ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-8383/2021 от 21.03.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-2322/2022; 2а-8383/2021 ~ М-6252/2021

59RS0007-01-2021-009280-78

Судья Артемова О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2022 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Никитиной Т.А.

Судей Котельниковой Е.Р., Чулатаевой С.Г.

При секретаре Греховой Е.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Галицкого Дениса Григорьевича, Мерзляковой Людмилы Ивановны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 07 декабря 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Галицкому Денису Григорьевичу, Мерзляковой Людмиле Ивановне к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании незаконным общественное обсуждение проекта изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 года, № 780-п, проведенное Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в период с 30 августа 2021 года по 06 сентября 2021 года, и результаты этого общественного обсуждения, отказать»

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы административного дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Галицкий Д.Г. и Мерзлякова Л.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании незаконным общественного обсуждения проекта изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п, проведенного Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в период с 30.08.2021 по 06.09.2021, и результаты этого общественного обсуждения.

Заявленные требования мотивируют тем, что на сайте Минимущества на странице «Главная / Управление градостроительной деятельности /Схема территориального планирования (https://miqd.permkrai.ru/urban_planninq/skhema/) опубликована информация об общественных обсуждениях проекта изменений в Схему территориального планирования Пермского края (СТП), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п. Указано, что общественные обсуждения прошли с 30.08.2021 по 06.09.2021. Опубликована информация о результатах общественных обсуждений в виде PDF-файла с пустой таблицей предложений и замечаний за подписью главного специалиста отдела планирования градостроительной деятельности Минимущества С. При этом ни в одном СМИ, не было информации о прошедших общественных обсуждениях, хотя СТП определяет места строительства важных объектов региона: галерея, оперный театр, третий мост через реку Кама, соответственно очень многих жителей края заинтересовало бы такое обсуждение. Считают, что общественные обсуждения не были надлежащим образом организованы и фактически не состоялись. Просят суд проверить действия ответчика на соответствие ст. 13 ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят Галицкий Д.Г. и Мерзлякова Л.И., считают его незаконным поскольку суд первой инстанции дал неверную оценку представленным в материалы административного дела доказательствам, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего административного дела, не дал оценки доводам истцов.

В судебном заседании Галицкий Д.Г. доводы жалобы поддержал, просил решение районного суда отменить.

Представитель административного ответчика – Кудинова Е.В. (по доверенности) просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный истец Мерзлякова Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Изучив материалы административного дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом, на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела 23.06.2021 Правительством Пермского края издано распоряжение № 153-рп «О внесении изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п», согласно которому Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края определено как орган государственной власти Пермского края, обеспечивающий подготовку проекта о внесении изменений в Схему территориального планирования. Министерству определено: обеспечить подготовку проекта о внесении изменений в Схему территориального планирования, обеспечить согласование проекта решения о внесении изменений в Схему территориального планирования в установленном законодательством порядке (л.д. 49-50).

В адрес Министерства экономического развития Российской Федерации направлено письмо от 12.07.2021 № И31-02-1-20-91 об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию для его согласования. Карточка согласования проекта №** (л.д. 56).

В адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации направлено письмо от 12.07.2021 № И31-02-1-20-92 об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию для его согласования. Карточка согласования проекта № ** (л.д. 53).

Проект изменений в Схему территориального планирования Пермского края размещен в системе «ГАС «Управление» на сайте в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» gasu.gov.ru, опубликован 20.07.2021. Дата начала общественного обсуждения проекта - 26.07.2021, дата окончания - 01.08.2021 (л.д. 46-48).

На сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» migd.permkrai.ru размещена информация о проводимых общественных обсуждениях проекта документа «О внесении изменений в схему территориального планирования Пермского края, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 №780-п» (л.д. 43-45).

22.09.2021 Правительством Пермского края издано распоряжение №266-рп «О создании согласительной комиссии по урегулированию замечаний по проекту изменений в Схему территориального планирования Пермского края» которым создана согласительная комиссия и утвержден порядок деятельности согласительной комиссии, ее состав (л.д. 57-64).

Из протокола заседания Комиссии от 18.10.2021 следует, что комиссией принято решение согласовать проект изменений в Схему территориального планирования Пермского края с внесенными в него изменениями, учитывающие все замечания (поступившие в предусмотренном законодательством срок и соответствующие предмету согласования), явившихся основанием для отказа в согласовании проекта (л.д. 65-70).

