ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-839/2021 от 15.03.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 2а-839/2021 (№ 33а-78/2022) судья Дидыч Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2022 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Юрковой Т.А., Голомидовой И.В.,

при секретаре Хромовой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования г. Тулы, апелляционному представлению прокурора г. Тулы на решение Привокзального районного суда г. Тулы от 18 июня 2021 г. по делу по административному иску Комарова В.А., Будько В.И., Зелениной О.В., Ефановой Т.И., Шайдер Э.М., Стефановой Т.Я., Борисова Ю.В., Османова Р.Ш., Сорокиной Г.П., Карелиной Т.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Карелиной С.М., к администрации муниципального образования г. Тулы о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Комаров В.А., Будько В.И., Зеленина О.В., Ефанова Т.М., Шайдер Э.М., Стефанова Т.Я, Борисов Ю.В., Османов Р.Ш., Сорокина Г.П., Карелина Т.Е., действующая в интересах несовершеннолетней Карелиной С.М., с учетом уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Тула о признании недействующим постановления администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части установления красных линий в кадастровом квартале №, расположенных по адресу: …; возложении на администрацию муниципального образования г. Тулы обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании администрации города Тулы.

В обоснование заявленных административных исковых требований истцы указали на то, что Комаров В.А., Будько В.И. являются собственниками (по 1/2 доле каждый) земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м и жилого дома общей площадью … кв.м, расположенных по адресу: ….

Зеленина О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 968 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: …, и жилого дома общей площадью … кв.м с надворными постройками.

Ефанова Т.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № площадью 968 кв.м, № площадью 49 кв.м, расположенных по адресу: ….

В пользовании Ефановой Т.И. на основании договора № № аренды земельного участка от 09.11.2001 также находится земельный участок с кадастровым номером № площадью 73 кв.м, расположенный по адресу: ….

Шайдер Э.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью 968 кв.м, № площадью 61 кв.м, расположенных по адресу: ….

В пользовании Шайдера Э.М. на основании договора № … аренды земельного участка от 13.12.2001 также находится земельный участок с кадастровым номером № площадью 82 кв.м, расположенный по адресу: ….

Стефанова Т.Я. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 968 +/-11 кв.м, расположенного по адресу: ….

Борисов Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: ….

На основании постановления № … «О предоставлении дополнительного земельного участка, расположенного …» от 13.04.1999 Борисову Ю.В. предоставлен дополнительный земельный участок площадью 200 кв.м, постановлено считать общую площадь земельного участка равной 1168 кв.м.

Борисов Ю.В. и Борисова Г.В. являются собственниками (по 1/2 доле каждый) земельного участка с кадастровым номером № площадью 929 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: ….

Османов Р.Ш. (1/6 доля в праве), Скребова Г.Ш. (1/6 доля в праве), Османова Н.С. (2/3 доли в праве) являются собственниками земельного участка с кадастровым номером … площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: ….

Кроме того, наследодателю Османову Ш.М. на основании договора № … аренды от 28.02.2001 предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 162 кв.м. Наследственные права на данный земельный участок оформляются.

Османов Р.Ш. на основании договора аренды № … от 09.12.1997 также является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: ….

Сорокина Г.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: ….

Карелина С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: ….

Постановлением № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» утвержден проект линий градостроительного регулирования в городе Туле, в том числе, по ул. Сафонова.

Красная линия, проходящая по улице Сафонова, в кадастровом квартале № установлена без учета фактического землепользования земельными участками, что приводит к нарушению прав заявителей по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

Жителями улицы Сафонова г. Тулы неоднократно направлялись письма о переносе красной линии, в том числе был подготовлен Проект межевания территории для проведения публичных слушаний, однако в переносе красных линий отказано.

Полагали, что оспариваемое постановление в части прохождения красных линий по ул. Сафонова г. Тулы нарушает их права, свободы и законные интересы, относит части принадлежащих им земельных участков к территории общего пользования, что не соответствует действующему законодательству.

Включение органом местного самоуправления в состав территории общего пользования земельного участка посредством установления в пределах границ красных линий не соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

В судебное заседание административные истцы Шайдер Э.М., Ефанова Т.М., Стефанова Т.Я, Борисов Ю.В. Османов Р.Ш., Сорокина Г.П., Карелина Т.Е. не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Административные истцы Комаров В.А., Будько В.И., Зеленина О.В., их представитель по доверенностям Буравлев И.А. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности Старостина Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.

Решением Привокзального районного суда г. Тулы от 18 июня 2021 г. постановлено:

административное исковое заявление Комарова В.А., Будько В.И., Зелениной О.В., Ефановой Т.И., Шайдер Э.М., Стефановой Т.Я., Борисова Ю.В., Османова Р.Ш., Сорокиной Г.П., Карелиной Т.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Карелиной С.М., Карелиной С.М., удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации города Тулы № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части установления красных линий в кадастровом квартале №, расположенную по адресу: … со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрация г. Тулы обязана опубликовать решения суда или сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке - в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

В апелляционных жалобе, представлении административный ответчик администрация муниципального образования г. Тулы, прокурор г. Тулы соответственно просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом путем направления судебного извещения по указанным данными лицами адресам в порядке ст. 96 КАС РФ.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.

Лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Таким образом, в силу действующего процессуального законодательства обязанность сообщить суду о причинах неявки и представить доказательства их уважительности лежит на лицах, участвующих в деле.

От административных истцов Комарова В.А., Будько В.И., Зелениной О.В., Ефановой Т.И., Шайдер Э.М., Стефановой Т.Я., Борисова Ю.В., Османова Р.Ш., Сорокиной Г.П., Карелиной Т.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Карелиной С.М., поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства дела в связи с привлечением для участия в деле другого представителя.

Судебная коллегия находит данное ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств, подтверждающих изложенные обстоятельства стороной административного истца, как того требуют положения ст. 150 КАС РФ, не представлено.

Поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства уважительности причин неявки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, представленные до начала судебного разбирательства дела, их явка в судебное заседание не признана обязательной, судебная коллегия рассматривает административное дело на основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ст. 150 КАС в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности Старостиной Н.С., обсудив доводы апелляционных жалобы, представления и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст. 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» устанавливает линии градостроительного регулирования в городе Туле, обязательные для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений, носит нормативный характер, поскольку содержит предписание, направленное на регулирование земельных и градостроительных правоотношений, адресуемое неопределенному кругу лиц и предполагает его неоднократное применение.

Комаров В.А., Будько В.И. являются собственниками в праве общей долевой собственности по 1/2 доле каждый на земельный участок с кадастровым номером №, расположенной по адресу: ….

Зеленина О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ….

Ефанова Т.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №№, расположенных по адресу: ….

В пользовании Ефановой Т.И. на основании договора №… аренды земельного участка от 09.11.2001 также находится земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ….

Шайдер Э.М. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: №№, расположенных по адресу: ….

В пользовании Шайдера Э.М. на основании договора №… аренды земельного участка от 13.12.2001 находится земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ….

Стефанова Т.Я. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ….

Борисов Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ….

Борисов Ю.В., Г.В. являются сособственниками в праве общей долевой собственности по 1/2 доле каждый на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ….

Османов Р.Ш., Г.Ш., Н.С. являются сособственниками (Османов Р.Ш. - 1/6 доли, Г.Ш. - 1/6 доли, Н.С. - 2/3 доли) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №;, расположенный по адресу: ….

Ш.М. (наследодатель Османов Р.Ш.) на основании договора №.. аренды от 28.02.2001 предоставлен земельный участок с кадастровым номером №.

Османов Р.Ш. на основании договора аренды № … от 09.12.1997 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ….

Сорокина Г.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ….

Карелина С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ….

Комаров В.А., Будько В.И., Зеленина О.В., Ефанова Т.И., Шайдер Э.М., Стефанова Т.Я., Борисов Ю.В., Османов Р.Ш., Сорокина Г.П., Карелина Т.Е., действующая в интересах несовершеннолетней Карелиной С.М., обратились в суд за признанием постановления администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» недействующим в части установления красной линии по ул. Сафонова г. Тулы.

При этом, из содержания административного искового заявления следует, что административные истцы оспаривают постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части прохождения красных линий по ул. Сафонова по земельным участкам, находящимся в их собственности и пользовании, а именно в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №№.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству, нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, в связи с чем, признал его недействующим в части установления красной линии на земельных участках в кадастровом квартале № по ул. Сафонова г. Тулы, тем самым, удовлетворив заявленные требования всех административных истцов.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50).

Данные обстоятельства проверены судом первой инстанции надлежащим образом при рассмотрении настоящего административного дела.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения городского округа.

Разрешая вопрос о законности и обоснованности постановленного по административному делу судебного решения в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 принято уполномоченным органом местного самоуправления, в установленной форме, нарушений порядка вынесения вопроса об утверждении проекта линий градостроительного регулирования на публичные слушания, порядка принятия оспариваемого постановления и его опубликования в ходе судебного разбирательства не установлено.

В целях создания благоприятных условий для осуществления градостроительной деятельности и регулирования земельных отношений на территории г. Тулы, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования г. Тула, администрацией г. Тулы постановлением от 29.08.2013 № 2829 утверждено Положение о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Туле (далее также – Положение).

В силу п. 2.7 данного Положения исходной документацией для разработки проекта линий градостроительного регулирования являются: 1) Генеральный план муниципального образования город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 № 32/676; правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 № 65/1406; сведения государственного кадастра недвижимости; растровые топографические планы (планшеты) территорий М 1:500 в формате TIF, имеющиеся на дату заключения муниципального контракта, при наличии соответствующего разрешения; утвержденная градостроительная документация.

Согласно п. 2.8 Положения, план линий градостроительного регулирования отражает существующие линии градостроительного регулирования (при их наличии), современное использование сложившейся застройки и устанавливает планируемые линии градостроительного регулирования.

На основании п. 2.12 Положения проект линий градостроительного регулирования подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, по итогам которых может быть произведена доработка проекта линий градостроительного регулирования.

Глава администрации города Тулы с учетом протокола и итогов (рекомендаций) о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении проекта линий градостроительного регулирования или об отклонении и направлении его на доработку с учетом указанных протокола и итогов (рекомендаций) (п. 2.14 Положения).

Пунктом 2.15 Положения предусмотрено, что утвержденный проект линий градостроительного регулирования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте администрации города Тулы в сети «Интернет».

Из материалов дела усматривается, что подготовка проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле осуществлялась в рамках муниципального контракта, заключенного администрацией города Тулы с разработчиком – ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».

Проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, итоги которых опубликованы в общественно-политической газете «Тула» 31.07.2014 № 29.

Доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации относительно красных линий в оспариваемой части в материалы дела не представлено.

Проект оспариваемого нормативно-правового акта получил положительное заключение прокурора, не усмотревшего противоречий и несоответствия проекта нормативно-правовым актам большей юридической силы.

Устав г. Тулы предусматривает, что администрацией г. Тулы (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) руководит глава администрации г. Тулы на принципах единоначалия (ст. 53 Устава (в редакции от 17.07.2013)).

Полномочия подписавшего оспариваемое постановление заместителя главы администрации города по местному самоуправлению Мурзина Р.Л. на реализацию полномочий главы администрации подтверждены представленным административным ответчиком распоряжением администрации города Тулы от 26.09.2014 № 2/780-р.

Постановление от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» опубликовано в газете «Тула» от 23.10.2014 года № 41 с графическими приложениями по районам.

Факт размещения в установленном порядке сведений об итогах публичных слушаний на сайте Тульской городской Думы в сети «Интернет», а также оспариваемого постановления на официальном сайте администрации участвующими в деле лицами не оспаривается.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования (пункт 31).

Учитывая, что материалами дела подтверждено опубликование оспариваемого постановления в официальном печатном издании, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении порядка его опубликования.

По этим же основаниям судебная коллегия полагает, что результаты публичных слушаний также были опубликованы надлежащим образом, позволяющим ознакомиться с ними неограниченному кругу лиц, чьи права затрагиваются обсуждавшимся на публичных слушаниях проектом линий градостроительного регулирования.

