ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-823/20 от 20.05.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

дело № 33а-16688/2021

№2а-823/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей Булата А.В., Леганова А.В.,

при секретаре Вартанян Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратура г. Армавира в интересах несовершеннолетних <ФИО>1, <ФИО>2, <ФИО>3, а также <ФИО>4, в интересах несовершеннолетних <ФИО>5, <ФИО>6, а также <ФИО>7, в интересах несовершеннолетних <ФИО>8, <ФИО>9, а также <ФИО>42, в интересах несовершеннолетнего <ФИО>10, а также <ФИО>11, в интересах несовершеннолетнего <ФИО>12, а также <ФИО>13 шевны, в интересах несовершеннолетней <ФИО>14, а также <ФИО>43, в интересах несовершеннолетних <ФИО>15, <ФИО>16, а также <ФИО>17, в интересах несовершеннолетних <ФИО>18, <ФИО>19, а также <ФИО>20, в интересах несовершеннолетних <ФИО>21, <ФИО>22, а также <ФИО>23, в интересах несовершеннолетнего <ФИО>24, а также <ФИО>25, в интересах несовершеннолетнего <ФИО>26, а также <ФИО>27, в интересах несовершеннолетних <ФИО>28, <ФИО>29, <ФИО>30, <ФИО>31, <ФИО>32, <ФИО>33, а также <ФИО>44, в интересах несовершеннолетних <ФИО>34, <ФИО>35, <ФИО>36, а также <ФИО>45, в интересах несовершеннолетних <ФИО>37, <ФИО>38, <ФИО>39, а также <ФИО>46 к Администрации муниципального образования <Адрес...> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части не обеспечения коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям,

по апелляционной жалобе Вирясова К.С., действующего в интересах администрации МО г. Армавир на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Булата А.В., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Армавира в интересах несовершеннолетних <ФИО>1, <ФИО>2, <ФИО>3, а также <ФИО>4, в интересах несовершеннолетних <ФИО>5, <ФИО>6, а также <ФИО>7, в интересах несовершеннолетних <ФИО>8, <ФИО>9, а также <ФИО>42, в интересах несовершеннолетнего <ФИО>10, а также <ФИО>11, в интересах несовершеннолетнего <ФИО>12, а также <ФИО>13, в интересах несовершеннолетней <ФИО>14, а также <ФИО>43, в интересах несовершеннолетних <ФИО>15, <ФИО>16, а также <ФИО>17, в интересах несовершеннолетних <ФИО>18, <ФИО>19, а также <ФИО>20, в интересах несовершеннолетних <ФИО>21, <ФИО>22, а также <ФИО>23, в интересах несовершеннолетнего <ФИО>24, а также <ФИО>25, в интересах несовершеннолетнего <ФИО>26, а также <ФИО>27, в интересах несовершеннолетних <ФИО>28, <ФИО>29, <ФИО>30, <ФИО>31, <ФИО>32, <ФИО>33, а также <ФИО>44, в интересах несовершеннолетних <ФИО>34, <ФИО>35, <ФИО>36, а также <ФИО>45, в интересах несовершеннолетних <ФИО>37, <ФИО>38, <ФИО>39, а также <ФИО>46 обратился в суд к администрации МО г. Армавир с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Армавир в части не принятия мер к обеспечению объектами транспортной и коммунальной инфраструктуры: подъездными путями, электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением земельных участков, расположенных по адресам: <Адрес...>, проезд 9-й Загорский, 49, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>4; <Адрес...> предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>7; <Адрес...> предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>42; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>40; <Адрес...> предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>41; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>43; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>17; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>20; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>23; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>25; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>27; <Адрес...> предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>44; <Адрес...> предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>45; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>46; обязать администрацию муниципального образования <Адрес...> обеспечить предоставленные многодетным семьям в аренду для индивидуально-жилищного строительства земельные участки, расположенные в <Адрес...> объектами транспортной и коммунальной инфраструктуры: подъездными путями, электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, а именно земельные участки, расположенные по адресам: <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>4; <Адрес...> предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>7; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>42; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>40; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>41; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>43; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>17; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>20; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>23; <Адрес...> предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>25; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>27; <Адрес...>, <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>44; <Адрес...>, бульвар <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>45; <Адрес...> 9, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства <ФИО>46, обязав администрацию муниципального образования <Адрес...> выделить денежные средства из местного бюджета на эти цели.

Обжалуемым решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2021 года удовлетворены административные исковые требования прокурора г. Армавира в интересах указанных лиц.

В апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили. Судом явка лиц, участвующих в деле обязательной не признана. Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что прокуратурой г. Армавира проведена проверка обращений Зрайченко Е.И., Сасацян JI.A., Анчокова Н.Р., Аладжевой Т.В., Давтян М.М., Яковлевой В.Н., Палян Д.С., Тумасьянц В.Н., Марозян Л.С., Цукило А.Г., Арутюнян А.Г., Халиловой Н.В., Мочаловой М.В., Ногиной И.В. о нарушении законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей на территории муниципального образования город Армавир.

По результатам проведенной проверки установлено, что семья Зрайченко Е.И., имеющая троих несовершеннолетних детей, является многодетной. Зрайченко Е.И. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 606 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования <Адрес...> с <ФИО>4<Дата ...> заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья <ФИО>57 J1.A., имеющая троих несовершеннолетних детей, является многодетной. Сасацян JI.A. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 609 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Сасацян JLA 01.06.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Анчокова Н.Р., имеющая троих детей, в том числе двух несовершеннолетних, является многодетной. Анчокову Н.Р. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданину, имеющему трех и более детей, земельный участок площадью 606 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования <Адрес...> с Анчоковым Н.Р. 30.05.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Аладжевой Т.В., имеющая троих детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Аладжевой Т. В выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищногс строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 610 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...> Администрацией муниципального образования город Армавир с Аладжевой Т.В. 01.06.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Давтян М.М., имеющая троих детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Давтян М.М выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 605 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Давтян М.М. 14.05.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Яковлевой В.Н., имеющая троих детей в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Яковлевой В.Н. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 612 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Яковлевой В.Н. 01.04.2016 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Палян Д.С., имеющая троих детей, в том числе двух несовершеннолетних, является многодетной. Палян Д.С. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 638 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Палян Д.С. 18.05.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Тумасьянц В.Н., имеющая троих детей, в том числе двух несовершеннолетних, является многодетной. Тумасьянц В.Н. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 604 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Тумасьянц В.Н. 18.05.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Марозян JI.C., имеющая троих детей, в том числе двух несовершеннолетних, является многодетной Марозян J1.C. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 601 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Марозян JI.C. 14.05.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Цукило А.Г., имеющая троих детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Цукило А.Г. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданину, имеющему трех и более детей, земельный участок площадью 619 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Цукило А.Г. 18.05.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.

Семья Арутюняна А.Г., имеющая троих детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Арутюняну А.Г. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданину, имеющему трех и более детей, земельный участок площадью 605 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...> Администрацией муниципального образования город Армавир с Арутюняном А.Г. 24.05.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.

Семья Халиловой Н.В., имеющая шестерых несовершеннолетних детей, является многодетной. Халиловой Н.В. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 610 кв.м, расположенный по адресу<Адрес...> Администрацией муниципального образования город Армавир с Халиловой Н.В. 12.10.2016 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Мочаловой М.В., имеющая троих несовершеннолетних детей, является многодетной. Мочаловой М.В. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 605 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...> Администрацией муниципального образования город Армавир с Мочаловой М.В. 12.10.2016 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Семья Ногиной И.В., имеющая троих несовершеннолетних детей, является многодетной. Ногиной И.В. был выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 605 кв.м, расположенный по адресу: г<Адрес...> Администрацией муниципального образования город Армавир с Ногиной И.В 18.05.2018 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.

Вместе с тем, предоставленные семьям <ФИО>4, <ФИО>7, <ФИО>42, <ФИО>11, <ФИО>13, <ФИО>43, <ФИО>17, <ФИО>20, <ФИО>23, <ФИО>54, <ФИО>55, <ФИО>44, <ФИО>45, <ФИО>46 земельные участки, расположенные по адресам: <Адрес...>

Недостаточная работа органов местного самоуправления муниципального образования город Армавир по реализации мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных под строительство семьям, имеющим трех и более детей, отмечалась и Законодательным собранием Краснодарского края в постановлении от 16.12.2015 года № 2139-П «Об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства».

Указанные обстоятельства послужили основание для обращения прокурора г. Армавира в суд с настоящими требованиями.

Давая оценку действиям (бездействию) административного ответчика, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и установил фактические обстоятельства дела.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с абз. 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, действовавшим с 17 июня 2011 года до 1 января 2015 года, и подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, дополненным и действующим с 1 января 2015 года, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.

Исходя из этого Министерство регионального развития Российской Федерации, приказом от 9 сентября 2013 г. N 372 утвердило Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 №3085-К3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.

Статьями 3 и 7 названного Закона, в ранее действовавшей редакции, определялись условия и порядок постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, а также порядок предоставления земельных участков в аренду, а в редакции Закона Краснодарского края от 24.07.2020 №4338-К3 - условия и порядок постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в собственность, а также порядок предоставления земельных участков в собственность,

Вместе с тем, частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого Закона № 131-ФЗ закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности, организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Данные выводы также нашли отражение в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.

Таким образом, судом первой инстанции обосновано указано, что отсутствие транспортной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, предоставленных <ФИО>4 по адресу: <Адрес...> нарушает конституционные права и законные интересы многодетных семей, а также свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П, от 16 марта 1998 года N 9-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П).

Применительно же к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который, согласно части 1 статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства.

Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Такая совокупность условий при рассмотрении настоящего дела была установлена как судом первой инстанции, так и судебной коллегией.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Доводы административного истца о незаконности действий (бездействия) административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав административных истцов установлен судом первой инстанции.

В связи с чем, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При рассмотрении административного иска судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, лишены бесспорных аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судами норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в решении суда.

Несогласие с выводами суда в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судом процессуальных требований, предусмотренных Кодеком административного судопроизводства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 09 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: