Судья Мишкова Л.Г. № 2а-770/2021
Докладчик Певина Е.А. № 33а-7021/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 03 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.,
судей Кошелевой А.П., Тепляковой И.М.,
при секретаре Косаревой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Баранова Семена Валерьевича на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 29 марта 2021 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Баранова Семена Валерьевича к администрации города Искитима Новосибирской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения административного истца Баранова С.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Баранов С.В. обратился в суд с административным иском к администрации города Искитима Новосибирской области о признании незаконным уведомления № от 18.08.2020 администрации города Искитима Новосибирской области о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, выданного в отношении индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В обоснование требований административный истец указал, что решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 25.11.2020 по аналогичному делу признано незаконным уведомления администрации города Искитима Новосибирской области о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное в отношении того же индивидуального жилого дома. При этом суд указал, что доводы ответчика о несоответствии площади застройки предоставленного Баранову С.В. земельного участка признаются судом несостоятельными в силу положений п. 7 приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90. О нарушении своего права административный истец узнал, когда администрация Искитимского района Новосибирской области отказалось от апелляционной жалобы на решение суда от 25.11.2020. Поскольку за период с августа 2020 года по февраль 2021 года (заключение договора купли-продажи земельного участка) он вынужден платить арендную плату за земельный участок, то его права нарушены.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 29.03.2021 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С указанным решением суда не согласился административный истец. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что вывод суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд с административным исковым заявлением является необоснованным и не соответствует обстоятельствам дела.
Несмотря на то, что оспариваемое уведомление администрации
г. Искитима датировано 18.08.2020, административному истцу о нарушении прав своих стало известно лишь 02.02.2021 из апелляционного определения Новосибирского областного суда по делу № № на основании которого вступило в законную силу решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 25.11.2020, после чего он сразу обратится в суд с данным иском.
Обязанность доказывания законности оспариваемого решения возлагается на орган, принявший его, однако, администрацией
г. Искитима не представлено доказательств законности уведомления №№ от 18.08.2020.
На апелляционную жалобу административным ответчиком поданы возражения.
На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое административным истцом решение администрации Искитимского района Новосибирской области принято в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, оснований для выдачи ФИО1 уведомления о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности у административного ответчика по состоянию на 18.08.2020 не имелось. Кроме того, административное исковое заявление подано административным истцом в суд с нарушением срока, установленного ст. 219 КАС РФ, доказательства, подтверждающие уважительность причины пропуска указанного срока, административным истцом суду не представлены.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация как орган местного самоуправления осуществляет в границах муниципального образования контроль за возведением движимых и недвижимых объектов, соблюдением порядка размещения данных объектов.
Согласно ч.16 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство … орган местного самоуправления… уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома…. К уведомлению об окончании строительства прилагаются: документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса; технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами …. В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве … или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Согласно п. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами; ….
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора аренды от 10.04.2020 № ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», распложенного в <адрес> (л.д. 55-58).
ФИО1 обратился в администрацию г. Искитима Новосибирской области с уведомлением об индивидуальном жилищном строительстве, указав, что на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> осуществляет строительство объекта недвижимости высотой 3 метра, количество этажей -1, площадь застройки 146, 5 кв.м. (л.д.23-26).
20.04.2020 администрацией г. Искитима Новосибирской области ФИО1 выдано уведомление № о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
ФИО1 обратился в администрацию г. Искитима Новосибирской области с уведомлением об окончании строительства, представив технический план здания от 11.08.2020 согласно которому, на земельном участке с кадастровым номером № расположен индивидуальный жилой дом площадью 141, 4 кв.м.
На основании уведомления ФИО1 от 12.08.2020 об окончании строительства объекта индивидуального объекта жилищного строительства 14.08.2020 проведен рейдовый осмотр земельного участка с кадастровым номером №, в ходе которого установлено, терраса, площадь которой включена в общую площадь объекта недвижимости фактически является настилом, сделанным по деревянным лагам, установленным по земле. Признаки связи объекта с землей (фундамента) отсутствуют, настил не пристроен к объекту строительства (л.д. 148-150).
