ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-827/2021 от 30.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Ильичева Н.П. Дело №33а-2600/2022

дело 1 инстанции: №2а-827/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., Павловского Е.Г.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Глушкова Михаила Сергеевича, Бекниязова Назара Батыровича, Красюк (Шершнёвой) Виктории Сергеевны к Администрации Черноморского района Республики Крым, Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, Черноморскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым, Южное региональное управление Россельхознадзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о признании отказа незаконным, о возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Глушкова Михаила Сергеевича, Бекниязова Назара Батыровича, Красюк (Шершнёвой) Виктории Сергеевны на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административных истцов - Лыдзарь Д.А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Глушков М.С., Бекниязов Н.Б., Красюк (Шершнёва) В.С. обратились в Черноморский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации Черноморского района Республики Крым, Администрации Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, в котором просили: признать незаконным отказ Администрации Черноморского района Республики Крым в создании и утверждении порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения и утверждении порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения на территории Черноморского района от 30 июля 2021 года; возложить на Администрацию Черноморского района Республики Крым обязанность создать и утвердить порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения и утвердить порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения на территории Черноморского района.

Исковые требования мотивированы тем, что Глушкову М.С. принадлежат на праве собственности земельные участки для сельскохозяйственного использования: в целом с кадастровыми и по 4/5 доли с кадастровым . Бекниязову Н.Б. принадлежат на праве собственности земельные участки для сельскохозяйственного использования: в целом с кадастровым и по 1/5 доли с кадастровыми . Шершнёвой В.С. принадлежит на праве собственности земельный участок для сельскохозяйственного использования с кадастровым . Административные истцы полагают, что земельные участки с кадастровыми невозможно использовать в сельскохозяйственных целях в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования утверждённых 10.11.2020 №П/0412. Так, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не может изменить вид разрешенного использования по всем испрашиваемым земельным участкам на «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках», в связи с присвоенной испрашиваемым земельным участкам зоной, отличающейся от сельскохозяйственной градостроительной зоны, а именно: зона рекреации, зона отдыха и туризма Р4. Полагают, что вышеуказанным земельным участкам необходимо изменить категорию: с «сельскохозяйственного назначения» на категорию, при которой допустима рекреационная деятельность. В действующем российском законодательстве существуют лишь две категории, при которых допустима рекреационная деятельность, а именно: «земли населенных пунктов»; «земли особо охраняемых территорий и объектов». Решением Черноморского районного совета Республики Крым от 05.10.2018 №1059 утверждён Генеральный план муниципального образования Межводненского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, на котором данные земельные участки вошли в функциональную зону рекреации зону отдыха и туризма. Решением Черноморского районного совета Республики Крым от 29.08.2019 №1373 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, по которым указанные земельные участки вошли в зону Р4 - Зона объектов отдыха и туризма, один из основных видов разрешенного использования которой, согласно установленных градостроительных регламентов зоны (Р4), является «Гостиничное обслуживание - размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды». Согласно статье 23 п.8, п.1, п.3, п.4 пп. 1, п. 7 пп. 1, пп. 2, пп. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в Генеральном плане (материалах по обоснованию Генерального плана, а также Положению о территориальном планировании) содержится информация, которая отображает принадлежность к зонам земельных участков, к размещению на территории Межводненского сельского поселения Схемой территориального планирования Черноморского муниципального района предложены инвестиционные площадки в сфере развития туристско-рекреационной сферы: в с. Межводное (3 объекта), в с. Водопойное (1 объект), в с. Новоульяновка (1 объект). Общая площадь границы рекреационной зоны Межводненского сельского поселения составляет 420,4 га. В Генеральном плане муниципального образования Межводненского сельского поселения отображена информация, что земельные участки с кадастровыми включены в зону рекреации - подраздел земли отдыха и туризма с чёткими границами и общей площадью зоны Рекреации отдыха и туризма - 420,4 га. В связи, с чем административные истцы приняли совместное решение по установлению (изменению) категории земель: «из земель сельскохозяйственного назначения», на «земли населенных пунктов». На территории Межводненского сельского поселения не создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Административные истцы полагают, что только Администрация Черноморского района Республики Крым имеет полномочия на создание Порядка отнесения земель муниципального образования Межводненское сельское поселение к землям особо охраняемых территорий местного значения. Однако, Администрация Черноморского района Республики Крым отказала административным истцам в создании Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий и объектов рекреационного назначения местного значения. Административные истцы полагают, что отказ Администрации Черноморского района Республики Крым в создании и утверждении Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения и утверждении Порядка использования и охраны земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения местного значения на территории Черноморского района нарушает их права.

Определением Черноморского районного суда Республики Крым от 15 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён Черноморский районный совет Республики Крым.

Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска Глушкова М.С., Бекниязова Н.Б., Красюк (Шершнёвой) В.С. отказано.

Не согласившись с постановленным решением, административными истцами подана апелляционная жалоба, в которой просят отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку имеет место: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норма материального или норм процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы приводят доводы, аналогичные доводам административного иска.

На апелляционную жалобу из Администрации Черноморского района Республики Крым поступили письменные возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и о законности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов по доверенности - Лыдзарь Д.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанным положением статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение представителя апеллянтов, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Глушкову М.С. принадлежат на праве собственности земельные участки: в целом с кадастровым , категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <адрес>; в целом с кадастровым , категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <адрес>; 4/5 доли с кадастровым , категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <адрес>; 4/5 доли с кадастровым , категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 113, 116-120; л.д. 97, 100-104; л.д. 107-110, 143-145; л.д. 94, 148-151).

Бекниязову Н.Б. принадлежат на праве собственности земельные участки: в целом с кадастровым , категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <адрес>; 1/5 доли с кадастровым , категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <адрес>; 1/5 доли с кадастровым , категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 133, 136-140; л.д.107-110, 143-145; л.д. 94, 148-151).

Шершнёвой В.С. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым , категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: <адрес> (т.2 л.д. 123-124, 127-131).

29 июня 2021 года в Администрацию Черноморского района Республики Крым поступило заявление от Глушкова М.С., Бекниязова Н.Б., Шершнёвой В.С., в котором заявители со ссылкой на положения статей 94, 98 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 7, 10 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» просили: 1) отнести смежные земельные участки с кадастровыми с месторасположением: <адрес>, общей площадью 72 930 кв. м. к землям особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) местного значения Черноморского района, Республики Крым; 2) утвердить границы особо охраняемой территории (рекреационного назначения) местного значения муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморский район Республики Крым «Песчаное» для размещения гостиничного комплекса; 3) утвердить Положение об особо охраняемой территории (рекреационного назначения) местного значения муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморский район Республики Крым «Песчанное» для размещения гостиничного комплекса на территории Межводненского сельского поселения; 4) возложить обязанность по содержанию и контролю санитарного состояния рекреационной зоны, контролю над соблюдением особого режима на территории рекреационной зоны соответствующим контролирующим органам; 5) в случае отсутствия постановления об утверждении Порядка отнесения земель Черноморского района Республики Крым к землям особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) местного значения, создать Порядок отнесения земель Черноморского района Республики Крым к землям особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 94, 98 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с принятым судебным решением Верховного Суда Республики Крым по делу №33а-10287/2020 (т. 1 л.д. 204).

30 июля 2021 года за №02-14/9418/1 Администрацией Черноморского района Республики Крым в ответ на указанное заявление сообщено, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, форма собственности - частная. Указанные земельные участки расположены за границами населенных пунктов Межводненского сельского поселения. Разъяснены положения статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статьи 8, 94 Земельного кодекса Российской Федерации. Указано, что нормативный правовой акт, регулирующий порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий (рекреационного значения) на территории Черноморского района Республики Крым отсутствует. Кроме того, отсутствует Закон Республики Крым, регулирующий порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий, в связи с чем, отсутствует возможность разработать вышеуказанный порядок на уровне муниципального образования. В связи с тем, что испрашиваемые земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, не относятся к муниципальной собственности отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, учитывая отсутствие нормативных правовых актов регулирующих порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий на региональном уровне, рассмотреть вопрос отнесения указанных земель к землях рекреационного назначения не представляется возможным (т.1 л.д. 21).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из пунктов «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Как следует из материалов административного дела, административные истцы являют собственниками ряда земельных участков с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения, как указано в части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установленный земельным участкам административных истцов вид разрешенного использования – «сельскохозяйственное использование» включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20: Растениеводство, Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, Овощеводство, Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, Садоводство, Виноградарство, Выращивание льна и конопли, Животноводство, Скотоводство, Звероводство, Птицеводство, Свиноводство, Пчеловодство, Рыбоводство, Научное обеспечение сельского хозяйства, Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, Питомники, Обеспечение сельскохозяйственного производства, Сенокошение, Выпас сельскохозяйственных животных (Приказ Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»).

Как установлено, заявление административных истцов в орган местного самоуправления содержало требование об отнесении принадлежащих им земельных участков к землям особо охраняемых территорий (рекреационного назначения) со ссылкой на положения статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 94 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие и состав земель особо охраняемых территорий.

Так, в соответствии с пунктом 1 данной статьи, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

К землям рекреационного назначения, согласно пункту 1 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения, входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункт 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исходя из содержания поданного заявления, анализа положений статьей 7 и 94 Земельного кодекса Российской Федерации, административные истцы просили Администрацию района о переводе принадлежащих им земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию – «земли особо охраняемых территорий и объектов».

Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В пункте 2 указанной статьи установлено, что категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 данной статьи, нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон №172-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона №172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую определён в статье 2 Федерального закона №172-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона №172-ФЗ, в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона №172-ФЗ, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Статьёй 10 указанного Федерального закона установлены особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона №172-ФЗ, перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых территорий;

2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Согласно положениям части 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается Советом министров Республики Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 №378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков» также утверждено Положение об особенностях перевода земель или земельных участков из одной категории в другую (приложение 3).

Пунктом 1 указанного Положения об особенностях перевода земель или земельных участков из одной категории в другую установлено, что перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

В дополнение к случаям, установленным статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о переводе либо об отказе в переводе земель или земельных участков из состава земель особо охраняемых территорий и объектов, земель или земельных участков из состава земель водного фонда в земли иных категорий принимается Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, за исключением случаев включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов, и в отношении земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 2 данного Положения).

С целью перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее - ходатайство) с приложением всех необходимых документов, в следующие органы:

- в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым или органы местного самоуправления - в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения;

- в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения (пункт 3 вышеуказанного Положения).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 26.10.2016 №520 «Об уполномоченном органе», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым на:

- рассмотрение ходатайств о переводе земель из одной категории в другую или ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, земель или земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также земель или земельных участков из состава земель особо охраняемых территорий и объектов, земель или земельных участков из состава земель водного фонда, за исключением случаев включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов, и в отношении земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности);

- принятие решений о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую или об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую (в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, земель или земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также земель или земельных участков из состава земель особо охраняемых территорий и объектов, земель или земельных участков из состава земель водного фонда, за исключением случаев включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов, и в отношении земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности).

Как установлено, решением Черноморского районного совета Республики Крым от 05 октября 2018 года №1059 утверждён Генеральный план муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым (т. 1 л.д. 44-45).

Согласно выкопировке из Карты градостроительного зонирования Генерального плана муниципального образования Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, земельные участки административных истцов отнесены к Зоне рекреации - подзоне Р4 зоне объектов отдыха и туризма (т. 1 л.д. 75, т.3 л.д. 25-28).

При этом, согласно данному Генеральному плану земельные участки административных истцов расположены за границами населённого пункта (т.3 л.д. 24 об., 29), категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» не изменена.

Таким образом, исходя из установленных по административному делу обстоятельств и анализа вышеприведенных норм законодательства, вопрос перевода принадлежащих административным истцам земельных участков в другую категорию отнесён к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.

В связи с чем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемый ответ Администрации Черноморского района Республики Крым права административных истцов на разрешение вопроса о переводе земельных участков в другую категорию не нарушает.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной совокупности условий для признания оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении административного иска Глушкова М.С., Бекниязова Н.Б., Красюк (Шершнёвой) В.С. по причине отсутствия предусмотренных для этого законом оснований, что не лишает указанных лиц обратиться с соответствующим заявлением в надлежащий орган - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Доводы стороны административного истца о том, что их обращение в Министерство ранее имело место (т.1 л.д. 65-66) и им было отказано с указанием на необходимость обращения в орган местного самоуправления являются несостоятельными, учитывая, что в приведенном ответе Министерство ссылалось на отсутствие необходимой информации непосредственно в рассматриваемом заявлении (т.1 л.д. 66 абзац 3).

Исковое требование Глушкова М.С., Бекниязова Н.Б., Красюк (Шершнёвой) В.С. о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия также не подлежало удовлетворению как дополнительное к главному, в удовлетворении которого судом отказано.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного акта, а также данных, которые влияли бы на обоснованность и законность выводов суда первой инстанции.

Кроме того, суд приходит к выводу, что оспариваемым ответом административного ответчика права административных истцов не нарушены, поскольку не лишают собственников земельных участков использования их в соответствии с установленными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках в части установленных категории и вида разрешенного использования, а также оспаривания в судебном порядке Генерального плана и Правил землепользования и застройки поселения в случае несогласия с их положениями.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом апелляционой инстанции не установлено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Черноморского районного суда Республики Крым от 17 декабря 2021 года по административному делу №2а-827/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Глушкова Михаила Сергеевича, Бекниязова Назара Батыровича, Красюк (Шершнёвой) Виктории Сергеевны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: подпись И.В. Кагитина

подпись Е.Г. Павловский

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>