ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-832/2022 от 12.10.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Перлов С.Е. УИД 52RS0014-01-2022-000909-82

(дело № 2а-832/2022) Дело № 33а-12645/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 12 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ворониной Т.А.

судей: Есыревой Е.В., Кулаевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Петуховой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной Т.А. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области на решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 09 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области о признании бездействий по контролю за размещением информации на сайте образовательной организации незаконным,

установила:

Городецкий городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области о признании бездействий по контролю за размещением информации на сайте образовательной организации незаконным, обязании в течение 30 суток с момента вступления решения в законную силу привести в соответствии с требованиями действующего законодательства об образовании сайт образовательной организации

В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что Городецкой городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании в образовательных организациях Городецкого муниципального района Нижегородской области, в ходе которой выявлено, что сайт МБДОУ "Аксетисский детский сад» не отвечает установленным требованиям и не содержит необходимую информацию.

Так, при проверке официального сайта указанного детского образовательного учреждения по адресу: [адрес], установлено, что в нарушение п.3.9 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденных Приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 года № 831 в специальном разделе "Платные образовательные услуги" отсутствует действующий документ об установлении размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в указанной организации.

Поскольку осуществление деятельности образовательных организаций в отсутствие необходимой информации на официальных сайтах учреждений не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области образования и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, административный истец просил признать бездействие администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области по контролю за размещением информации на сайте образовательной организации незаконным.

Определением суда от 07 июня 2022 года исковые требования Городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании совершить действия, выделены в отдельное производство.

Определением суда от 07 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МБДОУ "Аксентисский детский сад".

Решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 09 июня 2022 года постановлено:

административные исковые требования Городецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области о признании бездействий по контролю за размещением информации на сайте образовательной организации незаконным, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области по контролю за размещением информации на сайте образовательной организации - МБДОУ "Аксентисский детский сад".

Не согласившись с решением суда первой инстанции администрацией Городецкого муниципального района Нижегородской области подана апелляционная жалоба, в которой просит изменить решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 09 июня 2022 года и установить разумный срок для приведения сайта в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица МБДОУ "Аксентисский детский сад" в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области –Селезнева ФИО9. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу положений ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») образовательные организации обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.

В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Согласно ч.2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обеспечивают открытость и доступность в том числе, информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся) (пп. «и» п.1 ч.2 ст. 29); иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6 ч.2 ст. 29).

Приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 года № 831 утверждены Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации (далее - Требования), обязательной к размещению на сайте в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 Требований для размещения информации на Сайте образовательной организацией должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее - специальный раздел). Информация в специальном разделе представляется в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела.

Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта.

Страницы специального раздела должны быть доступны в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без дополнительной регистрации, содержать указанную в подпунктах 3.1-3.13 пункта 3 настоящих Требований информацию, а также доступные для посетителей Сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.

В силу п.3.3 Требований к структуре сайта на главной странице подраздела "Документы" (входит в раздел "Сведения об образовательной организации") должны быть размещены документы в виде копий и электронных документов (в части документов, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых образовательной организацией), в том числе отчет о результатах самообследования.

В соответствии с п. 3.9. Требований главная страница подраздела "Платные образовательные услуги" должна содержать информацию о порядке оказания платных образовательных услуг в виде электронных документов, в том числе об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования.

Постановлением администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области № 394 от 24.02.2022 установлена единая родительская плата за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Городецкого муниципального района, реализующих программы дошкольного образования с 01.03.2022 по 31.12.2022.

Судом первой инстанции установлено, что Городецкой городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в части ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».

При проверке официального сайта МБДОУ "Аксентисский детский сад", расположенного по адресу: : [адрес], установлено, что в нарушение п.3.9 Требований в специальном разделе "Платные образовательные услуги" отсутствует действующий документ об установлении размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в указанной организации. Данное обстоятельство отражено в акте проверки от 30 марта 2022 года, и подтверждено представленными в материалы дела снимками с экрана монитора (скриншота).

В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства 25 марта 2022 года Городецким городским прокурором в адрес главы МСУ Городецкого муниципального района Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.

Из информации управления образования и молодежной политики администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области от 30 марта 2022 года следует, что устранение нарушений действующего законодательства путем размещения недостающей информации на сайтах образовательных организаций Городецкого муниципального района в настоящее время невозможно по техническим причинам.

Таким образом, факт допущенных нарушений администрацией не оспаривается.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению открытости и доступности информации о деятельности образовательных организаций является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных организовать предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление деятельности образовательных организаций в отсутствие необходимой информации на официальных сайтах учреждений не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области образования и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, каких либо мер по приведению официального сайта образовательного учреждения в состояние, отвечающее нормативным требованиям, не предпринято.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Поскольку требования об обязании привести сайт образовательной организации в соответствии с требованиями действующего законодательства выделены судом в отдельное производство, доводы представителя административного ответчика об установлении разумного срока для приведения сайта образовательной организации в соответствии с действующим законодательством могут быть заявлены и подлежат оценке в рамках разрешения данного дела.

Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права судом не допущено, в связи с чем, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 09 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в рассмотрении дела вправе обжаловать судебные акты по настоящему делу в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г.Саратов) через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: