планирования (градостроительной документации) может сделать только тот орган, документами территориального планирования (градостроительной документацией) которого являются указанные документы, определенные таковыми на основании положений Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме этого, указанные документы территориального планирования утверждаются нормативно - правовыми актом соответствующего органа местного самоуправления, который обязателен для исполнения на всей территории муниципального образования, согласно положениям ФЗ №131-ФЗ. Исходя из этого, Минстрой Крыма не может сделать заключение на основании документа территориального планирования, который не отнесен к полномочиям субъекта, соответственно и не отнесен к полномочиям Минстроя Крыма (т. 1 л.д. 101-103).

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

По смыслу пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по этому основанию надлежит установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В частях 3, 4 и 9 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

Так, постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 года №855 «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Крым» утверждена Схема территориального планирования Республики Крым. В состав схемы территориального планирования Республики Крым входит Карта планируемого размещения объектов регионального значения в области энергоснабжения и связи. На карте планируемого размещения объектов регионального значения под номером «37» числится объект с наименованием «Строительство ПС 110 кВТ «Альтцем» (вид объекта 08110117), местоположение с. Приозерное Ленинский муниципальный район, назначение объекта – для электроснабжения цементного завода ООО «Альтцем».

Испрашиваемый земельный участок расположен в границах муниципального образования – Приозёрненское сельское поселение Ленинского района Республики Крым.

В соответствии со статьёй 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решением представительного органа муниципального образования Приозерненского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 29.10.2018 №722-63/1 утверждён Генеральный план муниципального образования. Генеральный план в виде схемы с обозначением, в том числе границ зон планируемого размещения объектов планируемого размещения объектов местного значения в области: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, является общедоступным нормативным правовым актом и надлежащим документом территориального планирования.

Согласно материалам по обоснованию Генерального плана муниципального образования Приозерненского сельского поселения Ленинского района, а именно: таблица 60 «Сведения о видах, назначении, наименованиях и основных характеристиках планируемых объектов регионального значения электроснабжения, теплоснабжения, необходимых для осуществления полномочий: «Утверждение и реализация региональных программ в области энергоснабжения», полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении», указано что территория Ленинского муниципального района, с. Приозерное планируется размещение ПС 110 кВ «Альтцем», Санитарозащитная зона рассчитывается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Администрацией Ленинского района Республики Крым совместно с ответом на запрос была предоставлена выкопировка фрагмента Генерального плана муниципального образования Приозерненское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, согласно которой, а также карте планируемого размещения объектов местного значения в области электро, тепло, газо-, водоснабжения, водоотведения Генерального плана муниципального образования испрашиваемый земельный участок входит в границы зон планируемого размещения распределительного газопровода, а также в месте планируемого размещения объекта регионального значения «Строительство ПС 110 кВТ «Альтцем» (т.1 л.д. 107-108, 109).

Вышеуказанная информация подтверждена Администрацией Ленинского района Республики Крым и суду первой инстанции (т.1 л.д. 142-143, 144, 145), а также дополнительно предоставлена информация суду Министерством строительства и архитектуры Республики Крым с выкопировкой из Схемы территориального планирования Республики Крым (т.1 л.д. 162, 163).

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в предусмотренной форме, основан на совокупности полученных доказательств.

Исковые требования о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия не подлежали удовлетворению как дополнительные к главному, в удовлетворении которого отказано.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 03 июня 2021 года по административному делу №2а-759/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муждабаевой Катифе Саитовны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: Н.Р. Мостовенко

А.А. Тимофеева