Уведомлением администрации г. Искитима Новосибирской области № от 18.08.2020 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги «Уведомления об индивидуальном жилищном строительстве (реконструкции) жилого или садового дома» по основанию «Несоответствие строительно-техническим, санитарным требованиям к дому, пригодному для круглогодичного проживания. По результатам рейдового осмотра установлено, что построенный объект не соответствует параметрам, указанным в техническом плане от 11.08.2020, подготовленным кадастровым инженером ЧЕА, а, именно, терраса фактически является настилом, не пристроенным к объекту. Настил сделан по деревянным лагам, установленным на земле. В связи с чем, площадь такого настила не включается в площадь жилого дома в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016 № 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения". Следовательно, площадь застройки не соответствует минимально допустимой, определенной градостроительным регламентом территориальной зоны в соответствии с Правилами землепользования и застройки (менее 10%)» (л.д. 20-21).
Пунктом 7 Приложения № 2 к приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» (утратил силу с 01.01.2021) предусмотрено, что площадь застройки сооружения определяется как площадь проекции внешних границ ограждающих конструкций (стен) сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания сооружения к поверхности земли, включая выступающие части (входные площадки и ступени, крыльца, веранды, террасы, приямки, входы в подвал).
Согласно таблице 2 Правил землепользования и застройки г. Искитима, утвержденных решением Совета депутатов г. Искитима от 23.12.2009 № 410, минимальный процент застройки в территориальной зоне для индивидуального жилищного строительства составляет 10%.
Как установлено судом первой инстанции из имеющейся в деле фототаблицы, показаний свидетеля ЗТА, деревянный настил, установленный административным истцом вокруг возведенного им жилого дома, не имеет примыкания к построенному им объекту недвижимости в связи с чем, не является террасой. Данное обстоятельство административным истцом в ходе рассмотрения дела не оспорено. Из плана этажа, являющегося приложением к техническому паспорту (л.д.69) следует, что площадь возведенного жилого дома без учета возведенного вокруг него деревянного настила составляет 38, 68 кв.м., что при площади земельного участка 1200 кв.м. менее 10%.
С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что параметры построенного ФИО1 индивидуального жилого дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки г. Искитима, в связи с чем, административным ответчиком принято законное решение о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства.
Ссылка административного истца на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 25.11.2020 не может быть принята во внимание, поскольку, данное решение принято судом при иных фактических обстоятельствах, с учетом устройства административным истцом вокруг возведенного им жилого дома закрытой веранды и представления административному ответчику иного технического плана здания.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции отказано административному истцу в удовлетворении заявленных требований не только в связи с пропуском срока для обращения в суд с данными требованиями, установленного ст. 219 КАС РФ, но и в связи с их необоснованностью и незаконностью.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о пропуске ФИО1 срока на обращение в суд с административным исковым заявлением являются верными.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу положений ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказать законность оспариваемых действий, бездействия и решений возложена на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и соблюдение срока на обращение в суд.
Как следует из материалов дела, после вынесения администрацией г. Искитим Новосибирской области уведомления от 18.08.2020 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, ФИО1 произведена реконструкция постройки.
30.09.2020 администрацией вынесено решение о несоответствии реконструированного объекта, которое в дальнейшем оспорено ФИО1 в суде.
Из пояснений административного истца в судебном заседании от 22.03.2021 следует, что оспариваемое уведомление от 18.08.2020 получено ФИО1 в августе 2020 года по электронной почте, не обжаловалось по причине приведения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствие (л.д. 112).
При таких обстоятельствах, довод административного истца о том, что о нарушении своих прав оспариваемым уведомлением он узнал лишь 02.02.2021 после рассмотрения апелляционной жалобы администрации
г. Искитим Новосибирской области на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ не может быть принят, доводов об обстоятельствах, объективно препятствовавших своевременному обращению административного истца в суд и свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска процессуального срока, не приведено.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 29 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи