ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-824/2021 от 27.07.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело: 1я инст.№2а-824/2021, 2я инст.№33а-2523/2021 Председательствующий в

Категория 19 первой инстанции Романов С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Бабича В.В.,

судей Кондрак Н.И., Бояриновой Е.В.,

при секретаре Матвеевой Д.Д.,

с участием представителя административного истца Ким С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по административному иску Петрухиной Нины Ивановны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 12 марта 2021 года, которым административный иск был удовлетворен, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Петрухина Н.И. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя исх. номер от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства и обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Петрухиной Н.И. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Требования иска мотивированы тем, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не доказан факт несоответствия испрашиваемых земель градостроительной документации, не был представлен графический материал, подтверждающий нахождение испрашиваемого земельного участка в границах охранной зоны КЛС Минобороны РФ, не доказан факт невозможности формирования новых земельных участков в границах указанных охранных зон.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12 марта 2021 года административный иск Петрухиной Н.И. был удовлетворён, признано незаконным и отменено решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Петрухиной Н.И. в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, по адресу: г. Севастополь, СТ «Гавань», площадью <данные изъяты> кв. метров, суд обязал Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Петрухиной Нины Ивановны о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, СТ «Гавань», площадью <данные изъяты> кв. метров и возложил на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность сообщить суду об исполнении решении суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления – отказать в полном объёме.

Указывает, что принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, допустил существенное нарушение гражданского процессуального права. Отмечает, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной. Согласно приказу Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок относится к зоне Р-4-4 уч. С-17. Ссылается на заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, согласно которого на испрашиваемой территории проходят инженерные сети (кабельная канализация) Министерства обороны РФ. При этом формирование вновь образованных земельных участков в охранной зоне невозможно в соответствии с п. 4 «Правил охраны линий и сооружений связи РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578. Ссылается на положения п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», и отмечает, что вследствие выявленных Департаментом нарушений схема расположения земельного участка, испрашиваемого Петрухиной Н.И. не могла быть согласована, а Департамент действовал в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства и правомерно отказал в предоставлении государственной услуги.

По доводам апелляционной жалобы поступили возражения на нее от представителя административного истца, в которых он просит решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что Департамент помимо общих положений земельного законодательства, которые не относятся к рассматриваемому делу, ссылается на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которое предусматривает исключительно охранные зоны для трас кабельных линий связи, но не содержит запрета на формирование и предоставление земельных участков в границах данных охранных зон с каким-либо видом разрешенного использования. Также представитель административного истца в своих возражениях на апелляционную жалобу ссылается на пункт 57.2 приказа Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ, который не содержит запрета в границах зоны Р-4-4 на формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 29 статьи 34 была установлена возможность субъектам Российской Федерации до 01.01.2020 предусматривать в своих Законах дополнительные основания для утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, однако после 01.01.2020 это не предусмотрено и положения Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» не могут применяться.

Представитель административного истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагал решение суда законным и обоснованным.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).

Порядок образования земельных участков регламентирован главой 1.1 поименованного кодекса, согласно статье 11.10 которого схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).

Согласно части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что ДД.ММ.ГГГГ Ким С.В., действуя от имени и в интересах Петрухиной Н.И., через МФЦ ул. Вокзальная, 10 г. Севастополь запись , обратился в Департамент с заявлением, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил предварительно согласовать предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности площадью <данные изъяты> кв.м кадастровый квартал , расположенного в г. Севастополе в районе СТ «Гавань» в аренду для индивидуального жилищного строительства.

По результатам рассмотрения названного заявления ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение, оформленное письмом №, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предоставлении государственной услуги по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее Закон №299-ЗС). Указано, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне КЛС Министерства обороны РФ. При этом, согласно п. 4 «Правил охраны линий и сооружений связи РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на трассах кабельных линий связи устанавливаются охранные зоны не менее, чем 2 метра с каждой стороны, в связи с чем формирование вновь образованных земельных участков в охранной зоне КЛС ЧФ невозможно. Кроме того, согласно Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета №4114 от 13.12.2005 года, испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе, усадебной, в соответствии с приказом Минкультуры РФ №1864 от 12.08.2016 года, с изменениями от 30.06.2018 года, земельный участок относится к зоне Р-4-4 уч.С-17.

Не согласившись с вышеуказанным решением Петрухина Н.И. обратилась с административным иском в суд.

Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что достоверных и объективных сведений, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению Петрухиной Н.И. испрашиваемой государственной услуги и изложенных в письме № от ДД.ММ.ГГГГ не представлено. Согласно положений Требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе и утвержденного Приказом Минкультуры России от 12.08.2016 № 1864, в границах регламентированного участка Р-4-4 выделяются участки С-1 – С-24, в которых допускается использование земельных участков с установленными ограничениями (п.56-59.3 Требований) и гражданский оборот таких земель допускается.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п.п. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно положений ч.ч. 1, 3, 4 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Таким образом, истец вправе обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования и обратиться к ответчику с заявлением для предоставления государственной услуги.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом №210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Частью 1 статьи 12 Закона №210-ФЗ предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Распоряжением Департамента №223-РДЗ от 19.01.2018 года внесены изменения в распоряжение Департамента №549-РДЗ от 19.01.2017 года «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» (далее Регламент №549-РДЗ), в соответствии с пунктом 2.3 которого результатом предоставления государственной услуги является распоряжение Департамента о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности (в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, - распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории); письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.

Согласно п. 2.5 Регламента №549-РДЗ правовыми основаниями предоставления государственной услуги являются: Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445); Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (далее - ГК РФ, ч. 1) (Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301); Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147); Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) (Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4148); Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4017); Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179); приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36258) (далее - Приказ N 1); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"; Устав города Севастополя; Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя"; постановление Правительства Севастополя от 24.06.2014 N 90 "О Порядке разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Севастополя административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций)"; постановление Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя"; Устав ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь".

Пунктом 2.10 Регламента №549-РДЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Также пунктом 2.10 установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя №9052-РДЗ от 27.06.2017 года утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее Регламент №9052-РДЗ).

Пунктом 2.3 названного Регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является распоряжение Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории (далее - Распоряжение) либо письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.

Пунктом 2.5 Регламента №9052-РДЗ указано, что, что правовыми основаниями предоставления государственной услуги являются: Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; Земельный кодекс Российской Федерации; Федеральные законы от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4017); от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов»; от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг»; приказ Минэкономразвития России от 14.01.2015 №7 «Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также требований к их формату»; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»; Устав города Севастополя от 14.04.2014 №1-ЗС; Закон города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (с изменениями и дополнениями); постановления Правительства Севастополя от 24.06.2014 №90 «О Порядке разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Севастополя административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций)»; от 22.09.2016 №883-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя»; Устав ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь».

Пунктом 2.9 Регламента №9052-РДЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Вышеназванные требования Регламентов ответчиком не выполнены.

Так, ответчиком заявление истца по предоставлению испрашиваемой государственной услуги на соответствие основаниям, указанным в пунктах 2.5 Регламентов не проверялось. В оспариваемом отказе не указано на наличие предусмотренных пунктами 2.9, 2.10 Административных регламентов оснований для отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка, на несоответствие предоставленной схемы расположения земельного участка иной градостроительной документации, утвержденной до 18.03.2014 года, оспариваемое решение не содержит выводы административного органа о несоответствии предоставленной на согласование схемы положениям части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

При этом ссылки административного ответчика в оспариваемом решении на п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», нельзя признать состоятельными.

Так, согласно указанной норме Закона города Севастополя, наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18.03.2014, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Как следует из представленных в материалы дела Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, и именно с такой целью он и испрашивался истцом, в связи с чем не усматривается оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой услуги по изложенному в решении основанию.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, несоответствие положениям градостроительной документации, с учетом Приказа №1864 от 12.08.2016 года, судебная коллегия не усматривает в силу следующего.

Из анализа положений действующего законодательства РФ следует, что градостроительная документация представляет собой документацию о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке, предусмотренную в статьях Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Она определяет градостроительное развитие территории, регламенты градостроительной деятельности, социально-экономические и градостроительное обоснование размещения объектов, их основные технико-экономические показатели и функциональное назначение (генплан города, градостроительный план развития административного округа и района, схема размещения отраслевого строительства, проект планировки территории, градостроительное обоснование размещения объекта).

Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления (ст. 32 ГрК РФ), за исключением случаев, предусмотренных ст. 63 данного Кодекса. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент установлен нормами ГрК РФ.

Как указано в пункте 6 названной статьи виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Согласно статье 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 36 ГрК).

В силу части 3 статьи 56.4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места учитываются в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки муниципальных образований.

Таким образом, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места подлежат установлению в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, что в рассматриваемом случае и будет являться градостроительной документацией.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1864 от 12.08.2016 года утверждены общие требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе (приложение № 1).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, что не предполагает дачу разрешения на осуществление какого-либо вида деятельности на территории испрашиваемого земельного участка, а лишь подразумевает под собой проверку наличия оснований для предоставления земельного участка и изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.

Содержащиеся в Приказе №1864 от 12.08.2016 года ограничения по использованию (осуществлению деятельности) земельных участков в границах конкретных регламентных участков, расположенных в границах территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь), являются лишь общими сведениями, подлежащими включению в документы территориального планирования, градостроительные регламенты, устанавливаемые правилами землепользования и застройки, такие ограничения установлены Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия, земельного законодательства Российской Федерации, а не на основании градостроительного законодательства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку установленные в Приказе №1864 от 12.08.2016 года особые режимы использования земель, ограничивающие хозяйственную деятельность и запрещающие строительство, устанавливаемые в охранной зоне объекта культурного наследия, не включены в документы территориального планирования, градостроительные регламенты, то указанный выше приказ не может являться самостоятельным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой услуги по п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Кроме того, применительно к испрашиваемому участку вышеназванный Приказ запретов к его предоставлению не содержит.

Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что испрашиваемый Петрухиной Н.И. земельный участок расположен в охранной зоне КЛС Минобороны России, что препятствует его предоставлению, поскольку допустимых доказательств нахождения его в такой зоне не представлено, ссылок на нормы законодательства, запрещающие предоставление таких участков в оспариваемом решении не приведено.

Таким образом, судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы несостоятельными и оснований для отмены законного решения не усматривает.

С учетом изложенного судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями действующего законодательства, учитывая приведенные выше обстоятельства, приходит к выводу о законности оспариваемого решения суда и отсутствию оснований для его отмены. Способ защиты прав истца избран верно и с учетом установленных судом конкретных обстоятельств данного дела и исключительных полномочий ответчика является достаточным.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 12 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

судьи