ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-794/2022 от 06.10.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

81RS0006-01-2022-001486-87

Дело №2а-794/2022, 33а-9227/2022

Судья Чащина Ю.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 06 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Чулатаевой С.Г., Алексеева А.А.,

при секретаре Елоховой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сыстеровой Ольги Николаевны на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 12 июля 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Сыстеровой Ольги Николаевны к Администрации города Кудымкара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности сформировать в близлежащем детском саду группу с персоналом, в совершенстве владеющим разговорным коми-пермяцким языком, с целью обучения несовершеннолетнего ребенка родному языку отказать».

Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г.,изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Сыстерова О.Н. обратилась с административным иском к Администрации г. Кудымкара, с уточнением иска, просила признать незаконным бездействие Администрации г. Кудымкара в связи с тем, что в детских садах г. Кудымкара не созданы группы с обучением на коми-пермяцком языке, возложить на административного ответчика обязанность сформировать в одном из близлежащих детских садов г. Кудымкара группу с персоналом, в совершенстве владеющим разговорным коми-пермяцким языком, для обучения ее сына родному языку.

В обоснование указала, что является матерью несовершеннолетнего С., дата рождения, желает, чтобы ее сын разговаривал на родном коми-пермяцком языке. Поскольку ни административный истец, ни члены ее семьи не владеют разговорным коми-пермяцким языком, истец полагает, что ее сын сможет выучить родной язык только при условии постоянного общения с людьми, разговаривающими на коми-пермяцком языке. В мае 2022 года обратилась в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о предоставлении сыну места в дошкольном образовательном учреждении с обучением на коми-пермяцком языке. Ответ на обращение о том, что образовательная деятельность осуществляется только на русском языке, полагает нарушающим ее права.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление образования Администрации г. Кудымкара

Судом принято указанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.

Полагает, что судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального права, не учтены положения Федеральных законов «О языках народов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об образовании в РФ», требования письма Министерства просвещения № 03-150 от 28.12.2018 года.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена. Представитель административного ответчика в суд не явился, ранее направил возражения на жалобу. Заинтересованное лицо представителя не направило, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено.

На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Установлено, что административный истец является матерью несовершеннолетнего С. - дата рождения, посещающего муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Кудымкара по месту жительства (детский сад **). При обращении с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, заявитель указала на выбор желаемого языка обучения – русский (л.д. 22-29).

03.05.2022 Сыстерова О.Н. обратилась в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о предоставлении сыну места в дошкольном образовательном учреждении (ясельной группе) с обучением на коми-пермяцком языке (л.д. 31).

По результатам рассмотрения обращения адрес заявителя направлен ответ от 07.06.2022 № 189, о том, что образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. Выбор языка образования осуществляется по заявлениям родителей при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования.

Обращаясь с административным иском, истец, указав на незаконность бездействия Администрации г. Кудымкара в связи с тем, что в детских садах г. Кудымкара не созданы группы с обучением на коми-пермяцком языке, просила возложить на административного ответчика обязанность сформировать в одном из близлежащих детских садов г. Кудымкара группу с персоналом, в совершенстве владеющим разговорным коми-пермяцким языком.

Разрешая требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений прав истца, не усмотрел оснований для признания неправомерного бездействия административного ответчика. Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными.

В силу положений частей 1, 2, 4, 6 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Как определено частями 1, 5, 6 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

Как определено положениями пунктов 6 – 8, 10, 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Статьей 12 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, об образовании и настоящим Федеральным законом: обеспечивают при необходимости создание групп в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, классов или учебных групп в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях с обучением на национальном (родном) языке; с учетом предложений национально-культурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные организации с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также организации дополнительного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные организации) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков и национальных культур; содействуют разработке, изданию и приобретению образовательных программ, учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке; осуществляют финансирование мероприятий, направленных на обеспечение права на получение образования на национальном (родном) языке в государственных, муниципальных образовательных организациях, за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах средств, выделяемых на образование; организуют преимущественно по рекомендации национально-культурных автономий подготовку, дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для организаций, осуществляющих образовательную деятельность на национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами Российской Федерации и межгосударственных соглашений; оказывают материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным автономиям в создании частных образовательных организаций и развитии иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пп.7.2, 13 части 1 статьи 16).

Полномочия органов местного самоуправления городских округов в сфере образования закреплены в статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к ним относятся решение вопросов организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Учитывая приведенное правовое регулирование, суд первой инстанции правомерно указал на то, что орган местного самоуправления - Администрация г. Кудымкара не наделена полномочиями устанавливать требования к содержанию образовательных программ дошкольного образования, не вправе определять язык обучения, воспитания в системе дошкольного образования, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца о том, что административным ответчиком не выполнены требования федерального законодательства, допущено неправомерное бездействие при рассмотрении ее обращения, безосновательны.

Как установлено судом первой инстанции, административный истец с заявлением об изменении выбора образовательной программы с учетом желания обучения на родном языке в дошкольное образовательное учреждение, в Управление образования Администрации г. Кудымкара, не обращалась.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, опросившим в качестве свидетеля - начальника отдела дополнительного образования Управления образования Администрации г.Кудымкара Р., в каждом дошкольном образовательном учреждении г. Кудымкара разработаны образовательные программы, предусматривающие возможность обучения детей дошкольного возраста коми-пермяцкому языку, в том числе в ознакомительных целях, предусматривающие различные формы обучения, в том числе игровые формы, соответствующие возрасту обучающихся, при этом присмотр и уход за детьми в детском саду осуществляются на русском языке.

Поскольку достоверно установлено, что несовершеннолетнему сыну административного истца Сыстеровой О.Н. предоставлено место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, образовательная программа определена с учетом выбора родителем языка обучения, Сыстерова О.Н. не обращалась в соответствующее дошкольное образовательное учреждение с заявлением о получении ее сыном дошкольного образования на родном языке, суд первой инстанции правомерно указал на неосновательность доводов истца о нарушении права на получение образования на родном языке.

Выводы суда по заявленному в административном иске требованию должным образом мотивированы и основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым, как видно из содержания обжалуемого судебного акта, дана надлежащая, отвечающая правилам ст. 84 КАС РФ, правовая оценка. Оснований не согласиться с ними и подвергать их сомнению у судебной коллегии не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не допущено, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 12 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сыстеровой Ольги Николаевны без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий:/подпись/

Судьи: /подписи/