17.11.2021 Постановлением Правительством Пермского края № 886-п «О внесении изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 №780-п» постановлено внести изменения в схему территориального планирования Пермского края, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 №780-п, изложив в редакции согласно приложения к настоящему постановлению, на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возложена обязанность обеспечить доступ к Схеме территориального планирования Пермского края в редакции согласно настоящего постановления и материалам по ее обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок не превышающий 10 дней со дня принятия настоящего постановления.

Рассматривая настоящее административное дело, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 9, 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 11, 13 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», пунктов 2.2, 3.2, 3.5, 3.6 Положения о проведении общественного обсуждения проектов схемы территориального планирования Пермского края, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 20.05.2020 № 328-п, и исходил из того, что действия Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края по вынесению на общественное обсуждение проекта документа соответствуют приведенным нормам права, форма, порядок и сроки общественного обсуждения соблюдены, при этом доводы истцов о нарушении их прав не нашли своего подтверждения в материалах дела.

С данными выводами соглашается судебная коллегия, считает их правильными и обоснованными исходя из следующего.

Утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (пп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1 и 1.1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Содержание документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также внесение изменений в такие схемы урегулированы статьями 9, 14 - 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации отнесена к документам стратегического планирования.

Схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона (статья 38 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ).

Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются согласно полномочиям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. (части 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ в целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 3 части 4 статьи 8 Закона Пермского края от 14.09.2011 № 805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» Правительство Пермского края обеспечивает доступ к проекту схемы территориального планирования Пермского края и материалам по ее обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до ее утверждения. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования Пермского края, а также предложения о внесении изменений в схему территориального планирования Пермского края. Указанные предложения направляются в письменном виде в Правительство Пермского края и подлежат рассмотрению в тридцатидневный срок. Заинтересованное лицо должно быть в письменной форме уведомлено о результатах рассмотрения его предложения.

Постановлением Правительства Пермского края от 20.05.2020 № 328-п утверждено Положение о проведении общественного обсуждения проектов схемы территориального планирования Пермского края, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (Далее - Положение о проведении общественного обсуждения).

Согласно п. 2.2. Положения о проведении общественного обсуждения - общественное обсуждение проекта документа проводится посредством размещения его на официальном сайте Разработчика, а также в федеральной информационной системе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием следующей информации: наименование Разработчика; наименование проекта документа; проект документа; дата начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта документа; юридический и электронный адреса Разработчика, контактный телефон сотрудника Разработчика, ответственного за свод предложений.

Положением о проведении общественного обсуждения предусмотрено, что участниками общественного обсуждения проекта документа являются физические и юридические лица. Участники общественного обсуждения проекта документа вправе ознакомиться с проектом документа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, и направить свои предложения (п. 3.1. Положения).

Срок проведения общественного обсуждения проекта документа определяется Разработчиком и должен составлять не менее 5 календарных дней со дня размещения проекта документа в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения (п. 3.2 Положения).

Разработчик в течение 30 календарных дней со дня истечения срока проведения общественного обсуждения проекта документа рассматривает предложения, направленные участниками общественного обсуждения проекта документа посредством почтового отправления на юридический адрес и (или) на адрес электронной почты Разработчика (п. 3.3 Положения).

Разработчик в течение 30 календарных дней со дня истечения срока проведения общественного обсуждения проекта документа готовит сводную информацию о поступивших предложениях с указанием позиции Разработчика по каждому предложению либо о том, что предложения не поступали (п. 3.5 Положения).

Результаты проведения общественного обсуждения проекта документа оформляются по форме согласно приложению к настоящему Положению и размещаются на официальных сайтах, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, в срок, не превышающий 35 календарных дней со дня истечения срока проведения общественного обсуждения проекта документа. Предложения носят рекомендательный характер (п. 3.6 Положения).

Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» проект изменений в Схему территориального планирования Пермского края размещен в информационной системе «ГАС «Управление» на сайте в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» gasu.gov.ru.

Проект документа опубликован 20.07.2021 с указанием даты начала общественного обсуждения проекта - 26.07.2021 и даты окончания общественного обсуждения проекта - 01.08.2021. В ходе общественного обсуждения предложения не поступали.

