ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-773/2022 от 26.07.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Просолов В.В. УИД 92RS0001-01-2022-000864-03

(номер производства по делу Производство № 33а-2154/2022

в суде первой инстанции Категория 020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2022 года город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи – Бояриновой Е.В.,

судей – Исаева С.Н., Орловой С.В.,

при секретаре – Марушевской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мончар Б. А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным, по апелляционной жалобе представителя административного истца Мончар Б. А.Нургалиева А. С. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 24 марта 2022 года,

заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В., судебная коллегия,

установила:

Мончар Б.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя в котором просит: признать Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 22 декабря 2021 года №КУВД-001/2021-36832021/16 Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя незаконным; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Мончар А.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером

06 сентября 2021 года в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя административным истцом подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с образованием семнадцати земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , , уч. в соответствии со схемой раздела земель КСП «».

27 октября 2021 года №КУВД-001/2021-36832021/14 административным ответчиком вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав.

22 декабря 2021 года выдано Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права №КУВ Д-001/2021 -36832021/16, в обоснование которого указано на возникновение препятствующих рациональному использованию и охране земель недостаткам. Указанное решение, по мнению административного истца, является незаконным и необоснованным, поскольку в настоящее время вг. Севастополь отсутствует минимальный размер при разделе земельного участка из категории земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного крестьянского хозяйства; административным ответчиком не установлен факт нецелевого использования земли, даже с учетом раздела и образования новых земельных участков, соответственно приостановление носит формальный характер и не соответствует требованиям действующего законодательства; рекомендации сформировать земельные участки с учетом наличия внутрихозяйственных автомобильных дорог может быть выполнена при разработке проектов, однако межевой план по разделу земельного участка не предусматривает включение в его состав рабочего проекта по организации внутрихозяйственных и автомобильных дорог.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от24 марта 2022 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, представитель административного истца подал апелляционную жалобу.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение, которым административный иск удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не были учтены фактические обстоятельства, а именно, что 27 октября 2021 года основанием приостановления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права послужило основание, что постановка на учёт земельного участка в соответствии с межевым планом приведет к возникновению препятствующим рационального использования и охране земель, а также рекомендовано сформировать земельные участки с учётом наличия внутрихозяйственных дорог.

Согласно выписке из ЕГРН Мончар А.Б. является собственником земельного участка на основании государственного акта на земельный участок ЯF от ДД.ММ.ГГГГ и отказ административного ответчика привел к нарушению права административного истца.

Кроме того, раздел земельного участка не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, не нарушает действующее законодательство.

На дату принятия оспариваемого решения в городе Севастополе отсутствовали законодательно закрепленные ограничения в части минимальной площади вновь образуемых земельных участков для сельскохозяйственного использования. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» каких-либо ограничений в части определения минимальной площади образуемых новых земельных участков не содержат.

Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов: разрешенное использование земельного участка - для ведения личного крестьянского хозяйства. Доказательств, что земельный участок используется в настоящее время в несоответствии с целевым назначением материалами дела не подтверждён.

На момент обращения истца в суд, в городе Севастополь отсутствовал минимальный размер при разделе земельного участка из категории земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного крестьянского хозяйства. Административным ответчиком не установлен факт нецелевого использования земли, даже с учётом раздела и образования новых земельных участков, соответственно приостановление носит формальный характер и не соответствует требованиям действующего законодательства.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Административный истец, а также административный ответчик, заинтересованное лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи, с чем судебная коллегия, в соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14 Закона № 218-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу положений пунктов 2, 3 части 4 статьи 29 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:

- уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав – в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно положениям части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5).

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Закона.

Из материалов административного дела следует и установлено судом, что Мончар А.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером , вид разрешенного использования для ведения личного крестьянского хозяйства, запись о регистрации права от 12 февраля 2020 года, право собственности возникло на основании государственного акта на земельный участок ЯБ от 23 сентября 2006 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

06 сентября 2021 года в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя административным истцом подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с образованием семнадцати земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: , за границами населенных пунктов Орлиновского сельского Совета, уч. в соответствии со схемой раздела земель КСП «Красный Октябрь».

27 октября 2021 года №КУВД-001/2021-36832021/14 административным ответчиком вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав.

Основанием послужил тот факт, что, частью 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, запятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. «СП 99.13330.2016. Свод правил. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, и организациях. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83» - внутрихозяйственные автомобильные дороги: Местные автомобильные дороги, расположенные в границах сельского поселения, предназначенные для транспортного обслуживания объектов по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции. Внутрихозяйственные автомобильные дороги разделяются на две группы: магистральные и полевые. Полевые дороги: пути, необходимые для обеспечения производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Полевые дороги подразделяют на основные и вспомогательные. Основные полевые дороги имеют значение полевых магистралей. Они обслуживают, как правило, группу полей или целый севооборот и предназначены для перевозок людей, грузов и перегона техники. Их размещают главным образом по коротким сторонам полей. Поэтому основные, полевые дороги используют также для технологических целей (заправки агрегатов топливом, водой, семенами, разворота техники). Вспомогательные поперечные дороги, используемые преимущественно как линии обслуживания, размещают по тем сторонам полей, которые расположены ближе к населенному пункту или полевому стану и где более удобно обслуживать сельскохозяйственную технику. Вспомогательные продольные дороги располагают по длинным сторонам полей, межполосных и других рабочих участков. Их основное назначение - вывоз урожая, подвоз удобрений, обслуживание агрегатов при поперечной обработке, обеспечение переездов на другие поля.

Административным ответчиком 22 декабря 2021 года выдано Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права №КУВ Д-001/2021 -36832021/16 в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» исходил из того, что в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.

При этом указал, что решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о приостановлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права и об отказе в осуществлении государственной регистрации права вынесены в пределах его полномочий. Оспариваемое решение содержит законные основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права и последующего отказа со ссылкой на нормы права.

Согласно части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

При этом в соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а равно соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК РФ одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 РФ об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).

Свод правил СП 99.13330.2016. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, и организациях. Актуализированная редакция СНиП 2.05.11-83» - внутрихозяйственные автомобильные дороги: Местные автомобильные дороги, расположенные в границах сельского поселения, предназначенные для транспортного обслуживания объектов по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции. Внутрихозяйственные автомобильные дороги разделяются на две группы: магистральные и полевые. Полевые дороги: пути, необходимые для обеспечения производственных процессов в пределах севооборотных массивов, полей, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Полевые дороги подразделяют на основные и вспомогательные. Основные полевые дороги имеют значение полевых магистралей.

Они обслуживают, как правило, группу полей или целый севооборот и предназначены для перевозок людей, грузов и перегона техники. Их размещают главным образом по коротким сторонам полей. Поэтому основные полевые дороги используют также для технологических целей (заправки агрегатов топливом, водой, семенами, разворота техники). Вспомогательные поперечные дороги, используемые преимущественно как линии обслуживания, размещают по тем сторонам полей, которые расположены ближе к населенному пункту или полевому стану и где более удобно обслуживать сельскохозяйственную технику. Вспомогательные продольные дороги располагаются по длинным сторонам полей, межполосных и других рабочих участков. Их основное назначение - вывоз урожая, подвоз удобрений, обслуживание агрегатов при поперечной обработке, обеспечение переездов на другие поля.

В силу статей 79, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, который фактически устанавливается приоритет в использовании земель по целевому назначению, а, значит, и сопутствующие законные требования по правильной территории, рационального и полного использования земель, предназначенных для сельскохозяйственной деятельности вне зависимости от места нахождения такого земельного участка.

Согласно межевому плану от 25.10.2021, кадастровым инженером были проведены работы по разделу земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства», и образованием семнадцати земельных участков. При этом сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка материалы административного дела не содержат.

Учитывая изложенное, постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с указанным межевым планом приведет к возникновению препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

определила:

решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 24 марта 2022 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя административного истца Мончар Б. А. - Нургалиева А. С. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –