ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-829/20 от 03.12.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Малышева Л.Н. УИД 12RS0001-01-2020-000723-66

дело № 2а-829/2020

№ 33а-2026/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 3 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Халиулина А.Д.,

судей Салиховой Э.И. и Орловой С.Г.,

при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы городского округа «Город Волжск», председателя Собрания депутатов городского округа «Город Волжск»
ФИО1 на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 7 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления главы городского округа «Город Волжск», председателя Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» ФИО1 к администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконными действий.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

глава городского округа «Город Волжск», председатель Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Волжск» (далее – администрация), в котором с учетом уточнений просил признать незаконными действия администрации по принятию постановления от 15 января 2020 года № 9 «О проведении на территории городского округа «Город Волжск» публичных слушаний» и назначению данным постановлением публичных слушаний, ссылаясь на то, что действующим федеральным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования городского округа «Город Волжск» администрация не наделена правом назначать публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности. Оспариваемые действия администрации затрагивают права и законные интересы административного истца, поскольку назначение публичных слушаний в данном случае относится к компетенции последнего.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе глава городского округа «Город Волжск», председатель Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

В возражении на апелляционную жалобу администрация городского округа «Город Волжск» приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен, со стороны административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие указанного лица.

Заслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Волжск» ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для отмены решения суда.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Как следует из материалов административного дела, и.о. главы администрации городского округа «Город Волжск» ФИО3 принято постановление от 15 января 2020 года № 9 «О проведении на территории городского округа «Город Волжск» публичных слушаний», согласно которому на территории городского округа «Город Волжск» инициировано проведение публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Волжск», определено время и место их проведения. Данное постановление было опубликовано в газете «Волжская правда» от 22 января 2020 года № 4.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 131-ФЗ) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из положений части 5 статьи 17 Устава городского округа «Город Волжск», принятого решением Собрания муниципального образования городского округа «Город Волжск» от 30 июня 2005 года № 89, следует, что порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 6 июня 2018 года № 336 утверждено Положение об общественных обсуждениях, публичных слушаниях по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее – Положение).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения организатором и инициатором общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам является администрация городского округа «Город Волжск».

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку оспариваемые действия администрации по принятию постановления, которым инициированы публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки городского округа «Город Волжск», совершены в соответствии с предоставленными полномочиями, соответствуют федеральному законодательству, нормам муниципальных нормативных правовых актов и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и выводов суда не опровергают.

Кроме того, административным истцом не приведены доводы о нарушении каких-либо его прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд, и не представлены подтверждающие доказательства нарушенных прав. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца также является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления и в силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Таким образом, решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от
7 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы городского округа «Город Волжск», председателя Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий А.Д. Халиулин

Судьи Э.И. Салихова

С.Г. Орлова