ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-7762/2021
№ 33а-4243/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 14 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Портновой Л.В. и Субхангулова А.Н.,
при секретаре Галиеве Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ильященко О.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан, государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан Амирханову М.А. о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества, по апелляционной жалобе представителя Ильященко О.В. – Каргаполова Д.М. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя Ильященко О.В. – Каргаполова Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Хамидовой Н.Н. и представителя Администрации СП Зубовский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан Лаптевой Н.В., судебная коллегия
установила:
Ильященко О.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества – жилой дом.
В обоснование иска указала, что Ильященко О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, площадью 1000 кв.м, категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства. дата Ильященко О.В. обратилась в Управление Росреестра по Республике Башкортостан с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект капительного строительства – жилой дом, площадью 133,3 кв.м, возведенного на земельном участке, принадлежащего административному истцу. дата истцом получено уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект капитального строительства – жилой дом. Отказывая в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный объект капитального строительства, административный ответчик указывает на то, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, граничит с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций и является самовольной постройкой. По мнению истца, земельный участок, на котором расположенный спорный объект капительного строительства расположен в третьей, пятой, шестой подзонах, в силу пункта 3 статьи 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, в указанных подзонах запретов на размещение жилой постройки не имеется. Истец полагает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Зубовского сельсовета МР Уфимского района Республики Башкортостан, земельный участок, на котором расположенный спорный объект капительного строительства, относится к зоне «С-5» - территории, предназначенные для ведения садоводства вне границ населенных пунктов. В настоящий момент установлен вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположенный спорный объект капительного строительства, для ведения дачного хозяйства. Выводы административного ответчика о невозможности капитального строительства на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, не основаны на законе.
Административный истец просил суд (т.1 л.д.8) решение Управления Росреестра по Республике Башкортостан об отказе в государственном учете и государственной регистрации права собственности от дата по заявлениям №... отменить; обязать Управление Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировать право собственности Ильященко О.В. на объект капитального строительства, назначение: жилое:, площадь застройки 133,3 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: адрес
Определением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 15 июня 2021 года к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц - Администрация МР Уфимский район Республики Башкортостан, Приволжское МТУ Росавиации, Международный аэропорт «Уфа», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрация СП Зубовский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, ТСН «Яшма», председатель Горячева Ю.М., в качестве соответчика - государственный регистратор Управления Росреестра по Республике Башкортостан Амирханов М.А.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года постановлено:
в удовлетворении требований Ильященко О.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан, Государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Башкортостан Амирханову М.А. о признании решения от дата об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав собственности незаконным и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, площадью 13,3 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: адрес, отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Ильященко О.В. – Каргаполов Д.М. просит решение отменить, считает его незаконным, указал, что Приказом Росавиации №1052-П от 18 августа 2020 года установлена приаэродромная территория аэропорта Уфа, согласно письму Росавиации от дата после установления приаэродромной территории, согласование строительства объектов на приаэродромной территории с Росавиацией действующим законодательством не предусмотрено. Согласно материалам дела установлено, что земельный участок попадает в 3, 4, 5 и 6 подзоны приаэродромной территории аэропорта «Уфа». В силу статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и положений Приказа Росавиации №1052-П, запрета на строительство жилых домов в указанных подзонах нет. В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного частью 3 настоящей статьи согласования, а также предусмотренного частями 9 и 10 настоящей статьи санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. В этом же пункте указано, что после установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, установленная приаэродромная территория, наоборот, разрешает строительство жилых домов без согласования с органами Росавиации Российской Федерации и не требует получения дополнительных документов. По мнению представителя, получение разрешения на строительство или иных документов для возведения жилого лома на территории земельного участка для ведения дачного хозяйства, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, не требуется. Кроме того, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии дается указание на то, что отсутствие в утвержденных градостроительных регламентах указания на возможность осуществления строительства жилых домов в границах территориальных зон, в которых находятся садовые земельные участки, на которые распространяется действие Закона №217-ФЗ, не является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности на жилые дома в указанных в частях 12-13 статьи 70 Закона №218-ФЗ случаях.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Судом установлено, что дата административный истец обратился в Управление Росреестра по Республике Башкортостан о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости – жилое здание, площадью 133,3 кв.м, расположенное по адресу: адрес
дата государственным регистратором прав Амирхановым М.А. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома.
Из уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности следует, что заявленный объект капитального строительства – жилой дом, согласно техническому плану расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства.
Согласно информации, имеющейся в Управлении, земельный участок с кадастровым номером №..., располагается вблизи (граничит) с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 11 июня 2021 года) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 года №1034-р утвержден перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации с указанием федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесен аэродром совместного базирования.
Согласно Приказу Росавиации от 18 августа 2020 года №1052-П приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Уфа установлена в порядке, предусмотренном статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-ФЗ, расположение планируемого к размещению объекта строительства в границах приаэродромной территории учитывается уполномоченным органом при выдаче разрешения на строительство.
Согласование строительства объектов расположенных в приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Уфа с Приволжским МТУ Росавиации действующим воздушным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В этой связи государственным регистратором прав направлен запрос в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с просьбой сообщить, возможно ли строительство (размещение) указанного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №...
Административным ответчиком, было рекомендовано административному истцу, в целях устранения причин приостановления представить письменное решение о согласовании строительства объекта недвижимости на земельном участке административного истца с соответствующими организациями, либо представить иной правоустанавливающий документ, подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из поступившего от Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ответа на запрос регистратора от дата следует, что МТУ Росавиация в отношении аэродрома гражданской авиации установлена приаэродромная территория в соответствии с проектом, разработанным АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропрект».
Проект решения «Разработка проекта Решения об установлении приаэродромной территории АО «Международный аэропорт Уфа» разработан в рамках реализации Федерального закона №135-ФЗ от 01 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны».
Согласно данному Проекту решения на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
На приаэродромной территории аэродрома «Уфа» выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, на земельный участок, с кадастровым номером: №... расположен в третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой подзонах.
Собственник земельного участка с кадастровым номером №... за выдачей уведомления о соответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в том числе в результате изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» и «Выдача уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности», не обращался.
В соответствии с генеральным планом сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, утвержденным Решением Совета сельского поселения Зубовский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан №122 от 28 июля 2020 года, земельный участок расположен на территории, предусмотренной для размещения пастбищ, пашни, а также в зонах действия ограничений: зона санитарного разрыва от аэропорта «Уфа», зона с особыми условиями использования территории – приаэродромная территория аэропорта «Уфа».
Администрацией района данная территория для ведения гражданами садоводства и дачного хозяйства не выделялась, размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на данной территории не предусмотрено.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Из сообщения Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан следует, что строительство объектов капитального строительства в границах испрашиваемой территории не представляется возможным.
дата в связи с истечением срока и неустранением причины приостановления государственным регистратором прав Амирхановым М.А. было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении Жилого дома.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона №218-ФЗ в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно приказу Росавиации от 18 августа 2020 года №1052-П установлена приаэродромная территория аэродрома Уфа.
дата Росавиацией в Управление Росреестра Республики Башкортостан направлены документы по установлению приаэродромной территории аэродрома Уфа.
На основании статьи 3 Федерального закона №218-ФЗ, пункта 1.1. Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» данные документы были перенаправлены в Филиал ФГБУ «ФКП» по Республике Башкортостан для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Однако, ФГБУ «ФКП» документы по установлению приаэродромной территории были возвращены на доработку, в настоящий момент сведения в ЕГРН сведений о приаэродромной территории аэродрома Уфа, не внесены.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено понятие зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Принимая во внимание наличие приказа Росавиации об установлении приаэродромной территории аэродрома Уфа, а также отсутствие разрешительной документации на строительство жилого дома, у государственного регистратора прав отсутствовали основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении жилого дома, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В апелляционной жалобе Ильященко О.В. указывает на то, что установленная приаэродромная территория разрешает строительство жилых домов без согласования с органами Росавиации и не требует получения разрешения на строительство.
Указанные доводы жалобы признаются несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (в редакции, действовавшей до 11 июня 2021 года), до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней:
1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации;
2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации;
3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации. В случае непредставления согласования размещения этих объектов или непредставления отказа в согласовании их размещения в установленный срок размещение объекта считается согласованным.
Заявленный истцом на регистрацию объект недвижимости жилой дом согласно техническому плану расположен на земельном участке с кадастровым номером №..., который располагается вблизи (граничит) с территорией совершения экстренных посадок воздушных судов в случае возникновения аварийных ситуаций. В представленном техническом плане указан год завершения строительства жилого дома – 2018 год, а приаэродромная территория аэродрома Уфа установлена в соответствии с приказом Росавиации от 18 августа 2020 года №1052-П.
Следовательно, размещение объекта строительства должно было быть согласовано с компетентным в соответствии пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» органом.
Вместе с тем, документов, свидетельствующих о согласовании строительства жилого дома, на государственную регистрацию представлено не было.
Ранее в Управление Росреестра по РБ из Федерального агентства воздушного транспорта поступило письмо от дата№..., из которого следует, что кадастровый квартал 02:47:060901, расположенный по адресу: адрес находится в районе аэродрома гражданской авиации Уфа, в границах полос воздушных подходов данного аэродрома.
Кроме того, в своем письме Росавиация ссылается на письмо главного оператора аэродрома Уфа №... от дата, где указано, что данный кадастровый квартал попадает в шестую и седьмую подзоны разрабатываемого проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Уфа. В соответствии с правилами выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1460 от 02 декабря 2017 года в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, в седьмой подзоне, в которой ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействия, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории, с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральным законом.
В проекте решения «Разработка проекта Решения об установлении приаэродромной территории АО «Международный аэропорт Уфа» на стр.488 приведен список номеров кадастровых кварталов, попадающих в седьмую подзону, в котором указан номер кадастрового квартала №..., в который входит земельный участок административного истца.
Кроме того, из приобщенных заинтересованным лицом по делу документов следует, что в рамках рассмотрения Арбитражным Судом РБ дела по иску ООО «Перспектива» к ИП Зиминой Т.А. о признании сделок ничтожными и применении последствий недействительности, Определением АС РБ от 03 февраля 2021 года в отношении земельного участка, на котором расположен жилой дом истца Ильященко, наложен арест на совершение регистрационных действий.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ильященко О.В. – Каргаполова Д.М. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Насырова Г.Р.