Постановлением администрации города Тулы № 1375 от 04.04.2016 в постановление от 13.10.2014 года № 3204 внесены изменения, в соответствии с которыми текст «Планируемые красные линии» заменен на текст «Красные линии».

Постановление администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в оспариваемой части действует в редакции от 13.10.2014.

Сведений об изменении утвержденных линий градостроительного регулирования в оспариваемой части с момента принятия постановления администрации города Тулы от 13.10.2014 № 3204 не представлено.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (п. 12).

В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ, красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

На момент принятия оспариваемого постановления действующее законодательство, в том числе Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) предусматривало возможность установления красных линий органами местного самоуправления до разработки документации по планировке территории.

Статьей 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).

Согласно подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждение регламентированы Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года № 150), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, (введена в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 «РДС 30-201-98»).

По смыслу п.п. 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.

В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (п. 4.4 Инструкции).

Таким образом, правовое регулирование как в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так и в настоящее время не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, в то время как возможность оспаривания в судебном порядке законности соответствующего административного акта связано с нарушением прав и законных интересов лиц, обратившихся с административным иском.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.

Из схемы отвода земельных участков для индивидуального строительства по ул. … в Привокзальном районе г. Тулы от 24.12.1971 следует, что по ул. … земельные участки сформированы площадью 968 кв.м каждый.

Из материалов дела усматривается, что на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановления главы администрации Привокзального района г. Тулы от 16.06.1995 № …, договора купли-продажи земельного участка от 18.04.1996 № …, рег. № … от … Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы, Ефанова Т.И. приобрела в частную собственность земельный участок площадью 968 кв.м, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № … от 18.07.1996.

28.10.2005 земельному участку присвоен кадастровый номер №, сведения о характеристиках объекта недвижимости внесены в ГКН.

Постановления главы администрации Привокзального района Управы г. Тулы №… от 21.09.2001 Ефановой Т.И. предоставлен дополнительный земельный участок по адресу: … площадью 122 кв.м, из них 49 кв.м в собственность за плату, 73 кв.м в аренду сроком на 49 лет, к участку, ранее предоставленному для индивидуального жилищного строительства.

Во исполнение указанного постановления 12.10.2001 между администрацией Привокзального района Управы г. Тулы и Ефановой Т.И. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером … площадью 49 кв.м, а также договор № … от 09.11.2001 аренды земельного участка с кадастровым номером … площадью 73 кв.м.

Указанным земельным участкам 28.10.2005 присвоены кадастровые номера … (в собственности), … (в пользовании на основании договора аренды), сведения о характеристиках объектов недвижимости внесены в ГКН.

Шайдер Э.М. является собственником земельного участка площадью 968 кв.м расположенного по адресу: …, на основании свидетельства на право собственности на землю рег. №… от ….

28.10.2005 земельному участку присвоен кадастровый номер …, сведения о характеристиках объекта недвижимости внесены в ГКН.

Постановлением главы администрации Привокзального района Управы г. Тулы № … от 21.09.2001 Шайдеру Э.М. предоставлен дополнительный земельный участок по адресу: …, площадью 143 кв.м, из них 61 кв.м в собственность за плату, 82 кв.м в аренду сроком на 49 лет, к участку, ранее предоставленному для индивидуального жилищного строительства.

Во исполнение указанного постановления 12.10.2001 между администрацией Привокзального района Управы г. Тулы и Шайдером Э.М. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером … площадью 61 кв.м, а также договор № … от 09.11.2001 аренды земельного участка с кадастровым номером … площадью 82 кв.м.

Указанным земельным участкам 28.10.2005 присвоены кадастровые номера … (в собственности), … (в пользовании на основании договора аренды), сведения о характеристиках объектов недвижимости внесены в ГКН.

На основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановления главы администрации Привокзального района г. Тулы от 11.09.1995 № …, купчей на земельный участок от 18.04.1996 № …, рег. №… от …Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы Стефанова Т.Я. приобрела в частную собственность земельный участок площадью 968 кв.м, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № … от 18.07.1996.