Также в соответствии с положениями части 4 статьи 13 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», пункта 2.2. Положения о проведении общественного обсуждения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 20.05.2020 № 328-п, информация о проводимых общественных обсуждениях проекта документа размещена на сайте разработчика - Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» migd.permkrai.ru.

Сообщение о проведении общественных обсуждений содержало информацию, предусмотренную пунктом 2.2 Положения о проведении общественного обсуждения с указанием даты начала общественного обсуждения проекта – 30.08.2021 и даты окончания общественного обсуждения проекта – 06.09.2021. В ходе общественного обсуждения предложения не поступали.

Результаты проведения общественного обсуждения проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п» оформлены административным ответчиком согласно Положению о проведении общественного обсуждения и размещены на сайте migd.permkrai.ru.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия по проведению общественного обсуждения являются законными, осуществлены в соответствии с законодательством регулирующим указанные правоотношения.

Доводы заявителей о том, что информация о проведении общественных обсуждений не была размещена в средствах массовой информации, не доведена до общественных объединений либо органов местного самоуправления, что лишило их права в предоставленный срок представить свои возражения по вопросам, вынесенным для обсуждения, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством такая обязанность на разработчика проекта не возложена.

Как указывалось выше, Федеральным законом от 28.06.2014 №172-ФЗ и Положением о проведении общественного обсуждения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 20.05.2020 № 328-п, предусмотрено, что для проведения общественных обсуждений используется официальный сайт органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также общедоступный информационный ресурс стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В данном случае официальным сайтом органа, ответственного за разработку документа, является сайт Министерства - migd.permkrai.ru, а общедоступным информационным ресурсом стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - система «ГАС «Управление» gasu.gov.ru (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2009 № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление»). Размещение информации о проведении общественных обсуждений на данных сайтах подтверждено материалами дела.

Оснований считать информацию, размещенную на сайте «ГАС «Управление», не имеющей отношения к предмету настоящего спора, как полагают заявители жалобы, не имеется, текст проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Пермского края, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. № 780-п размещен на сайте.

То обстоятельство, что общественные обсуждения на данных сайтах проведены в разные периоды, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика, поскольку приведенные выше нормы не содержат требований о необходимости одновременного проведения общественных обсуждений на сайте разработчика и «ГАС «Управление».

Также действующее законодательство не содержит требований о принятии разработчиком проекта документа стратегического планирования нормативного правового акта о проведении общественных обсуждений, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Утверждение в жалобе о том, что судом на участников общественного обсуждения возложена обязанность системно анализировать большой объем законодательства для поиска необходимой информации, является необоснованным. Административный ответчик, разместив информацию о проведении общественных обсуждений в соответствии с действующим законодательством, обеспечил тем самым возможность реального участия в таких обсуждениях заинтересованных лиц. При этом доводы жалобы о невысокой посещаемости сайта Министерства, недостаточности времени для принятия участия в обсуждении, отсутствии у Мерзляковой Л.И. навыков пользования интернетом не свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика и ограничении прав граждан на участие в общественных обсуждениях.

Ссылка в жалобе на часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» на законность вынесенного решения не влияет, в силу прямого указания в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, его действие не распространяется на общественные отношения, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, ограничений права административных истцов на участие в общественном обсуждении по делу не установлено; административный ответчик довел до сведения общественности предусмотренную вышеуказанным Положением информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения; административные истцы не были лишены возможности ознакомиться с материалами, касающимися вопроса, выносимого на общественное обсуждение.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Поскольку в рассматриваемом случае оспариваются действия Министерства по проведению общественных обсуждений и результаты этого общественного обсуждения, доводы административных истцов относительно вопроса, выносимого на общественное обсуждение, его последующего влияния на права истцов, правового значения по делу не имеют.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, они не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда, повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции и сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для переоценки которых, судебная коллегия не усматривает. Судебная коллегия полагает, что оценка обстоятельств по делу и имеющихся по ним доказательств соответствует нормам закона и доводами апелляционной жалобы не опровергается.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галицкого Дениса Григорьевича, Мерзляковой Людмилы Ивановны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.

Председательствующий-

Судьи-