ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-769/2021 от 02.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Дегтярев И.А. №33а-1208/2022

дело 1 инстанции: №2а-769/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., Тимофеевой А.А.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муединовой Найле Шевкетовны к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым», заинтересованные лица Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о признании незаконными действий, о возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Муединовой Найле Шевкетовны на решение Кировского районного суда Республики Крым от 27 октября 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения Муединовой Н.Ш., её представителя - Сулеймановой Ш.Ш., представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - Фисенко В.В., представителя ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» - Осипова А.А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Муединова Н.Ш. обратилась в Кировский районный суд Республики Крым с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым», в котором просила: признать незаконным прекращение ежемесячных денежных выплат на детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ до истечения двенадцати месяцев с даты обращения за указанной выплатой; возложить на Муниципальное казенное учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым» обязанность устранить допущенные нарушения путём возобновления ежемесячных денежных выплат на детей.

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является многодетной матерью: пятерых детей, и не получает каких-либо денежных выплат ни на одно из них. При этом, трое из её детей относятся к детям возрастной категории от трёх до семи лет. В июне административным истцом были оформлены документы в МКУ «Департамент труда и социальной защиты администрации Кировского района Республики Крым» для получения ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет. Заявление по установленной форме с указанием всех необходимых сведений о назначении выплат подавалось 06 июня 2020 года в уполномоченный орган посредством личного кабинета на официальном интернет - портале Государственных услуг. Департаментом, после проведения соответствующих проверок, назначены административному истцу ежемесячные денежные выплаты на троих детей соответствующей возрастной категории с трёх до семи лет. Вместе с тем, такие выплаты прекращены с 01.01.2021 по основаниям, изложенным в письме Департамента от 24.08.2021 №09/1848. В письме указано, что супруг Муединовой Н.Ш. является индивидуальным предпринимателем, при этом, ответы по запросу СМЭВ, сведения из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы были получены за 2018 года, за 2019 года ответ отсутствовал. Департамент, приняв во внимание не сумму фактического дохода супруга административного истца, а сумму, указанную в иной графе, не имеющей отношения к фактическому доходу семьи, по собственной инициативе пересмотрел ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет, и, руководствуясь пунктом 21 подпункта 8, пунктом 21 абзаца 2 постановления Совета министров Республики Крым от 30.04.2020 №253 «Об утверждении порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения», прекратил указанные выплаты с 01.01.2021. Административный ответчик, прекращая соответствующие выплаты с 01.01.2021, руководствовался редакцией постановления Совета министров Республики Крым от 30.04.2021, которая была принята позднее даты прекращения выплат. Таким образом, основание прекращения выплат, указанное административным ответчиком в письме от 24.08.2021 №09/1848 в редакции вышеуказанного нормативного правового акта, действовавшего на дату 01.01.2021, отсутствовало, что влечёт нарушение прав административного истца и её малолетних детей на гарантии денежного обеспечения.

Определением Кировского районного суда Республики Крым от 30 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым».

Решением Кировского районного суда Республики Крым от 27 октября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, Муединова Н.Ш. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции решение постановлено с нарушением норм как процессуального, так и материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения судебного спора, при отсутствии нормативно обоснованных доводов суда, опровергающих правовую позицию административного истца и приводит доводы, аналогичные доводам административного иска.

Из Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» на апелляционную жалобу поступили письменные возражения о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Муединова Н.Ш. и её представитель по заявлению, сделанному в судебном заедании в устной форме, - Сулейманова Ш.Ш. апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности - Фисенко В.В., представитель ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» по доверенности - Осипов А.А. возражали против доводов апелляционной жалобы, считая их несостоятельными, просили решение суда оставить без изменений.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положением пункта 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4 и ФИО5 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, являются родителями несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т. 1 л.д. 28, 19-21).

Административный истец Муединова Н.Ш. зарегистрирована по адресу: <адрес> В (т. 1 л.д. 89).

06 июня 2020 года Муединова Н.Ш. в электронном виде через Единый портал государственных услуг обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты Администрации Кировского района Республики Крым» с заявлениями о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

09 июля 2020 года МКУ «Департамент труда и социальной защиты Администрации Кировского района Республики Крым» административному истцу назначены ежемесячные социальные выплаты на детей в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер – по 5612, 50 рублей на каждого (т.1 л.д. 51).

Согласно данным ФНС, полученным в результате межведомственных запросов, административным ответчиком установлен размер дохода супруга административного истца ФИО5 за 2019 года в размере 5760 982 рублей (т.1 л.д. 62, 63).

В связи с чем, в соответствии с протоколами МКУ «Департамент труда и социальной защиты Администрации Кировского района Республики Крым» от 21 января 2021 года ФИО4 с 01.02.2021 прекращены выплаты на детей по причине того, что рассчитанный органом с учётом вышеуказанного дохода ИП ФИО5 среднедушевой доход данной семьи превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Крым (т. 1 л.д. 67-68, 69, 70, 71, 72).

24 августа 2021 года за №09/1848 МКУ «Департамент труда и социальной защиты Администрации Кировского района Республики Крым» административному истцу письмом сообщено, что по заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно, поступившего в адрес МКУ «Департамент труда и социальной защиты Администрации Кировского района Республики Крым» 06.06.2020 было принято решение о назначении, расчётный период для назначения в июне 2020 года: с 01.12.2018 по 03.11.2019. Указано, что супруг заявителя является индивидуальным предпринимателем, ответы по запросу СМЭВ, сведений из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы были получены за 2018 года, за 2019 год ответ отсутствовал. При обращении 10.12.2020 за назначением ежемесячной денежной выплаты для социально значимых сортов хлеба были получены сведения из налоговых деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы за 2019 года, где доход составил 5760982,00 рублей, соответственно, ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно была пересмотрена с учётом выявленных доходов, так как в соответствии с пунктом 21 подпункта 8 Постановления Совета министров Республики Крым от 30.04.2020 №253 (с изменениями от 30.04.2021 №267) «Об утверждении порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, условий её назначения, осуществления и прекращения», выплата ежемесячной выплаты прекращается в случае: выявления факта предоставления получателем ежемесячной выплаты документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечёт утрату права на ежемесячную выплату. Согласно пункту 21 абзаца 2 постановления Совета министров Республики Крым от 30.04.2020 №253 (с изменениями от 30.04.2021 №267) «Об утверждении порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, условий её назначения, осуществления и прекращения», осуществление ежемесячной выплаты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором органу труда и социальной защиты стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств. Соответственно, выплата прекращена с 01.01.2021 (т. 1 л.д. 26-27).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.

Согласно статьям 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации, политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка в том числе семьи, материнства, отцовства и детства, находящихся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №147 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым.

Согласно абзацу 1 раздела I Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений, уровня жизни и доходов, оплаты труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, занятости, социальной защиты и социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов; отраслевое и межотраслевое регулирование в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым и предприятий, учреждений, организаций, отнесенным к его ведению.

Основными задачами Министерства являются: реализация государственной политики в сфере занятости населения, труда, трудовых и иных связанных с ними отношений; обеспечение социального обслуживания и поддержки пожилых граждан, ветеранов войны, инвалидов, семей с детьми, малообеспеченных и иных групп населения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым (абзац 4 раздела I Положения о министерстве труда и социальной защиты Республики Крым).

Министр труда и социальной защиты Республики Крым осуществляет: руководство деятельностью Министерства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий; распределение обязанностей между заместителями; устанавливает степень ответственности заместителей министра, а также руководителей структурных подразделений Министерства; утверждает положения (уставы) предприятий, учреждений, организаций, отнесенных к ведению Министерства, структурных подразделений Министерства и должностные регламенты работников Министерства (абзац 2 раздела III Положения о министерстве труда и социальной защиты Республики Крым).

Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты администрации Кировского района Республики Крым» является территориальным подразделением Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).

Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт «а» пункта 3 Указа).

Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года №384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее - Основные требования).

Согласно пункту 1 Основных требований (в редакции на дату подачи заявления административным истцом 06.06.2020), они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (пункт 19 основных требований).

В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.

При этом, в пункте 26 Основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории Республики Крым установлены постановлением Совета министров Республики Крым от 30.04.2020 №253 «Об утверждении Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения».

Как установлено, в письме от 24 августа 2021 года МКУ «Департамент труда и социальной защиты Администрации Кировского района Республики Крым» указал административному истцу на основание прекращения ежемесячных денежных выплат на детей, предусмотренное пунктом 21 подпунктом 8 вышеуказанного Постановления Совета министров Республики Крым: выявление факта представления получателем ежемесячной выплаты документов (сведений), содержащих неполную и (или) недостоверную информацию, если это влечет утрату права на ежемесячную выплату.

Вместе с тем, приведенное Постановление Совета министров Республики Крым в редакции по состоянию на день принятия решения о прекращении выплат на детей административному истцу – 21.01.2021 не содержит указанного пункта №21.

Более того, пунктом 12 данного Постановления в редакции по состоянию на 21.01.2021 были предусмотрены следующие случаи прекращения ежемесячной выплаты: 1) достижения ребенком возраста восьми лет; 2) смерти ребенка; 3) смерти получателя ежемесячной выплаты; 4) выбытия родителей либо ребенка с территории Республики Крым на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации; 5) лишения родительских прав или ограничения в родительских правах родителей в отношении ребенка; 6) помещения ребенка на полное государственное обеспечение в государственное учреждение.

Таким образом, указанное административным ответчиком основание для прекращения выплат на детей административному истцу в письме от 24 августа 2021 года в Постановлении Совета министров Республики Крым от 30.04.2020 №253 также не содержалось.

Кроме того, как следует из письма административного ответчика от 24 августа 2021 года, выплаты на детей прекращены административному истцу с 01.01.2021.

Однако, из материалов дела усматривается, что только 18.01.2021 административным ответчиком из ФНС были получены сведения из налоговой декларации супруга административного истца, применённые для принятия оспариваемого отказа (т.1 л.д 62, 63).

При этом, абзацем 2 указанного пункта 12 Постановления Совета министров Республики Крым (в редакции на 21.01.2021) было предусмотрено, что осуществление ежемесячной выплаты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило обстоятельство, влекущее прекращение ежемесячной выплаты.

Относительно оценки фактического обоснования совершения действий административным ответчиком по прекращению выплат на детей административному истцу, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации, объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Согласно части 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам (подпункт 2 части 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений части 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно части 2 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

В соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 31 января 2013 года №03-11-10/1925, Приказом Минтруда России №703н, Минфина России №112н, Минобрнауки России №1294 от 29 ноября 2013 года «Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, их которых производятся удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №841», пунктом 12 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015, расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением; уплачиваемый в связи с осуществлением предпринимательской деятельности налог определяется исходя из разницы между полученным гражданином доходом и соответствующими расходами.

Как усматривается из налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за 2019 год ИП ФИО5 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой Службы России №4 по Республике Крым, налоговая база за указанный период составила размер 611 041 рублей, что также подтверждается Актом совместной ИП и налоговой инспекции сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

При этом, сумма налоговой базы рассчитана путём уменьшения задекларированного ИП ФИО15 от ведения предпринимательской деятельности дохода в указанный период: 5760982 руб. на величину расходов, связанных с его получением: 5149941 руб.

Административному ответчику 18 января 2021 года указанные сведения: как о размере дохода, так и расходах ИП ФИО5 за 2019 год, как подтверждается материалами дела, ФНС предоставлялись (т.1 л.д. 62, 63).

Более того, согласно абзацам 6, 7 пункта 15 Постановление Совета министров Республики Крым от 30.04.2020 №253 (в редакции изменений постановлением от 05.04.2021 №207 и на момент рассмотрения настоящего дела судом), в случае если заявитель или члены его семьи получили доходы, определенные в подпункте 10 пункта 14 настоящего Порядка, осуществляя свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения, заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов в сроки, установленные пунктами 9 и 10 настоящего Порядка. В таком случае орган труда и социальной защиты при расчете среднедушевого дохода семьи использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.

С учётом вышеизложенных установленных апелляционной инстанцией обстоятельств, оспариваемые действия Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым» нельзя признать законными и обоснованными.

Судом первой инстанции при отказе в удовлетворении административного иска Муединовой Н.Ш. не в полной мере учтены положения статьей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части наличия надлежащих и достоверных доказательств обоснованности оспариваемых действий.

Таким образом, обжалуемое решение на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения опризнании незаконными действий Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым» по принятию 21 января 2021 года решений о прекращении ежемесячных социальных выплат детям административного истца и возложении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав административного истца на Муниципальное казенное учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым» обязанности повторно рассмотреть вопрос о наличии/отсутствии оснований для социальных выплат на детей.

Вместе тем, судом апелляционной инстанции не усматривается правовых оснований для удовлетворения административного иска Муединовой Н.Ш. в части возложения на административного ответчика обязанности по возобновлению ежемесячных денежных выплат на детей, учитывая положения статьи 10 Конституции Российской Федерации об ограничении судебного контроля принципом разделения властей, невмешательства в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Кировского районного суда Республики Крым от 27 октября 2021 года по административному делу №2а-769/2021 отменить.

Принять по административному делу новое решение.

Административный иск Муединовой Найле Шевкетовны к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым» о признании незаконными действий, о возложении обязанности совершить определённые действия - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым» по принятию ДД.ММ.ГГГГ решения о прекращении ежемесячных социальных выплат на ребёнка от трёх лет до семи включительно: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Возложить на Муниципальное казенное учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации Кировского района Республики Крым» обязанность повторно рассмотреть вопрос о наличии/отсутствии оснований для ежемесячных социальных выплат на ребёнка от трёх лет до семи лет включительно: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В удовлетворении остальной части исковых требований Муединовой Н.Ш. - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: И.В. Кагитина

А.А. Тимофеева