28.10.2005 земельному участку присвоен кадастровый номер …, сведения о характеристиках объекта недвижимости внесены в ГКН, площадь земельного участка указана равной 968 +/- 11 кв.м.

Вступившим в законную силу 22.09.2020 решением Привокзального районного суда г. Тулы от 06.08.2020 на Стефанову Т.Я. возложена обязанность в течение 14 дней освободить путем сноса металлического ограждения и объекта хозяйственно-бытового назначения земельный участок площадью 161 кв.м, прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером ….

На основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», договора купли-продажи земли от 22.11.1996 № …, зарегистрированного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы 20.12.1996 № … А.Ю. приобрел в частную собственность земельный участок площадью 968 кв.м, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № … от 10.09.1998.

09.09.1998 земельному участку присвоен кадастровый номер …, сведения о характеристиках объекта недвижимости внесены в ГКН, площадь земельного участка указана равной 929 +/- 11 кв.м.

А.Ю. умер ….

Борисов Ю.В., Борисова Г.В. являются собственниками (по 1/2 доли каждый) земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: г…, на основании свидетельства на наследство по закону от 26.07.2018, договора дарения долей земельного участка от 19.03.2019 ….

Постановлением главы администрации Привокзального района г. Тулы № … от 09.09.1993 Ш.М. отведен земельный участок площадью 968 кв.м.

В дополнение к названному постановлению главой администрации Привокзального района г. Тулы 28.09.2000 принято постановление № …, которым постановлено считать площадь предоставленного под строительство жилого дома Ш.М. по адресу: … – 1130 кв.м, дополнительный земельный участок площадью 162 кв.м предоставить в аренду.

28.09.2000 указанному земельному участку присвоен кадастровый номер …, сведения о характеристиках объекта недвижимости внесены в ГКН.

Ш.М. умер ….

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 12.05.2011 Османов Р.Ш. (1/6), Г.Ш. (1/6), Н.С. (2/3) являются долевыми сособственниками земельного участка с кадастровым номером …. площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: ….

09.06.1998 между Т.В. и Комаровым В.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером … площадью 1200 кв.м.

В настоящее время собственниками данного земельного участка являются Комаров В.А. (1/2 доля в праве) и Будько В.И. (1/2 доля в праве), 16.09.1994 земельному участку присвоен кадастровый номер …, сведения внесены в ГКН, площадь земельного участка указана равной 1174 +/- 12 кв.м.

Как следует из архивной справки Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» № … от 10.01.2022, домовладение по адресу: …, принято на первичный технический учет 22.08.2006 на земельном участке площадью 1362 кв.м. По данным последней технической инвентаризации от 22.08.2006 указанное домовладение находится на земельном участке площадью по документам 1200 кв.м, по фактическому землепользованию 1362 кв.м, в том числе самовольно занятой земли 162 кв.м.

Вступившим в законную силу 15.09.2020 заочным решением Привокзального районного суда г. Тулы от 28.07.2020 по гражданскому делу № … по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Будько В.И., Комарову В.А. об освобождении самовольно занятого земельного участка на Будько В.И., Комарова В.А. возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 155 кв.м, прилегающий с северной стороны, а также самовольно занятый земельный участок площадью 11 кв.м, прилегающий с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером … путем сноса установленного на нем ограждения смешанного типа.

Зеленина О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером … площадью 968 +/- 11 кв.м. расположенного по адресу: …, на основании договора купли продажи земельного участка от 23.07.2011. Согласно техническому паспорту БТИ от 12.10.2004 в площадь земельного участка входила самовольно занятая земля площадью 109,5 кв.м.

Кадастровый номер, принадлежащему Зелениной О.В., земельному участку присвоен 24.03.1999, тогда же сведения об основных характеристиках внесены в ГКН.

Из архивной справки Государственного учреждения Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» № … от 10.01.2022 следует, что по данным технической инвентаризации от 12.10.2004 домовладение по адресу: …, расположено на земельном участке площадью по документам 968 кв.м, по фактическому пользованию 1088 кв.м, самовольно занятая земля 120 кв.м.

