Судья Сааринен И.А. | № 33а-673/2021 10RS0011-01-2020-014539-42 2а-7865/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Соляникова Р.В., Кудряшовой Е.П.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25.12.2020 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия, решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31.10.2013 на администрацию Петрозаводского городского округа (далее – администрация) возложена обязанность предоставить ФИО1 в первоочередном порядке, согласно дате поданного заявления 13.06.2013, земельный участок, (...) на праве аренды, для индивидуального жилищного строительства в установленных размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона. Постановлением администрации от 25.02.2014 (.....) была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административным истцом проведены кадастровые работы, земельному участку присвоен кадастровый номер (...). Впоследствии в рамках исполнительного производства произведена замена стороны должника с администрации на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство).
20.05.2020 ФИО1 обратился в адрес Министерства с заявлением (вх. (.....)) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10(...), в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.
Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 19.06.2020 №(...), отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он располагается на землях лесного фонда (в границах лесного квартала 110 Пригородного лесничества (по материалам лесоустройства) Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества).
Полагая данный отказ неправомерным, а также ссылаясь на то обстоятельство, что решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31.10.2013 Министерством не исполнено, ФИО1 просил признать незаконными длительное бездействие Министерства, выразившееся в непредоставлении земельного участка согласно постановленным решениям суда, решение Министерства от 19.06.2020 №(...), обязать административного ответчика предоставить ФИО1 в аренду земельный участок с кадастровым номером (...).
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается, что административный истец неоднократно обращался в адрес администрации, Министерства с заявлением о предоставлении земельного участка, однако решение суда длительное время не исполнено. Полагает, что выводы суда о том, что требование о признании незаконным бездействия не подлежит рассмотрению в рамках административного судопроизводства, противоречат положениям ст.218 КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что вступившим 06.12.2013 в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31.10.2013 на администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность предоставить ФИО1, (...), в первоочередном порядке, согласно дате поданного заявления 13.06.2013, земельный участок, (...) на праве аренды, для индивидуального жилищного строительства в установленных размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
18.12.2013 в отношении администрации Петрозаводского городского округа возбуждено исполнительное производство (.....).
Постановлением администрации от 25.02.2014 (.....) была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Административным истцом проведены кадастровые работы, 06.10.2014 земельному участку присвоен кадастровый номер (...).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 22.03.2019 произведена замена стороны должника с администрации на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в рамках исполнительного производства (.....).
20.05.2020 ФИО1 обратился в адрес Министерства с заявлением (вх. (.....)) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (...), в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.
Решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленным письмом от 19.06.2020 №(...), отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он располагается на землях лесного фонда (в границах лесного квартала 110 Пригородного лесничества (по материалам лесоустройства) Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отказа в предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства ввиду его расположения на землях лесного фонда. Рассматривая требование о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непредоставлении земельного участка по решению суда, суд посчитал его не подлежащим рассмотрению в рамках административного судопроизводства.
При разрешении спора судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пп.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пп.6 ст.39.16 ЗК РФ).
Подпунктом 2 п.5 ст.27 ЗК РФ регламентировано, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст.7 Лесного кодекса РФ).
Статьей 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством не предусмотрено.
Согласно ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков, в том числе, для индивидуального жилищного строительства из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 №75-КГ16-5 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска», в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1, 3, 4, 9, 24 - 26, 32 - 36, 49, 50, 109 - 111, 113 - 120, 123 - 131, 134, 138 - 141, 149, 150 Пригородного участкового лесничества, 201 - 203 Орзегского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67 - 70, 78 - 80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества Прионежского района Республики Карелия.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, в том числе представленный картографический материал, суд первой инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах 110 лесного квартала Пригородного лесничества (по материалам лесоустройства) Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества, то есть относится к землям лесного фонда, а не к землям населенных пунктов, в связи с чем предоставление спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства невозможно.
Указанное подтверждается ответом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 24.12.2020 №(...), ведущего в соответствии с п.8 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П, государственный лесной реестр лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия, на запрос суда, согласно которому земельный участок с кадастровым номером (...) в соответствии с данными государственного лесного реестра расположен на землях лесного фонда в границах 110 квартала Пригородного лесничества (по материалам лесоустройства) Пригородного участкового лесничества Прионежского лесничества.
Само по себе невнесение сведений о Прионежском лесничестве в Единый государственный реестр недвижимости не порождает возможность предоставления испрашиваемого земельного участка Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, не имеющим полномочий по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, отказ административного ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка является правомерным и соответствует положениям земельного законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы требование административного истца о признании незаконным длительного бездействия Министерства, выразившегося в непредоставлении земельного участка согласно постановленным решениям суда, самостоятельному рассмотрению в порядке гл.22 КАС РФ не подлежит, поскольку указанные обстоятельства имеют значение при рассмотрении споров о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также о возмещении имущественного вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Учитывая изложенное, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25.12.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи