ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-7676/2021 от 24.03.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№33а-1806/2022

№2а-7676/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 24 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой О.М.,

судей областного суда Дорохиной Т.С., Кучаева Р.Р.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, Оренбургской области, к Министерству строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, министру строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Полухину А.В. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения

по апелляционному представлению прокурора Оренбургской области

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 декабря 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., пояснения представителей административного истца Филипповской О.Н., Куляева Р.Р., поддержавших апелляционное представление, представителя Министерства строительства, жилищно – коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Дериной О.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Оренбургской области в интересах Российской Федерации, Оренбургской области обратился в суд с административным иском к Министерству строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области (далее Министерство), указав, что названное Министерство осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, по итогам которого и при наличии к тому оснований выдает хозяйствующим субъектам предписания об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, несмотря на наличие сведений о невыполнении публичным органом в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, Министерство не принимает необходимых мер в пределах своих полномочий, направленных на привлечение руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления Оренбургской области к установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности. Нарушения, допускаемые Министерством в части не принятия мер к составлению протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носят системный характер.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор с учетом уточнений просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нереализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, в непринятии мер по привлечению руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение в установленный срок законных предписаний Министерства строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, осуществляющего контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

обязать Министерство строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области принять меры, необходимые для привлечения непосредственно силами министерства должностного лица - временно исполняющего обязанности главы администрации МО «Домбаровский район» Касаткина А.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания от 11 февраля 2020 года , выданного по результатам реализации полномочий в области градостроительной деятельности по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Определением Ленинского районного суда города Оренбурга от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения определением Оренбургского областного суда от 25 февраля 2021 года, производство по административному делу было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06 октября 2021 года определение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 21 декабря 2020 года о прекращении производства по административному делу и апелляционное определение Оренбургского областного суда от 25 февраля 2021 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.

При новом рассмотрении дела административный истец изменил заявленные требования, окончательно просил суд:

признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, выразившееся в неустранении нарушений градостроительного законодательства в части, касающейся нереализации полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по принятию мер, необходимых для привлечения руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок законных предписаний Министерства строительства, жилищно -коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, осуществляющего контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

обязать Министерство строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области принять меры, необходимые для привлечения непосредственно силами Министерства строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области ответственных должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований (адрес) к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законных предписаний от (дата), выданных Министерством по результатам реализации полномочий по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В судебном заседании представители административного истца Губарева О.А., Куляев Р.Р. административные исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика Министерства строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Дерина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Административный ответчик министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Полухин А.В., заинтересованное лицо врио Главы администрации МО «Домбаровский район» Оренбургской области Касаткин А.Н., представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований прокурору Оренбургской области отказано.

В апелляционном представлении прокурор Оренбургской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Административный ответчик министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Полухин А.В., заинтересованное лицо врио Главы администрации МО «Домбаровский район» Оренбургской области Касаткин А.Н., представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что в 2019, 2020 годах Министерством строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области в соответствии со статьей 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и по результатам проведенных специалистами проверок главам некоторых муниципальных образований Оренбургской области были направлены предписания об устранений нарушений градостроительного законодательства в определенный срок.

При отсутствии информации об исполнении органами местного самоуправления выданных в их адрес предписаний в установленный в них срок Министерство в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации направляло соответствующую информацию прокурору Оренбургской области для принятия мер прокурорского реагирования.

Полагая, что невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства является в силу пункта 3 части 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для принятия Министерством мер, необходимых для привлечения руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности, установленной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем возбуждения соответствующих дел об административных правонарушениях, прокурор Оренбургской области, ссылаясь на нереализацию Министерством в отсутствие на то законного основания полномочий в указанной части, обратился в суд.

Возражая против удовлетворения заявленных прокурором требований, административный ответчик указал на отсутствие у него соответствующих полномочий.

Правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований суд первой инстанции не усмотрел, при этом исходил из того, что незаконного бездействия и, соответственно, нарушения законных интересов Российской Федерации, Оренбургской области со стороны административного ответчика допущено не было, поскольку обязанность, установленная частью 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Министерством строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области исполнена в пределах имеющихся полномочий путем направления сведений о неисполнении выданных предписаний главами муниципальных образований в органы прокуратуры для применения мер реагирования.

Также суд первой инстанции указал на отсутствие у названного Министерства правомочий на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление полномочий федерального государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности

В соответствии с частью 6.1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей до 17 марта 2022 года, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 настоящего Кодекса, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, а также переданных им полномочий в области федерального государственного надзора.

Согласно Положению о министерстве строительства, жилищно -коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области от 24 декабря 2012 года №932-ук, названное Министерство является исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управленческие функции в сферах строительства, градостроительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства, жилищных отношений и транспорта в пределах компетенции министерства, а также координирующим в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области, деятельность в указанных сферах иных исполнительных органов государственной власти Оренбургской области; осуществляет полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах компетенции министерства.

Согласно подпункту 6.1 пункта 6 части 1 статьи 1.1 Закона Оренбургской области от 01 октября 2003 года №489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» к ведению Оренбургской области в сфере законодательства об административных правонарушениях относится определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 3 статьи 35 названного Закона Оренбургской области, в редакции, действовавшей до 01 марта 2022 года, было указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля и (или) переданных полномочий в области федерального государственного надзора:

руководители соответствующих органов исполнительной власти Оренбургской области, их заместители;

руководители структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти Оренбургской области, их заместители;

иные должностные лица соответствующих органов исполнительной власти Оренбургской области, в должностные обязанности которых входит осуществление регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля и (или) переданных полномочий в области федерального государственного надзора.

Таким образом, в соответствии с действовавшим до 17 марта 2022 года законодательством Российской Федерации и Оренбургской области полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, обладали должностные лица органов исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющих переданные полномочия в области федерального государственного надзора, в то время как частью 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов переданы полномочия по осуществлению полномочий федерального государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно Положению, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области от 24 декабря 2012 года №932-ук, Министерство строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области осуществляет полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, на дату возникновения спорных правоотношений и вплоть до 17 марта 2022 года Министерство строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области не относилось к органам государственной власти Оренбургской области, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 19.5 КоАП РФ, поскольку такие правомочия КоАП РФ не были предоставлены органам, осуществляющим переданные полномочия по федеральному государственному контролю.

Законом Оренбургской области от 01 ноября 2021 года №61/32-VII-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» внесены изменения в часть 3 статьи 35 Закона Оренбургской области от 01 октября 2003 года №489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в соответствии с которыми протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля и (или) переданных полномочий в области федерального государственного контроля (надзора).

Данные изменения вступили в силу 01 марта 2022 года.

Федеральным законом от 06 марта 2022 года №42-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в часть 6.1 статьи 28.3 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1 и 20.1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), государственного финансового контроля, а также переданных им полномочий в области федерального государственного контроля (надзора).

То есть, в соответствии с приведенными изменениями в перечень должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, включены должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий в области федерального государственного контроля.

Названные изменения в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом от 06 марта 2022 года № 42-ФЗ вступили в силу 17 марта 2022 года.

Таким образом, до 17 марта 2022 года Министерство строительства, жилищно - коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, как орган, на который возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля, не вправе было составлять протоколы по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку до указанной даты такие полномочия имелись только у должностных лиц, осуществляющих полномочия по федеральному государственному надзору.

В связи с изменениями, внесенными в часть 3 статьи 35 Закона Оренбургской области от 01 октября 2003 года №489/55-III-ОЗ, Указом Губернатора Оренбургской области №49 – к от 08 февраля 2021 года внесены изменения в Положение о министерстве строительства, жилищно – коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, пункт 9 названного Положения дополнен подпунктом 14, в соответствии с которым министерство осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах компетенции министерства.

Данные полномочия подлежат реализации министерством с 17 марта 2022 года, то есть, с даты вступления в силу соответствующих изменений в часть 6.1 статьи 28.3 КоАП РФ.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что в 2019, 2020 годах, на дату предъявления настоящего иска, а также на дату рассмотрения его судом у административного ответчика отсутствовали полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением муниципальными образованиями предписаний Министерства, выдаваемых в рамках осуществления Министерством полномочий по федеральному государственному контролю, переданных ему частью 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При отсутствии информации об исполнении органами местного самоуправления выданных в их адрес предписаний в установленный в них срок Министерство в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации направляло соответствующую информацию прокурору Оренбургской области для принятия мер прокурорского реагирования, тем самым Министерство реализовало возложенные на него действовавшим законодательством полномочия.

Выводы суда об отказе прокурору Оренбургской области в удовлетворении заявленных требований, вопреки доводам апелляционного представления, основаны на правильном применении действующего законодательства.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 03 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Оренбургской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи