ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-77/2021 от 02.08.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-77/2021

Судья: Павленко Е.Г. Дело № 33а-2625/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 02 августа 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Протодьяконова В.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Булунского районного суда РС (Я) от 26 мая 2021 года по делу по административному иску Муниципального казенного учреждения «Управление образования» к контрольно-счетному органу муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия), Районному Совету депутатов муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании действий должностного лица контрольно-счетного органа незаконными, об отмене акта проверки № ... от 10 февраля 2021 г., признании документов, изданных должностным лицом, не имеющими законной силы, взыскании судебных расходов, которым

постановлено:

Отказать в удовлетворении административного иска Муниципального казенного учреждения «Управление образования» муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., судебная коллегия

установила:

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» муниципального образования «Булунский улус (район)» РС (Я) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что в период с 01 декабря 2020 г. по 10 февраля 2021 г. в отношении МКУ «Управление образования» МО «Булунский улус (район)» на основании распоряжения главы района № ... от 01.12.2020 г., письма председателя районного Совета депутатов МО «Булунский улус (район)» № ... от 30 ноября 2020 г. контрольно-счетным органом муниципального образования проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 10 февраля 2021 г. составлен акт № ... и отчет о результатах проверки, с которым административный истец не согласен. Ссылаясь на нарушение п.4 ст.3 и ст.4 Федерального закона «Об общих принципах и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьи 19 Закона РС (Я) «О Счетной палате РС (Я)» ст.ст.14, 15, 18 Положения о контрольно-счетном органе и Устава МО «Булунский улус (район)», а также отсутствие у инспектора Свидетель №1 полномочий председателя (главного инспектора) КСО муниципального образования «Булунский улус (район)», просит признать незаконными действия данного должностного лица, отменить акт проверки от 10 февраля 2021 года, признать документы, изданные данным должностным лицом, не имеющими законной силы, и взыскать судебные расходы.

Судом по делу принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным истцом.

В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Свидетель №1 не состояла в должности председателя КСО, тем самым у неё отсутствовали полномочия на проведение проверки и внесение представления, что судом дана неверная оценка протесту прокурора, который подтверждает незаконность действий должностного лица.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Действия (бездействие), решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решений нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решениями прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Такая совокупность условий, необходимая для удовлетворения административного иска, судом первой инстанции по настоящему делу не установлена.

Как усматривается из материалов дела, 30 ноября 2020 года председатель Булунского районного совета муниципального образования «Булунский улус (район)» обратился в контрольно-счетный орган (далее – КСО) с письмом о проведении в отношении МКУ «Управление образования» и образовательных учреждений района внеплановой проверки по использованию в 2020 году целевых денежных средств на организацию горячего питания, распределению субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, обслуживаемых МКУ «Управление образования», на заработную плату данного учреждения.

Распоряжением главы муниципального образования № ... от 01 декабря 2020 г. была назначена внеплановая проверка по распределению и предоставлению органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субвенций и местного бюджета на 2020 г. образовательных учреждений, обслуживаемых МКУ «Управление образование» МО «Булунский улус (район)». Ответственным за проведение проверки был назначен главный инспектор контрольно-счетного органа муниципального образования Свидетель №1 К участию в проведении проверки был привлечен главный специалист Управления экономики Администрации МО «Булунский улус (район)» НВ.

Приказом главного инспектора от 01 декабря 2020 года № ... были внесены изменения в план работы КСО на 2020 г.

По результатам внеплановой проверки использования фонда заработной платы и оплаты труда работникам МКУ «Управление образования» 10 февраля 2021 г. составлены акт № ... и отчет, в которых отражены установленные нарушения трудового законодательства, в частности, ст.ст.43, 57, 68, 99, 282, 284 ТК РФ. Так, локальные акты не согласованы с профсоюзной организацией; отсутствуют письменные согласия работников при привлечении к работе в выходные и праздничные дни; продолжительность сверхурочной работы превышает установленные законом сроки; несоблюдение норм рабочего времени для совместителей. При этом выявлены факты нецелевого использования в 2019 -2020 гг. в сумме 535 059 руб. 84 коп.; начисления и невыплаты премии сотрудникам в декабре 2019 г.; отсутствие внутреннего контроля по начислению и выплате сумм уволенным работникам; излишней выплаты начальнику, заместителю начальника, главному бухгалтеру стимулирующих выплат за 2019 г. в сумме 159 879 руб. 25 коп.

Оспаривая действия должностного лица КСО и акт проверки, муниципальное учреждение в лице начальника ФИО1 ссылается на отсутствие законных оснований для назначения и проведения внеплановой проверки, на отсутствие у Свидетель №1 полномочий председателя (главного инспектора) КСО, нарушение порядка проведения проверки.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, исходил из того, что главный инспектор контрольно-счетного органа при проведении внеплановой проверки действовала в пределах своих полномочий, согласно плану работы, что акт № ... от 10 февраля 2021 г. содержит выводы по результатам внеплановой проверки, что на муниципальное учреждение не возлагаются какие-либо обязанности и не создаются препятствия для осуществления своей деятельности.

Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – ФЗ № 6-ФЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица (пункт 8 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ).

Должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (пункты 3 и 5 статьи 5 ФЗ № 6-ФЗ).

Решением районного Совета депутатов МО «Булунский улус (район)» № ... от 31 марта 2015 г. был создан контрольно-счетный органа МО «Булунский улус (район)», утверждено Положение о контрольно-счетном органе муниципального образования (далее – Положение), согласно статьям 4 и 5 которого штатная численность КСО состоит из председателя (главного инспектора), который назначается представительным органом муниципального района.

Решением XIVсессии Булунского районного Совета депутатов № ... от 20 декабря 2019 г. утверждена структура аппарата улусной (районной) администрации муниципального образования «Булунский улус (район)»: главный инспектор контрольно-счетного органа отнесен к старшей должности муниципальной службы.

08 июля 2020 г. районным Советом депутатов муниципального образования «Булунский улус (район)» на должность инспектора контрольно – счетного органа муниципального образования «Булунский улус (район)» назначена Свидетель №1, с которой 03 августа 2020 г. Администрацией района заключен трудовой контракт, предусматривающий исполнение работником обязанности главного инспектора КСО.

Решение представительного органа муниципального образования «Булунский улус (район)» о назначении Свидетель №1 на должность инспектора КСО, приказ главы муниципального образования о назначении её главным инспектором КСО не были оспорены и признаны незаконными в установленном порядке, трудовой договор расторгнут после проведения внеплановой проверки 22 апреля 2021 г. Таким образом, доводы административного истца об отсутствии у Свидетель №1 полномочий на проведение проверки в отношении Управления образования судом обоснованно признаны несостоятельными.

Основные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования указаны в части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ. Так, КСО осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представляет в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования информацию о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В рамках указанного полномочия контрольно-счетный орган муниципального образования вправе осуществлять проверку законности, результативности использования средств местного бюджета, направленных на оплату труда работников любых организаций муниципального образования.

Для реализации предоставленных законом полномочий КСО самостоятельно осуществляет планирование своей деятельности посредством разработки и утверждения планов работы, на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов глав муниципальных образований. Порядок включения в планы деятельности КСО поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов глав муниципальных образований устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 12 Федерального закона N 6-ФЗ).

По настоящему делу в утвержденный план работы КСО муниципального образования «Булунский улус (район)» на 2020 год в соответствии со ст.11 Положения и статьи 4 утвержденного решением районного Совета депутатов № 18/13 от 02 октября 2020 года Порядка осуществления контрольно-счетного органа муниципального района «Булунский улус (район)» полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю (далее – Порядок), на основании предложения представительного органа и распоряжения главы муниципального образования были внесены изменения о проведении внеплановой проверки в отношении Управления образования.

Согласно статьи 1, пункта 2 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 9 Положения контрольно-счетный орган муниципального района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, он осуществляет свою деятельность самостоятельно, может обладать правами юридического лица. Внешний финансовый контроль осуществляется в отношении, в частности, муниципальных учреждений, в том числе, в форме контрольных мероприятий, при проведении которых составляются соответствующие акт и отчет.

Таким образом, право КСО на проведение проверок и составление по итогам этих проверок актов и предписаний, не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у органа статуса юридического лица.

В пункте 4 статьи 5 Порядка указаны методы осуществления внешнего муниципального финансового контроля (проверка, ревизия, обследовании), в статье 6 – порядок проведения проверок. Так, акт, составленный по результатам проверки, направляется для ознакомления руководителю объекта контроля, пояснения и замечания которого прилагаются к акту и являются его неотъемлемой частью. Результаты рассмотрения КСО данных пояснений и замечаний отражаются в отчете.

В рассматриваемом случае в оспариваемом акте и отчете о результатах проверки от 10 февраля 2021 г. изложены допущенные в муниципальном учреждении нарушения трудового законодательства, в частности, по оплате труда работников из средств местного бюджета, которые административным истцом не оспариваются, как видно из административного искового заявления и в дополнениях к нему. К отчету приложены пояснения начальника Управления образования от 16 декабря 2020 г.

При имеющихся по делу обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконными действия должностного лица контрольно-счетного органа муниципального образования по проведению проверки, акт проверки, которые обоснованно признаны соответствующими приведенным выше нормативным правовым актам и не нарушающими интересы административного истца.

Доводы апелляционной жалобы административного истца аналогичны позиции, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, они не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Булунского районного суда РС (Я) от 26 мая 2021 года по делу по административному иску Муниципального казенного учреждения «Управление образования» к контрольно-счетному органу муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия), Районному Совету депутатов муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании действий незаконными, об отмене акта проверки, признании документов, изданных должностным лицом, не имеющими законной силы, взыскании судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий Оконешникова М.М.

Судьи Дьяконова З.С.

Протодьяконов В.С.