ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-767/20 от 13.05.2020 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-767/2020 Дело №33а-1404/2020

Судья: Смирникова В.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 13 мая 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС(Я) от 09 января 2020 года, которым по делу по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании решения незаконным,

постановлено:

Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в предоставлении бесплатно сведений из Единого государственного реестра недвижимости Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)».

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представить бесплатно Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)» сведения из Единого государственного реестра недвижимости.

Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)» (далее - Управление, ФГКУ «УВО ВНГ России по РС(Я)») обратилось в суд с административным иском о признании незаконным отказа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра») в предоставлении выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) бесплатно, устранении нарушений прав истца административным ответчиком.

В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что Управление обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с запросом о предоставлении сведений из ЕГРН бесплатно, однако в предоставлении выписки было отказано. Основанием для отказа явилось непредставление документов, подтверждающих право заявителя на безвозмездное получение сведений. Истец считает отказ в предоставлении сведений незаконным, поскольку Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 г. №157 вневедомственная охрана включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии – федерального органа исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, как указывает истец, вправе получать сведения из ЕГРН безвозмездно.

09 января 2020 года судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик.

В апелляционной жалобе административный ответчик ссылается на то, что уведомление об оставлении запроса без рассмотрения не является отказом в предоставлении сведений. Административный истец не приложил к запросу документ, подтверждающий его право на безвозмездное получение сведений. Ответчик также указывает, что согласно п. 3 Устава федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии РФ предприятие является коммерческой организацией. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку судом не учтено, что 17 июня 2019 г. Указом Президента РФ №282 внесены изменения в Указ Президента РФ от 05 апреля 2016 г. №157, согласно которым положения о том, что войска национальной гвардии РФ являются федеральными органами исполнительной власти, исключены. В связи с этим ФГКУ «УВО ВНГ России по РС(Я)» не наделено полномочиями по получению сведений из ЕГРН на безвозмездной основе. Просит отменить решение суда, принять новое решение.

В возражении на апелляционную жалобу представитель административного истца выражает согласие с решением суда, полагая доводы жалобы необоснованными.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, истец извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда РС(Я).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца.

Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации) сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, 18 сентября 2019 г. ФГКУ «УВО ВНГ России по РС(Я)» в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» направлен запрос о предоставлении сведений из ЕГРН в отношении недвижимости с кадастровым № ..., расположенного по адресу: ........... Как указано в исковом заявлении, данные сведения были необходимы для исполнения приказа Росгвардии от 16.01.2017 № ... «О списании федерального недвижимого имущества в войсках национальной гвардии Российской Федерации».

19 сентября 2019 г. филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» уведомило заявителя об оставлении запроса без рассмотрения, с указанием на то, что к запросу не был приложен документ, подтверждающий право заявителя на безвозмездное получение сведений из ЕГРН. Оставление запроса без рассмотрения ФГКУ «УВО ВНГ России по РС(Я)» расценило как отказ в предоставлении сведений, и обратилось в суд с данным административным иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец входит в систему федеральных органов исполнительной власти и вправе получать сведения из ЕГРН безвозмездно, в связи с чем отказ в предоставлении таких сведений является незаконным.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения.

Пунктом 44 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установленных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 (далее - Порядок) предусмотрено, что к запросу о предоставлении сведений, в отношении которых заявитель в соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о регистрации, обладает правом на их безвозмездное получение, прилагаются следующие документы: - документ, подтверждающий право заявителя на безвозмездное получение сведений, либо копия такого документа, заверенная в установленном порядке; - документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если запрос представляется представителем заявителя).

Если заявителем является, в том числе, орган государственной власти, который в соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о регистрации обладает правом на безвозмездное предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, соответствующие данные без их подтверждения прилагаемыми в этих целях к Запросу документами вносятся в Запрос в соответствии с пунктом 43 Порядка.

Пунктом 43 Порядка установлено, что если сведения ограниченного доступа, содержащиеся в ЕГРН, запрашиваются заявителями, указанными в частях 13 - 16 статьи 62 Закона о регистрации, документы, подтверждающие право указанных заявителей на получение сведений ограниченного доступа, не представляются, а в Запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, предусмотренные частями 13 - 16 статьи 62 Закона о регистрации.

Так, в соответствии с пунктом 4 части 13 статьи 62 Закона о регистрации указанные сведения предоставляются руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.

Довод жалобы о том, что войска национальной гвардии РФ не входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии, как федерального органа исполнительной власти является ошибочным по следующим основаниям.

В Указ Президента РФ от 05 апреля 2016 г. №157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" Указом Президента РФ №282 были внесены изменения, и с 17 июня 2019 года утратил силу пункт 3, в котором было определено, что войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и другие положения.

Вместе с тем, утрата силы пункта 3 названного Указа не устанавливает исключение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба) из структуры федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 (далее - Положение) Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии. Росгвардия для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, и обеспечения их деятельности создает: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения (органы) войск национальной гвардии); организации войск национальной гвардии.

Подпунктом 2 пункта 10 указанного Положения предусмотрено, что Росгвардия в целях осуществления своих полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также от граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленным сферам деятельности.

В силу п.31 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"войска национальной гвардии наделены полномочиями получать на безвозмездной основе от государственных органов и их должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанностей, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" вневедомственная охрана Министерства внутренних дел Российской Федерации включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно Уставу, утвержденному приказом Федеральной службы войск национальной гвардии от 30 сентября 2016 г. № ..., ФГКУ «УВО ВНГ России по РС(Я)» включено в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Учреждение является составной частью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе (п.1).

Таким образом, поскольку административный истец входит в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, являющейся федеральным органом исполнительной власти, оставление административным ответчиком запроса без рассмотрения, нельзя признать законным.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Основания к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлены, поскольку все нормы материального права, на которые сослался суд, регулируют спорные правоотношения, правильно истолкованы и обоснованно применены при рассмотрении дела.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда РС(Я) от 09 января 2020 года по делу по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании решения незаконным оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: В.В. Ноева

Судьи М.М. Оконешникова

З.С. Дьяконова