В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
дело №33а-3514/2020
№2а-814/2020
строка №3.026а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Воронеж 21 июля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Кобзевой И.В., Меремьянина Р.В.,
при секретаре Жуковской И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Департамента социальной защиты Воронежской области к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным представления № от 09 декабря 2019 года, по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты Воронежской области на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., заслушав пояснения представителей Департамента социальной защиты Воронежской области, Нурчковой И.Н., Мишина Д.Г., поддержавших доводы жалобы, полагавших решение суда подлежащим отмене, представителя Управления Федерального казначейства по Воронежской области Нестеровой Ю.А., полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Департамент социальной защиты Воронежской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным представления № от 9 декабря 2019 года, пункты 1 и 2 которого содержат требование перечислить в федеральный бюджет сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению.
Представление было вынесено по результатам выездной проверки предоставления и использования субвенций из федерального бюджета по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В качестве основания указано на допущенное, по мнению УФК по Воронежской области, бюджетное правонарушение на сумму 898 200 руб., в связи с предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде безвозмездной субсидии Грачевой С.С.-бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма, согласно приказа департамент от 21.04.2010 года №783/ОД и бюджетное правонарушение на сумму 1 128 240 руб., в связи с предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде безвозмездной субсидии Алексееву А.И. - бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма, согласно приказа департамент от 26.12.2014 года №3779/ОД.
Как указано в представлении вышеуказанные денежные средства были использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно на обеспечение жильем граждан, отнесенных к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, которая не предусмотрена Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714, что является нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со статьей 289 БК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 г. №374-ФЗ).
Административный истец с данной позицией УФК по Воронежской области не согласен, указывая на то, что нецелевого использования бюджетных средств допущено не было, Грачева С.С. и Алексеев А.И. были поставлены на жилищный учет по категории несовершеннолетний узник фашизма до 01 марта 2005 года и имеют право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714. При этом согласно акта Счетной палаты Российской Федерации от 18.12.2014 г. по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на объекте Правительство Воронежской области нарушений не выявлено.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных Департаментом социальной защиты Воронежской области требований отказано (л.д.204, 205-213).
В апелляционной жалобе Департаментом социальной защиты Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (л.д.219-233).
В судебном заседании представители Департамента социальной защиты Воронежской области Нурчкова И.Н., Мишин Д.Г., доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель УФК по Воронежской области по доверенности Нестерова Ю.А. полагала, что решение суда первой инстанции является правильным. Вместе с тем, пояснила, что заявленный спор не подлежал рассмотрению судом общей юрисдикции, поскольку подлежит рассмотрению Арбитражным судом, однако в удовлетворении заявленного УФК по Воронежской области ходатайства о передаче дела для рассмотрения по подсудности определением суда от 25 февраля 2020 года было отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае: рассмотрения административного дела судом в незаконном составе.
Согласно материалам дела, проверкой, проведенной Управлением Федерального казначейства по Воронежской области в отношении Департамента социальной защиты Воронежской области выявлены следующие бюджетные нарушения:
1. В нарушение ст.38, абз.4 ст.162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года №374-Ф3), пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», статьи 1 Соглашения от 31.07.2009 года №395/09 «О предоставлении в 2009 - 2010 годах субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» (в ред. дополнительных соглашений от 12.01.2010 №1, от 08.04.2010 №2), денежные средства федерального бюджета, полученные департаментом социальной защиты Воронежской области по КБК 851 2 02 03069 02 0000 151 в сумме 898 200,00 руб., использованы в 2010 году на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно на обеспечение жильем 1 гражданина, отнесенного категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, которая не предусмотрена Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, что является нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со статьей 289 БК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 - №374-Ф3).
2. В нарушение ст.38, абз.4 ст.162 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года №374-Ф3), пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», статьи 1 Соглашения от 31.07.2009 года №395/09 «О предоставлении в 2009 - 2010 годах субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» (в ред. дополнительных соглашений от 12.01.2010 №1, от 08.04.2010 №2), денежные средства федерального бюджета, полученные департаментом социальной защиты Воронежской области по КБК 851 2 02 03069 02 0000 151 в сумме 1 128 240,00 руб., использованы в 2014 году на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно на обеспечение жильем 1 гражданина, отнесенного категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, которая не предусмотрена Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714, что является нецелевым использованием бюджетных средств в соответствии со статьей 289 БК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 - №374-Ф3).
09.12.2019 года Департаменту социальной защиты Воронежской области выдано представление № за подписью руководителя Управления Федерального казначейства по Воронежской области Зиновьевой Н.Ю. (л.д. 18-20), согласно которому требуется:
1) Устранить бюджетное нарушение, указанное в пункте 1 Представления, путем перечисления суммы средств, использованных не по целевому назначению, в размере 898200,00 рублей на счет получателя № «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ л/с 04951000690)» по КБК 069 2 18 35134 01 1003 150, и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020 года.
2) Устранить бюджетное нарушение, указанное в пункте 2 Представления, путем перечисления суммы средств, использованных не по целевому назначению, в размере 1 128240,00 рублей на счет получателя № «Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ л/с 04951000690)» по КБК 069 2 18 35134 01 1003 150, и принять меры по устранению причин и условий совершения данного бюджетного нарушения, в срок до 01.09.2020 года.
Таким образом, УФК по Воронежской области пришло к выводу, что Департаментом социальной защиты Воронежской области были приняты неправомерные решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде безвозмездной субсидии в отношении Грачевой С.С., Алексеева А.И.
В связи с указанными обстоятельствами и выявлением в ходе проверки нарушения бюджетного законодательства Управлением Федерального казначейства по Воронежской области было выдано представление № от 9 декабря 2019 года Департаменту социальной защиты Воронежской области (л.д.18-20).
После получения представления Управления Федерального казначейства по Воронежской области от № от 9 декабря 2019 года Департамент социальной защиты Воронежской области обратился в Ленинский районный суд города Воронежа с административным иском о признании незаконным вышеуказанного предписания.
Разрешая заявленные Департаментом социальной защиты Воронежской области требования об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Воронежской области № от 9 декабря 2019 года, суд первой инстанции не учел следующего.
Частью 2 ст.1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
На основании ч. 6 ст. 218 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
В силу ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений п. 1 ч. 2 статьи 1, статья 17, статьи 218 КАС РФ, статьи 27, пункта 32 статьи 29 АПК РФ основополагающими критериями отнесения дел к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора. Для отнесения административного дела к подведомственности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Департамент социальной защиты Воронежской области, обращаясь в суд с иском о признании незаконным пунктов 1, 2 представления Управления Федерального казначейства по Воронежской области № от 9 декабря 2019 года, указывает на нарушение требований действующего законодательства. В данном случае имеет место спор, касающийся расходования средств федерального бюджета, возникший между юридическим лицом и органом внутреннего государственного финансового контроля, затрагивающий права и законные интересы истца в сфере экономической деятельности, возникший в связи с осуществлением ответчиком внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Из анализа приведенных выше норм закона применительно к обстоятельствам возникшего спора и заявленными истцом требованиями, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные Департаментом социальной защиты Воронежской области исковые требования по их сути и субъектному составу подведомственны арбитражному суду и не подлежали рассмотрению судом общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом (часть 2.1).
О передаче административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд либо об отказе в передаче административного дела в соответствующий суд выносится определение, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы, представления - после вынесения определения суда об оставлении жалобы, представления без удовлетворения (часть 3).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Воронежа от 25 февраля 2020 года отменить, административное дело направить по подсудности в Арбитражный суд Воронежской области.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: