Судья: Лазарев Р.Н. адм. дело 33а-7292/2022 (2а-826/2022) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 30 июня 2022 г. г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сивохина Д.А. судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н. при секретаре Олейник Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Буяновой Любови Николаевне на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 марта 2022 года по административному делу № 2а-826/2022 по иску Буяновой Любови Николаевне к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании незаконного бездействия, заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Буянова Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании незаконного бездействия. В обосновании заявленных требований указала, что в связи с наличием у Буяновой Л.Н. у земельного участка с кадастровым номером № пятой поворотной точки на границе со смежным земельным участком с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., а также в связи с пересечением границ земельного участка Буяновой Л.Н. (№ границами земельных участков № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец просил суд признать незаконным бездействие филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управления Россреестра по Самарской области, выражающееся в неисполнении решения Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. и решения Волжского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены руководитель Управления Росреестра по Самарской области Маликов В.В., государственный регистратор Управления Росреестра по Самарской области Кожевникова Н.А., Пушкина О.Р., Панкратов В.В., Сяськин С.В., Администрация муниципального района Волжский Самарской области. Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 09 августа 2021 года производство по делу прекращено (т.1 л.д. 149). Апелляционным определением Самарского областного суда от 16.11.2021 г. определение Октябрьского районного суда г. Самары от 09 августа 2021 года отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу (т. 1 л.д. 190-194). Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 28 марта 2022 года административное исковое заявление Буяновой Л.Н. оставлено без удовлетворения (т.3 л.д. 175-181). В апелляционной жалобе Буянова Л.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение о признании незаконными бездействия ФГБУ «ФКП Росреестра»» по Самарской области, управления Росреестра по Самарской области (т.3 л.д. 183-184). В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Буяновой Л.Н. по доверенности Буянов П.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение Октябрьского районного суда от 28 марта 2022 года отменить, удовлетворить ее административные исковое требования, предоставил письменные пояснения. Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по доверенности Ряхова Л.В. в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ). Обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, оспариваемым решением, действий (бездействием) возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 9, 11 статьи 226 КАС РФ). Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Буянова Л.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: . Дата государственной регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ г. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (далее по тексту – ГКУ) на основании заявления, границы земельного участка установлены на основании межевого дела, выполненного ОАО ПИ» Самараагропромпроект», согласованы со смежными землепользователями (т.1 л.д.205-208). Актом по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ г. установлены факты наличия ошибок в определении местоположения границ и координат поворотных точек земельного участка, расположенного по адресу: с кадастровым номером № и ул. с кадастровым номером № в связи с чем сведения об ошибочном местоположении границ и координат поворотных точек земельных участков подлежали исправлению в Едином государственном реестре земель и на Дежурной кадастровой карте (т.1 л.д. 210-211). ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ подписанного заместителем начальника Территориального отдела №5 Управления Роснедвижимости по Самарской области ФИО18 в сведения кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № внесены изменения в части указания местоположения границ. В указанном акте по контролю содержится новый каталог поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером 63:17:0206026:4 (общее число характерных точек - 5), подлежавших отражению в государственном земельном кадастре (вместо прежних). Решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., по делу № № акт по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ г., подписанный заместителем начальника Территориального отдела № 5 Управления Роснедвижимости по Самарской области Н.В. Зябловой признан незаконным в части, касающейся земельного участка, расположенного по адресу: кадастровым номером № (т.1 л.д. 223-230). Определением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., по делу № № заявление ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о разъяснении Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. удовлетворено. Разъяснено, что решение Самарского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об измененном местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, осуществленного на основании Акта по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ. не является (т.1 л.д. 231-232). Решением Волжского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., исковое заявление Буяновой Л.Н. к ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об измененном местоположении границ земельного участка удовлетворено. Из государственного кадастра недвижимости постановлено исключить сведения об измененном местоположении границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Буяновой Л.Н., расположенного по адресу: с кадастровым номером № внесенные на основании акта по контролю за проведением землеустройства заместителем начальника Территориального отдела №5 Управления Роснедвижимости по Самарской области ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что решение суда является основанием для ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (т.2 л.д. 2-3). Ответом «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № на обращение Буяновой Л.Н. заявителю сообщено, что во исполнение решения Волжского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. аннулированы сведения об уточненном местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 70,71). Согласно ответу «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № на обращение Буяновой Л.Н. сведения о земельном участке с кадастровым номером № в части указания уточненной площади кв.м. и координатах узловых и поворотных точек границ земельного участка нормализованы (т.1 л.д. 79-80) Как следует из материалов административного дела, Буянова Л.Н. обращалась в «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с требованием устранить нарушения восстановив прежние сведения в государственном кадастре недвижимости (т.1 л.д.81). Ответом «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. №№ на обращение Буяновой Л.Н. дан ответ, согласно которому в государственном кадастре недвижимости восстановлены границы указанного земельного участка, установленные в ДД.ММ.ГГГГ., существовавшие до внесения в ГКН изменений на основании Акта по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ г. (т.1 л.д.82-84). Административный истец обращалась с заявлениями в Управление Росреестра ДД.ММ.ГГГГ г. с требованиями исполнить решение Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., решение Волжского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., указаниями на пересечение земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами № (т.1 л.д. 24, 33-34) Ответами от ДД.ММ.ГГГГ г. № №ДД.ММ.ГГГГ г. № № Управления Росреестра по Самарской области сообщено, что восстановлены прежние сведения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № при этом в результате восстановления прежних сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № границы данного участка стали пересекать границы земельных участков с кадастровыми номерами №№ (т.1 л.д. 25-26, 38-39). Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение № № о необходимости устранения реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отправлении координат характерных точек, наличие которых является причиной пересечения земельного участка с кадастровым номером № и границами земельных участков с кадастровыми номерами № в результате восстановления сведений о координатах характерных точек земельного участка с кадастровым номером № (т.1 л.д. 47-48). Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № № административному истцу сообщено, что установлено наличие реестровой ошибки, выразившейся в пересечении границ земельного участка с кадастровым номером № с границами земельных участков с кадастровыми номерами №, в связи с чем административному истцу направлено решение о необходимости устранения реестровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ г. Аналогичные сопроводительные письма направлены Управлением Росреестра по Самарской области собственникам земельных участков с кадастровыми номерами № (т.1 л.д.46,51,52,53). № г. Управлением Росреестра по Самарской области вынесено решение о необходимости устранения реестровой ошибки № № (т.2 л.д. 57-58). Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № № Управлением Росреестра по Самарской области в адрес административного истца направлено уведомление об исправлении реестровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ г. (т.1 л.д. 134 -145). Оставляя заявленные административные исковые требования Буяновой Л.Н. без удовлетворения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не установлено незаконных действия (бездействий) административных ответчиков, нарушения прав административного истца. Управлением Россреестра по Самарской области внесены соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № в результате чего ранее имевшееся наложение (пересечение) границ было устранено. Площадь земельного участка с кадастровым номером № осталась неизменной – кв.м. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на исследованных судом доказательствах. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы административного истца по следующим основаниям. Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами земельных отношений. В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) установлено, что сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений, является Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений частей 2 и 7 статьи 1, части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ). В силу статьи 7 Закона N 218-ФЗ реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости). В соответствии с частью 2, пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых отнесено описание местоположения объекта недвижимости, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ). Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 16 АПК РФ, ст. 16 КАС РФ). Решением Волжского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., удовлетворено исковое заявление Буяновой Л.Н. к ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об измененном местоположении границ земельного участка. Из государственного кадастра недвижимости постановлено исключить сведения об измененном местоположении границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Буяновой Л.Н., расположенного по адресу: , с кадастровым номером № внесенные на основании акта по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что решение суда является основанием для ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости (т.2 л.д. 2-3). В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N 93/П "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" органом, уполномоченным осуществлять государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение государственного кадастра недвижимости до 01.01.2017 г. являлось федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" С 01.01.2017 г. и по настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 3 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение государственного кадастрового учета федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457. Как следует из материалов административного дела, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, осуществляющая на момент принятия решения государственный кадастровый учет (до ДД.ММ.ГГГГ обязанности возложенные на нее решением Волжского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. исполнила, что подтверждается ответом ФФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № №ДД.ММ.ГГГГ г. № №ДД.ММ.ГГГГ. №№ (т.1 л.д. 76,79, 82-83), кадастровыми выписками по земельному участку от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 84-85, 90-91,92-95). Как следует из выписок из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ соответствующие сведения о границах земельного участка, установленные на основании межевого дела, выполненного в соответствии земельный участок был поставлен на кадастровый учет, содержались в ЕГРН и при осуществлении государственного кадастрового учета Управлением Росреестра (т.1 л.д. 97-103, 104-110). Таким образом, возложенная судебным решением на ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведения об измененном местоположении границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Буяновой Л.Н., расположенного по адресу: с кадастровым номером № внесенных на основании акта по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ. органами государственного кадастрового учета исполнена. Иной обязанности на данные органы не возложено. В связи с исключением из ЕГРН сведений о координатах характерных точек, содержащихся в акте по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ г., границы земельного участка с кадастровым номером № стали пересекать границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенного по адресу: , и № расположенного по адресу: (т.2 л.д. 38). Данное обстоятельство рассматривается административным истцом как неисполнение указанных выше решений судов, с чем не может согласиться судебная коллегия. Как следует из приведенных выше документов судебные акты исполнены, координаты характерных точек земельного участка с кадастровым номером №, указанные в акте по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ г., исключены из ЕГРН. Восстановление земельного участка в прежних границах не означает отсутствия пересечения координат данного земельного участка в ЕГРН с земельными участками, поскольку земельные участки поставлены на кадастровый учет с указанием границ земельных участков: -земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: поставлен на кадастровый учет №, сведения о площади и местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка согласованы со смежным землепользователем, в том числе владельцем земельного участка № (т. 1 л.д. 21-31, т.2 л.д. 23-25). - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: поставлен на кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ г. (т.2 л.д. 18-19). В рамках рассмотрения гражданских дел №№ № требования о внесении соответствующих изменений в сведения кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № не заявлялись, судом в рамках названных дел сведения о координатах характерных точек данных земельных участков не вносились. Как следует из материалов административного дела, административный истец ДД.ММ.ГГГГ г. обращалась с заявлениями в Управление Росреестра, указывая на пересечение границ земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами № по данным публичной кадастровой карты. В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) реестровая ошибка - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ. Основания, порядок и условия устранения реестровых ошибок в сведениях ЕГРН предусмотрены положениями частей 3, 6, 7.1. статьи 61 Закона N 218-ФЗ и Порядком изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, действующим в спорный период. Согласно ч. 6 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является, в том числе, причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. В соответствии с ч. 7.1 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка - исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных ч.7, 7.1. ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение осуществляет определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств (ч.7.3. ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п.п. 2.2.16 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области). Письмом Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Буяновой Л.Н. было сообщено об установлении реестровой ошибки в определении координат характерных точек границ, наличие которой является причиной пересечения границ принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером № и земельных участков с кадастровыми номерами № (т. 1 л.д. 125-128). В соответствии с п. 6 Порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки (далее - Порядок), утвержденного Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (ред. от 03.12.2019) "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41548) Управлением Росреестра по Самарской области было направлено в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области письмо–поручение об определении местоположения границ земельных участков в целях исправления соответствующей реестровой ошибки. ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области в соответствии с п. 9 Порядка был направлен в адрес Управления Росреестра по Самарской области отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков (т.2 л.д.39-42). На основании поступившего отчета Управлением Росреестра по Самарской области был подготовлен протокол выявления кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №, вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № № о необходимости устранения реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости (т.2 л.д. 46-47, 48-49). В соответствии с п. 13 Порядка 10.07.2020 указанное выше решение было направлено Управлением Росреестра по Самарской области правообладателям земельных участков, в том числе Буяновой Л.Н., которое получено Буяновой Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 52,53,54). Поскольку в течение трех месяцев со дня направления решения о необходимости устранения выявленной органом регистрации прав реестровой ошибки, указанной в части 6 статьи 61 Закона, документов от правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами № Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктами 14, 15 Порядка внесены в ЕГРН сведения об изменении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 63:17:0206026:4, в результате чего ранее имевшееся пересечение границ земельных участков было устранено. При этом площадь земельного участка с кадастровым номером № не изменилась (500 кв.м.). Уведомление об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч. 8 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" было направлено в адрес Буяновой Л.Н. сопроводительным письмом № №, полученным Буяновой Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ г. (т.1. л.д. 136). В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе, поскольку именно административный истец наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда. Административным истцом заявлено требование о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в связи с пересечением земельного участка с кадастровым номером № с земельными участками с кадастровыми номерами № по данным публичной кадастровой карты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Как установлено выше данное пересечение возникло в связи с исключением из ЕГРН сведений о координатах характерных точек земельного участка с кадастровым номером № содержащихся в акте по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ исполнением решения Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г., что не может быть признано бездействием, нарушением прав административного истца. Также административным истцом заявлено требование о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в связи с неисполнением решения Самарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с наличием у земельного участка с кадастровым номером № пятой поворотной точки на границе со смежным земельным участком с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом как в исковом заявлении, так и апелляционной жалобе на решение Октябрьского районного суда г. Самары, письменных пояснениях административный истец указывает на преюдиционный характер решений Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Решением Самарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ акт по контролю за проведением землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ г., признан незаконным в части, касающейся земельного участка, расположенного по адресу: , с кадастровым номером № (т.1 л.д. 223-230). Как следует из решения, основанием для признания данного документа незаконным явилось установление судом процедурных нарушений при принятии акта: - отсутствие в нарушении ст. 7 Закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" необходимых сведений о наличии каких-либо признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства в заявлении собственника земельного участка с кадастровым номером №, в отношении объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами № - принятие решения об исправлении сведений о местоположении границ координат поворотных точек в отношении земельных участков, расположенных по адресу: г, принадлежащего Буяновой Л.Н. и ул. принадлежащего Сергеевой И.Д. с кадастровыми номерами № не являющимися смежными с земельным участком Панкратова В.В. при принятии акт по контролю за проведением землеустройства при проведения контроля за земельным участком, расположенным по адресу: ; - не привлечение собственника земельного участка Буяновой Л.Н. при проведении проверки в рамках контроля за землеустройством в отношении земельного участка Буяновой Л.Н., в результате которого были изменены его характеристики; - не указание в акте в чем конкретно заключался контроль, какие конкретно действия по контролю были выполнены. Из акта не следует, что проводилась проверка или обследование и чем они заключались, а также не указано, какая контрено ошибка была выявлена. При принятии указанного решение судом сведения о координатах характерных точек земельного участка, принадлежащего Буяновой Л.Н., не вносились, правильность каталога координат земельного участка, принадлежащего Буяновой Л.Н., не проверялась. Решение вынесено в порядке главы 25 ГПК РФ, регулирующей оспаривание решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вытекающих из публичных правоотношений. Не согласие с установленными границами земельного участка (установление пятой поворотной точки) является по существу межевым спором, подлежало и подлежит рассмотрению в порядке иной главы ГПК РФ и не может рассматриваться в данной части как преюдиционное. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии бездействия административных ответчиков, отсутствия нарушения прав административного истца. При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. Доводы апелляционной жалобы, в том числе об отсутствии оценки решений судов, преюдиционного характера решений, наличия пересечений границ земельных участков и т.д. не являются безусловным основаниям для отмены решения, поскольку решение по существу верное, вынесено на основании исследования фактических обстоятельств дела и документов, имеющихся в материалах дела, которым дана оценка судом апелляционной инстанции. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца по данному вопросу, изложенную в административном исковом заявлении, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, - несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца в рассматриваемом случае не установлено, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Октябрьского районного суда г. Самары от 28 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Буянова Л.Н. – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу. Председательствующий: Судьи: |