Судья Лакеенкова Е.В. № 33а-3269
№ 2а-815/2021
67RS0006-01-2021-001681-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2021 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Ивановой О.А.,
судей: Холиковой Е.А., Туникене М.В.,
при помощнике судьи Трищенкове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке апелляционную жалобу представителя ООО «ЖИЛКОМТЕПЛО» У. на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 13 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., доводы представителя ООО «ЖИЛКОМТЕПЛО» У., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия,
установила:
С. и П. обратились в суд с административным иском к ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», Межрайонному отделу судебных приставов по ОИП УФССП России по Смоленской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области П. от 14 декабря 2020 г. в части запрета ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» вносить изменения в реестр лицензий Смоленской области, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией дома № на ... ранее закрепленного за ООО «ЖИЛКОМТЕПЛО»; об отмене решения № ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» от 24 мая 2021 г. об отказе ООО УК «ЖилКомПрогресс» во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами Смоленской области в части включения многоквартирного жилого дома № на ... в реестр лицензий многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО УК «ЖилКомПрогресс»; о возложении обязанности на ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» внести изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами Смоленской области в части включения многоквартирного жилого дома № на ... в реестр лицензий домов, управление которыми осуществляет ООО УК «ЖилКомПрогресс».
Определениями суда от 21 июня 2021 г. к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебные приставы-исполнители МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области П. и Л., УФССП России по Смоленской области, в качестве заинтересованных лиц - ООО «Газпром газораспределение Смоленск», АО «АтомЭнергоСбыт», ПАО МРСК Центра - Смоленскэнерго».
Определением суда от 9 июля 2021 г. в качестве заинтересованного лица привлечена ООО «Управляющая компания».
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Рославльским городским судом Смоленской области 13 июля 2021 г. постановлено решение, которым отменено постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области П. от 14 декабря 2020 г. в части запрета ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» вносить изменения в реестр лицензий Смоленской области, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией дома № по адресу: ..., ранее закрепленного за ООО « ЖИЛКОМТЕПЛО», что является основанием для пересмотра ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» решения № от 24 мая 2021 г. об отказе ООО УК «ЖилКомПрогресс» во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами Смоленской области в части включения многоквартирного жилого дома № на ....
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО «ЖИЛКОМТЕПЛО» У. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Административные ответчики судебные приставы-исполнители МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области П. и Л., УФССП России по Смоленской области, заинтересованные лица - ООО «Газпром газораспределение Смоленск», АО «АтомЭнергоСбыт», ПАО МРСК Центра - Смоленскэнерго», ООО «Управляющая компания» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще по правилам ст. 96 КАС РФ. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенныхв решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания имеются в рассматриваемом случае.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 18 декабря по 20 декабря 2020 г. было проведено собрание жильцов спорного многоквартирного дома в заочной форме, повесткой которого являлся вопрос об оценке деятельности действующей ООО «ЖИЛКОМТЕПЛО» и выборе новой ООО УК «ЖилКомПрогресс».
По результатам проведенного собрания был подписан договор между ООО УК «ЖилКомПрогресс» и собственниками помещений в названном доме.
ООО УК «ЖилКомПрогресс» обратилось с заявлением в адрес ГУ Госжилинспекции о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами по Смоленской области в части включения в перечень адресов многоквартирных домов, находящихся в ведении названной УК, многоквартирного жилого дома административных истцов, поскольку на основании ряда исполнительных документов, не исполняющихся в добровольном порядке должником ООО «ЖИЛКОМТЕПЛО», постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области П. 14 декабря 2020 г. вынесено постановление о запрете должнику совершать действия, направленные на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, а ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» - вносить изменения в реестр и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за должником.
Решением ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» № от 24 мая 2021 г. ООО УК «ЖилКомПрогресс» отказано во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами Смоленской области в части включения спорного жилого дома и закрепления такового за указанной управляющей компанией.
Основанием для указанного выше отказа послужил запрет судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области на совершении соответствующих действий.
Разрешая заявленные требования и частично их удовлетворяя, суд пришел к выводу о том, что принятые судебным приставом-исполнителем меры направлены на сохранение ликвидных активов должника, его способности к погашению финансовых обязательств кредиторов, при этом принятие заявленных мер способствует предотвращению возможного недобросовестного поведения должника. Вместе с тем, принудительные меры ограничивают права собственников помещений в многоквартирном доме на избрание новой управляющей компании, их принятие лишает собственников помещений права на расторжение договора управления с должником.
С данными выводами не может согласиться судебная коллегия.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона № 229-ФЗ).
Согласно ст. 161 ЖК РФ одновременное управление домом двумя управляющими компаниями не допустимо.
В силу ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом и принять решение о выборе иной управляющей компании.
В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги по общему правилу вносят этой управляющей организации.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (ч. 4, 6.1, 7 ст. 155, ч. 1, 1.1 и 7 ст. 162 ЖКРФ).
Деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию (ст. 192 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации; сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; реестре дисквалифицированных лиц.
В соответствии с ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 г.№ 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2018 г. управляющая компания (лицензиат) вправе осуществлять деятельность по управлению МКД при наличии совокупности трех условий: заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесения уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне МКД, управление которым осуществляет лицензиат.
То есть, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление вынесено в целях обеспечения исполнения решений о взыскании с должника денежных средств.
При этом характер и объем, выбор конкретных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем избирается самостоятельно в рамках Закона № 229-ФЗ с учетом принципов целесообразности, достаточности, последовательности и своевременности.
Как следует из ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия полагает, что совокупности условий, необходимых для удовлетворения административного иска, по делу не установлено.
Так, оспариваемые постановление судебного пристава-исполнителя и решение Госжилинспекции прав административных истцов не нарушают, поскольку не содержат запретов, адресованных жильцам многоквартирного жилого дома, в частности, на выбор иного способа управления многоквартирным жилым домом.
Непринятие обеспечительных мер в данном случае может в последующем привести к невозможности взыскания денежных средств, так как имущество должника может быть отчуждено третьим лицам, что приведет к причинению убытков кредиторам. Единственным источником поступления денежных средств у должника является плата граждан за коммунальные услуги, которые он оказывает гражданам как исполнитель коммунальных услуг. При этом принятие заявленных мер способствует предотвращению возможного недобросовестного поведения должника.
То обстоятельство, что ООО «ЖИЛКОМТЕПЛО» и ООО УК «ЖилКомПрогресс» не являются аффилированными лицами, не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом приведенных положений закона и установленных по делу обстоятельств, имеющих значение для дела, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Рославльского городского суда Смоленской области от 13 июля 2021 г. отменить.
Принять по настоящему делу новое решение, которым отказать С. и П. в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: