ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-82/2021 от 22.07.2021 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Белова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2021 г. город Псков

Судебная коллегия по административным делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Панова И.М.,

судей: Зайцевой Е.К., Анашкиной М.М.,

при секретаре: Жуковой К.С.,

рассмотрела в открытом заседании административное дело по апелляционной жалобе Иванова Сергея Васильевича, Кучеренко Сергея Николаевича, Моргуновой Юлии Борисовны, Эйхман Светланы Федоровны на решение Опочецкого районного суда Псковской области от 22 апреля 2021 г. по административному делу по административному иску Моргуновой Юлии Борисовны, Эйхман Светланы Федоровны, Кучеренко Сергея Николаевича, Иванова Сергея Васильевича к Администрации Опочецкого района Псковской области о признании действий по проведению общественного обсуждения проекта капитального строительства площадки откорма свиней незаконными, признании общественных обсуждений не состоявшимися, заключения по результатам общественных обсуждений и протокола общественных обсуждений незаконными.

Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения Кучеренко С.Н., Моргуновой Ю.Б., Эйхман С.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административные истцы Моргунова Ю.Б., Эйхман С.Ф., Кучеренко С.Н., Иванов С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, уточнив его в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), к Администрации Опочецкого района Псковской области о признании незаконными действий Администрации Опочецкого района по проведению 22 сентября 2020 г. общественного обсуждения проекта капитального строительства площадки откорма свиней 17-97 на земельном участке с кадастровым номером 60:12:0160101:434, по адресу: Псковская область, Опочецкий район, СП «Варыгинская волость» вблизи д. Зуево, включая технического задания на проведение оценки воздействия хозяйственной деятельности объекта на окружающую среду; признании несостоявшимися общественные обсуждения от 22 сентября 2020 г.; признании незаконными заключения по результатам общественных обсуждений от 28 сентября 2020 г. и протокола общественных обсуждений № 1 от 25 сентября 2020 г.

В обоснование требований указано, что 22 сентября 2020 г. Администрацией Опочецкого района Псковской области были организованы и проведены общественные обсуждения проектной документации строительства ООО «ВСГЦ» площадки откорма свиней 17-97, в том числе технического задания на проведение оценки воздействия хозяйственной деятельности объекта на окружающую среду.

Истцы полагают, что нарушен порядок проведения общественных обсуждений, заключение, принятое по результатам их проведения, незаконно и подлежит отмене.

Указывают, что на официальном сайте Администрации Опочецкого района была размещена проектная документация указанного объекта, за исключением раздела 8 - «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», а также материалов технического задания по оценке воздействия на окружающую среду (далее ОВОС), которые являлись предметом общественного обсуждения, тем самым не обеспечена возможность участия общественности на предварительных этапах проведения ОВОС, на публичное обсуждение технического задания по ОВОС; нарушена процедура общественных обсуждений: определенное для ознакомления с проектной документацией время (с 09.00 час. до 16.00 час. в Администрации района в будние дни) оказалось неприемлемым; постановлением Администрации Опочецкого района от 27 июля 2020 г. № 283, на основании которого были назначены общественные обсуждения, установлен ограниченный срок - до 21 сентября 2020 г. приема письменных замечаний и предложений по проекту; протокол общественного обсуждения № 1 от 25 сентября 2020 г. не содержит данных об участниках обсуждения и их количестве, подписей представителей граждан и заказчика; протокол датирован 25 сентября 2020 г., тогда как обсуждения проводились фактически 22 сентября 2020 г.

В судебном заседании административные истцы поддержали административные исковые требования, дополнительно указали, что при проведении общественных обсуждений не соблюдены требования Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 (далее Положение об ОВОС), в части того, что на общественных обсуждениях были одновременно рассмотрены два этапа ОВОС - документация проекта и техническое задание; в протоколе общественных обсуждений отсутствует предмет разногласий между общественностью и заказчиком, сведения об участниках общественных обсуждений, не отражены все вопросы и предложения; в представленной документации по проекту неверно указан кадастровый номер земельного участка, на котором планируется строительство; отсутствуют данные о наличии мелиоративных систем на земельном участке; не доведены до заказчика сведения о нахождении на территории Опочецкого района опасных производственных объектов; отсутствовала и не была доведена до общественности информация об экспозиции по проекту; общественные обсуждения в соответствии с письмом Минприроды от 11 сентября 2020 г. подлежали проведению дистанционно; от участников общественных обсуждений были истребованы избыточные сведения, а именно номера телефонов; в начале общественных обсуждений не были оглашены уже поступившие замечания и предложения граждан, а по окончании обсуждений не была оглашена информация о количестве поступивших предложений и замечаний.

Допущенные нарушения процедуры организации и проведения публичных слушаний, информирования общественности привели к нарушению прав истцов и жителей района.

Представитель Администрации Опочецкого района, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения иска, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях на иск с требованиями не согласился, указал, что общественные обсуждения проводились в соответствии с Положением об общественных обсуждениях на территории муниципального образования «Опочецкий район» (далее Положение об общественных обсуждениях), утвержденным Решением собрания депутатов Опочецкого района шестого созыва от 26 декабря 2019 г. № 131, и Положением об ОВОС. Информация о проведении общественных обсуждений была опубликована на официальном
сайте Администрации Опочецкого района. Раздел 8
проектной документации, касающийся ОВОС, не был размещен изначально на сайте по причине технического сбоя, до окончания проведения общественных обсуждений раздел 8 был опубликован на сайте. Процедура проведения публичных обсуждений не нарушена. Административные истцы принимали непосредственное участие в общественных обсуждениях, тем самым реализовали свое право на участие в обсуждении проектной документации строительства площадки откорма и материалов по ОВОС.

Представитель заинтересованного лица ООО «ВСГЦ» Воробьева Н.Н.
в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснила,
что доводы административных истцов, по сути, сводятся к их несогласию с намечаемой хозяйственной деятельностью и не означают, что проведенные общественные обсуждения могут быть признаны несостоявшимися. Административные истцы принимали участие в общественных обсуждениях, после их проведения направляли письменные требования и замечания по намечаемой хозяйственной деятельности, то есть воспользовались своими правами в полном объеме. Общественные обсуждения проводятся с целью
информирования жителей и выяснения их мнения относительно
планируемой хозяйственной деятельности. Протокол и заключение по
результатам общественных обсуждений носят рекомендательный характер и
не порождают правовых последствий, учитываются компетентным органом,
но не являются определяющим при принятии им решений.

Решением Опочецкого районного суда Псковской области от 22 апреля 2021 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Административными истцами подана апелляционная жалоба и дополнение к ней, считают указанное судебное решение незаконным и необоснованным, просят его отменить.

Выражают несогласие с выводами суда о том, что на орган местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных обсуждений; на сайте Администрации района был размещен полный комплект проектной документации; в отделе по ЖКХ, строительству и дорожному хозяйству Администрации района была размещена экспозиция; отсутствует противоречие требованиям Положения об ОВОС в связи с рассмотрением в рамках одного общественного обсуждения проекта технического задания и материалов проектной документации по объекту; отсутствуют основания для признания протокола сфальсифицированным; об отсутствии нарушений прав истцов на ознакомление с проектной документацией.

Указывают, что суд не принял во внимание доводы истцов о неполноте материалов по ОВОС, не дал оценку всем допущенным нарушениям при проведении общественных обсуждений, в т.ч. ограниченному постановлением Администрации района от 27 июля 2020 г. № 283 сроку подачи предложений и замечаний на проект (21 сентября 2020 г.).

Считают, что допущенные нарушения Положения об общественных обсуждениях и Положения об ОВОС, являются основанием для признания общественных обсуждений несостоявшимися.

Выражают несогласие с выводом суда в части того, что принятое по результатам общественного обсуждения заключение не имеет властно-обязывающего характера и не порождает непосредственно правовых последствий.

Администрацией Опочецкого района поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

В судебное заседание не явились административный истец Иванов С.В. и административный ответчик Администрация Опочецкого района, которые в письменных заявлениях просят рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, также не явился в судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «ВСГЦ».

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Исходя из данных правовых норм, исковые требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными подлежат удовлетворению в случае, если они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов.

Как следует из материалов дела, в целях обеспечения прав и законных физических и юридических лиц на благоприятную окружающую среду, предупреждения негативных воздействий и иной деятельности на окружающую среду постановлением Администрации Опочецкого района от 27 июля 2020 г. № 283 назначены общественные обсуждения проекта документации строительства объекта капитального строительства площадки откорма 17-97 на земельном участке с кадастровым номером 60:12:0160101:434, по адресу: Псковская область, Опочецкий район, СП «Варыгинская волость» вблизи д. Зуево.

В составе проектной документации помимо иных разделов значатся раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и Том «Оценка воздействия на окружающую среду».

Постановлением Администрации Опочецкого района от 27 июля 2020 г. № 283 определены организационный комитет; проведение общественных обсуждений в форме собрания участников общественных обсуждений для обсуждения проекта; дата общественных слушаний – 22 сентября 2020 г., время – 17 час., место, срок проведения общественных обсуждений – не менее 30 дней со дня опубликования оповещения; участникам общественных обсуждений предложено ознакомиться с проектом в отделе по ЖКХ, строительству и дорожному хозяйству Администрации Опочецкого района в рабочие дни с 9 до 16 час. с 28 июля по 21 сентября 2020 г.; в данный период времени предложено подавать письменные предложения и замечания; ООО «ВСГЦ» поручено опубликовать оповещение в районной газете «Красный маяк».

Данное постановление Администрации Опочецкого района и проектная документация строительства указанного объекта были размещены 29 июля 2020 г. на официальном сайте Администрации района в сети Интернет.

Кроме того, информационные сообщения о проведении общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы «Проектная документация строительной площадки откорма 17-97, включая техническое задание на проведение ОВОС проектной документации данного объекта, были размещены ООО «ВСГЦ» в средствах массовой информации: газете «Псковская правда» № 29 (26942) от 31 июля 2020 г., № 31 (26944) от 14 августа 2020 г., Опочецкой районной газете «Красный маяк» № 54 (13191) от 01 августа 2020 г, № 58 (13195) от 15 августа 2020 г.

В сообщениях указаны сведения о месте и времени проведения общественных обсуждений проектной документации, включая техническое задание на проведение ОВОС; возможности ознакомления с материалами по объекту в сети Интернет, в офисе ООО «ВСГЦ» и в здании Администрации Опочецкого района.

Согласно листу регистрации от 22 сентября 2020 г. в качестве участников общественных обсуждений присутствовало 29 человек, в т.ч. административные истцы.

Исходя из записей Журнала учета поступивших замечаний и предложений по обсуждению проектной документации в адрес ООО «ВСГЦ» поступило 26 письменных замечаний и предложений от граждан.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконными действий Администрации Опочецкого района по проведению 22 сентября 2020 г. общественный обсуждений, общественных обсуждений несостоявшимися; признании незаконными заключения по результатам общественных обсуждений от 28 сентября 2020 г. и протокола общественных обсуждений № 1 от 25 сентября 2020 г., суд первой инстанции исходил из того, что общественные обсуждения проведены в установленном порядке, информация о времени и месте проведения общественных обсуждений, а также проектная документация были заблаговременно доведены до общественности, истцы приняли участие в проводимом мероприятии, воспользовались правом на подачу предложений и замечаний, по результатам общественных обсуждений составлены протокол и заключение, которые соответствуют требованиям законодательства, в связи с этим права административных истцов проведенными общественными обсуждениями не нарушены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам объекта капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.

Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (часть 5 статьи 5.1 ГРК РФ).

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (часть 8 статьи 5.1 ГрК РФ).

В период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта; предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений (часть 10, 11 статьи 5.1 ГРК РФ).

Организатор общественных обсуждений подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений, в котором указываются: 1) дата оформления; 2) информация об организаторе общественных обсуждений; 3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений, дата и источник его опубликования; 4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения; 5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений (часть 18 статьи 5.1 ГрК РФ).

К протоколу общественных обсуждений прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений (часть 19 статьи 5.1 ГрК РФ).

На основании протокола общественных обсуждений организатор осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений (части 20, 21 статьи 5.1 ГрК РФ).

Часть 24 статьи 5.1 ГрК РФ предусматривает, что уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: 1) порядок организации и проведения общественных обсуждений по проектам; 2) организатор общественных обсуждений; 3) срок проведения общественных обсуждений; 4) официальный сайт и (или) информационные системы; 5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений; 6) форма оповещения о начале общественных обсуждений, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений; 7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.

Во исполнение данных требований закона Решением Собрания депутатов Опочецкого района от 26 декабря 2019 г. № 131 утверждены Положения об общественных обсуждениях на территории муниципального образования «Опочецкий район» (далее Положение об общественных обсуждениях).

Согласно пункту 1.5 Положения об общественных обсуждениях на общественные обсуждения выносятся вопросы по строительству и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, которые подлежат экологической экспертизе, иные общественно значимые вопросы. Организацию и проведение общественных обсуждений осуществляет заказчик совместно с Администрацией района (пункт 1.1); назначаются общественные обсуждения постановлением (пункт 1.2); оповещение оформляется по определенной форме (пункт 1.3); оповещение о начале общественных обсуждений, проект и перечень информационных материалов, подлежит опубликованию в районной газете «Красный маяк» и обнародованию его путем размещения на официальном сайте Администрации района и на информационном стенде Администрации района, не позднее, чем за 7 календарных дней до даты проведения общественных обсуждений, а также размещаются на информационных стендах, расположенных на территории городского и (или) сельских поселений (пункт 1.4); общественные обсуждения проекта проводятся в срок, установленный в оповещении, который не может быть менее 30 календарных дней, со дня опубликования оповещения, и более 60 календарных дней, со дня опубликования заключения о результатах общественных слушаний (пункт 5.1); общественные слушания оформляются протоколом по установленной форме, который подписывается председателем и секретарем комиссии (пункты 6.1, 6.4); председатель комиссии готовит заключение о результатах общественных обсуждений по установленной форме (пункт 7.1).

Особенности организации и проведения общественных слушаний объектов государственной экологической экспертизы определены в пункте 8 Положения об общественных обсуждениях.

Согласно пункту 8.1 Положения об общественных обсуждениях общественные обсуждения подлежат проведению в отношении объектов, требующих проведение государственной экологической экспертизы, перечисленных в ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Предметом общественных обсуждений является техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (пункт 8.3.1) и материалы по объектам, требующим проведение государственной экологической экспертизы, включающие раздел ОВОС (пункт 8.3.2).

Техническое задание и материалы по объектам, которые требуют проведение государственной экологической экспертизы, включающие раздел ОВОС, могут быть рассмотрены на одном общественном обсуждении (пункт 8.3.4.).

Таким образом, в рамках одного общественного обсуждения могут быть рассмотрены проектная документация на объект строительства, включающий раздел ОВОС, и техническое задание на проведение ОВОС.

В связи с этим, доводы административных истцов о неправомерности совмещения на общественных обсуждениях данных двух вопросов, основанные на Положениях об ОВОС, нельзя признать состоятельными.

Так, в соответствии с пунктом 1.3 Положения об ОВОС оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе».

В ходе первого этапа заказчик: подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами; информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения.

Согласно пункту 3.1.2 Положения об ОВОС на основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение ОВОС.

Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке (пункт 4.1 Положения об ОВОС).

Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения ОВОС, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством (пункт 4.2 Положения об ОВОС).

Информирование общественности и других участников ОВОС на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение ОВОС осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие (пункт 4.3 Положения об ОВОС).

Исходя из приведенных требований, Положение об ОВОС предусматривает осуществление информирования общественности и ее участие в подготовке и обсуждении материалов на всех этапах ОВОС, требований о проведении на каждом этапе общественных обсуждений данное Положение об ОВОС не содержит.

Пункт 4.4 Положения об ОВОС предусматривает, что на этапе проведения ОВОС решается вопрос о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам ОВОС.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что порядок проведения Администрацией Опочецкого района и ООО «ВСГЦ» 22 сентября 2020 г. общественных обсуждений был соблюден. Общественные обсуждения назначены постановлением Администрации района, которое опубликовано в установленном порядке в сети Интернет на сайте Администрации района, в официальных печатных изданиях, и размещено на информационных стендах.

В сети «Интернет» были заблаговременно размещены материалы проектной документации в отношении планируемого к строительству объекта, в т.ч. касающиеся ОВОС.

Доказательств того, что административные истцы были ограничены в правах на ознакомление с данными материалами, не представлено.

То обстоятельство, что на официальном сайте Администрации Опочецкого района изначально оказался не размещенным раздел 8 - «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», а также материалы технического задания по ОВОС, то, как пояснил представитель Администрации района, это произошло по техническим причинам, данный недостаток был устранен до окончания проведения общественных обсуждений.

Следует отметить, что административные истцы в случае отсутствия требуемой информации в сети «Интернет» имели возможность ознакомиться с материалами проектной документации в Администрации района или в ООО «ВСГЦ». Ссылка истцов на неприемлемость установленного для ознакомления с проектной документацией времени (с 09.00 час. до 16.00 час. в Администрации района в будние дни) несостоятельна.

Информация о проведении общественных обсуждений доведена до сведения общественности заблаговременно (28 июля, 01 августа 2020 г.), поэтому до проведения общественных обсуждений 22 сентября 2020 г. административные истцы имели достаточное время для ознакомления с проектной документацией и подготовки своих замечаний и предложений.

По результатам проведения общественных обсуждений по установленным формам изготовлены протокол и заключение, которые доведены до сведения общественности.

Административные истцы приняли участие в общественных обсуждениях, подали свои замечания и предложения, тем самым их права на участие в общественных обсуждениях соблюдены.

При таких обстоятельствах, оснований признавать незаконными действия Администрации Опочецкого района по проведению 22 сентября 2020 г. общественных обсуждений, а общественные обсуждения от 22 сентября 2020 г. несостоявшимися, не имеется.

Соглашается судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконными заключения по результатам общественных обсуждений от 28 сентября 2020 г. и протокола общественных обсуждений № 1 от 25 сентября 2020 г.

Протокол общественных обсуждений изготовлен в установленной форме, соответствует требованиям части 18 статьи 5.1 ГрК РФ, пункту 6 Положения об общественных обсуждениях и приложению № 4, в нем отражены вопросы, предложения и разногласия, поступившие до и в ходе общественных обсуждений.

Суд первой инстанции верно отметил, что в протоколе зафиксирован ход общественных обсуждений, отражены основные вопросы и разногласия, стенограммой протокол не является.

Административные истцы ссылаются на нарушение положения пункта 4.9 Положения об ОВОС, согласно которому протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.

Действительно, протокол общественных обсуждений № 1 от 25 сентября подписан председателем и секретарем, как того требует пункт 6.1 Положения об общественных обсуждениях и форма протокола (приложение № 4), требования пункта 4.9 Положения об ОВОС не соблюдены.

По мнению судебной коллегии, неподписание протокола представителями граждан и заказчика, а также неверное указание даты - 25 сентября вместо 22 сентября, не являются существенными нарушениями, которые бы могли повлечь признание протокола недействительным.

Данные недостатки не искажают суть произошедших общественных обсуждений, не влекут нарушение прав и законных интересов административных истцов.

Более того, количество участников обсуждений и сведения о них содержатся в листе регистрации участников общественных обсуждений, а информация о поступивших предложениях и замечаниях - в журнале учета поступивших замечаний и предложений.

Что касается вопроса об экспозиции проекта, вынесенного на общественные обсуждения, то доводы административных истцов об ее отсутствии голословны.

Согласно пояснениям представителя Администрации района экспозиция была размещена в отделе по ЖКХ, строительству и дорожному хозяйству Администрации Опочецкого района. В материалах дела представлена ксерокопия журнала учета посетителей экспозиции проекта, согласно которой ее посетил один гражданин.

Оснований подвергать сомнению наличие экспозиции не имеется, тем более что отказа в ее посещении не было, права административных истцов не нарушены.

Заключение по результатам общественных обсуждений от 28 сентября 2020 г. соответствует требованиям частей 21 и 22 статьи 5.1 ГрК РФ, пункта 7 Положения об общественных обсуждениях, приложению № 5.

Доводы административных истцов о неверно указанном кадастровом номере земельного участка, об отсутствии данных о наличии мелиоративных систем на земельном участке, опасных производственных объектов, класса опасности объекта судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку они правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, тем более что доводы жалобы уже были проверены судьей и обоснованно не приняты во внимание.

Безусловных оснований для отмены судебного решения, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия не установила.

Руководствуясь статьями 307, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Опочецкого районного суда Псковской области от 22 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова Сергея Васильевича, Кучеренко Сергея Николаевича, Моргуновой Юлии Борисовны, Эйхман Светланы Федоровны – без удовлетворения.

На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Мотивированная часть настоящего определения изготовлена 29 июля 2021 г.

Председательствующий

.

И.М. Панов

Судьи

.

Е.К. Зайцева

.

М.М. Анашкина

.

.