Вступившим в законную силу 22.08.2020 заочным решением Привокзального районного суда г. Тулы от 08.07.2020 по гражданскому делу … по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Зелениной О.В. об освобождении самовольно занятого земельного участка на Зеленину О.В. возложена обязанность освободить путем сноса металлического ограждения и части объекта хозяйственно-бытового назначения земельный участок площадью 109,5 кв.м., прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером ….

Кроме того, на основании вступившего в законную силу постановления заместителя главного государственного инспектора в Тульской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тульской области от 10.06.2020 Зеленина О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выразившегося в использовании земельного участка площадью 109,5 кв.м, прилегающего с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером …, без предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.

Борисову Ю.В. на основании постановления главы администрации Привокзального района г. Тулы от 20.03.1995 …, государственного акта на право собственности на землю № … от 19.04.1995, выданного главой администрации Привокзального района г. Тулы, в собственность за плату предоставлен земельный участок площадью 968 кв.м для строительства индивидуального жилого дома.

Данному земельному участку 19.04.1995 присвоен кадастровый номер …, в ГКН внесены сведения о характеристиках объекта недвижимости, площадь указана в размере 968 кв.м.

Постановлением главы администрации Привокзального района Управы г. Тулы от 13.04.1999 №… Борисову Ю.В. дополнительно за плату предоставлен земельный участок площадью 200 кв.м, примыкающий к земельному участку, предоставленному на основании постановления главы администрации Привокзального района г. Тулы от 20.03.1995 № … площадью 968 кв.м. Постановлено считать общую площадь земельного участка, расположенного по адресу: …, равной 1168 кв.м. На Борисова Ю.В. возложена обязанность заключить договор купли-продажи на дополнительно предоставленный земельный участок площадью 200 кв.м с администрацией Привокзального района.

Вместе с тем, в материалы дела сведений о заключении между Борисовым Ю.В. и администрацией Привокзального района г. Тулы договора купли-продажи на земельный участок площадью 200 кв.м, о местонахождении данного земельного участка в материалы дела не представлены, равно как и не содержится их в исследованных кадастровых и регистрационных делах на данный спорный земельный участок, а из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: …, составленного по состоянию на 27.07.2007, следует, что в площадь земельного участка, равную 1168 кв.м, входит самовольно занятая земля площадью 200 кв.м.

На основании договора аренды № … от 09.12.1997 администрацией Привокзального района г. Тулы Османову Р.Ш. предоставлен земельный участок площадью 968 кв.м, расположенный по адресу: ….

09.12.1997 данному земельному участку присвоен кадастровый номер …, сведения о характеристиках объекта недвижимости внесены в ГКН.

12.05.2021 между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и Османовым Р.Ш. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером …, площадью 968 кв.м.

Сорокина Г.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером … площадью 968 кв.м, расположенного по адресу: …, на основании договора купли продажи от 19.05.2003.

Согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом, расположенный по адресу: …, составленному по состоянию на 17.08.2018, площадь земельного участка равна 1068 кв.м, из них 100 кв.м являются самовольно занятой землей.

Постановлением главы администрации Привокзального района г. Тулы от 25.06.1997 №… М.А. отведен земельный участок площадью 968 кв.м в пользование на условиях аренды на 49 лет с правом выкупа для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства.

25.06.1997 земельному участку присвоен кадастровый номер …, сведения о характеристиках объекта недвижимости внесены в ГКН, площадь земельного участка указана равной 968 кв.м.

На основании вступившего в законную силу решения Привокзального районного суда г. Тулы от 27.07.2016 по гражданскому делу № … по иску М.А. к администрации г. Тулы, министерству экономического развития Тульской области о признании права собственности на земельный участок, на жилой дом, за М.А. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером … площадью 968 кв.м и расположенный на нем жилой дом площадью 170,9 кв.м с кадастровым номером … по адресу: ….

На основании договора дарения от 22.10.2016 М.А. безвозмездно передал в собственность несовершеннолетней Карелиной С.М. земельный участок с кадастровым номером … площадью 968 кв.м и жилой дом площадью … кв.м с кадастровым номером ….

Из объяснений стороны административного ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что красные линии по ул. Сафонова устанавливались с учетом границ земельных участков с кадастровыми номерами …, постановленных на государственный кадастровый учет. При этом, использовались сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Достоверность сведений, содержащихся ЕГРН, в том числе сведения государственного кадастрового учета, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Вместе с тем, из содержащихся в материалах дела проекта межевания территории квартала «…», подготовленного ООО «ТулЗемПроект» по заказу административных истцов, схемы расположения поворотных точек красной линии, утвержденной постановлением администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204, на территории квартала, ограниченного улицами Сафонова и Колхозная в Привокзальном районе г. Тулы, представленных администрацией г. Тулы совмещенных схем границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет, с границами земельных участков, находящихся в фактическом пользовании и установленными в результате проверки министерством имущественных и земельных отношений Тульской области актами № … от 13.03.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером …, принадлежащего Стефановой Т.Я., … от 11.03.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером …, принадлежащего Комарову В.А., Будько В.И., № … от 13.03.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером …, принадлежащего Зелениной О.В., плана, являющегося графическим приложением к сведениям ИСОГД - Х-8.01 «Дежурный план красных линий» от 05.10.2020 №7142-Х-8.01, следует, что установленная постановлением от 13.10.2014 № 3204 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле»,

красная линия пересекает границы земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет до издания оспариваемого постановления, с кадастровыми номерами …, расположенного по адресу: …, принадлежащего Борисовой Г.В., Борисову Ю.В., …, расположенного по адресу:, принадлежащего Османову Р.Ш., …, расположенного по адресу: …, принадлежащего Стефановой Т.Я.,.. , расположенных по адресу: …, принадлежащих Ефановой Т.И., …, …, …, расположенных по адресу: …, принадлежащих Шайдер Э.М.,

красная линия проходит по границам земельных участков с кадастровыми номерами …, расположенного по адресу: …, принадлежащего Сорокиной Г.П., …, расположенного по адресу: …, принадлежащего Карелиной С.М., …, расположенного по адресу: …, принадлежащего Османову Р.Ш., …, расположенного по адресу: г. …, принадлежащего Борисову Ю.В., …, расположенного по адресу: …, принадлежащего Комарову В.А., Будько В.И.,

а также пересекает самовольно занятый Зелениной О.В. земельный участок, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу: ….

Исходя из предмета спора и содержания заявленных требований, существенным обстоятельством, которое подлежит установлению в ходе рассмотрения вопроса о законности и обоснованности оспариваемого постановления является факт нарушения прав и законных интересов административных истов в отношении объектов недвижимости, принадлежащих административным истцам на законном праве, и существовавшего на момент утверждения линий градостроительного регулирования.

Доводы стороны административного ответчика о том, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие предоставлять земельные участи на праве аренды с пересечением красной линии не основаны на нормах закона.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований административных истцов Ефановой Т.И., Шайдер Э.М., Стефановой Т.Я., Борисова Ю.В., Османова Р.Ш. о признании недействующим постановления администрации города Тулы № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» в части пересечения красной линией земельных участков с кадастровыми номерами …, поскольку установление красной линии в отношении данных земельных участков осуществлено с нарушением требований Инструкции о порядке проектирования установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 «РДС 30-201-98», Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 г. № 150, ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, что, безусловно, нарушает права собственности владельцев и пользователей указанных земельных участков.

В то же время, административными истцами Комаровым В.А., Будько В.И., Зелениной О.В., Борисовым Ю.В., Османовым Р.Ш., Сорокиной Г.П., Карелиной Т.Е., действующей в интересах Карелиной С.М., несмотря на неоднократное предложение судебной коллегии, не представлены доказательства того, что оспариваемое постановление нарушает их права и законные интересы в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами … соответственно.

Земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков по прежнему фактическому разрешенному использованию только в случае, когда происходит изменение градостроительной документации. Однако таких обстоятельств по делу в названной части не установлено.

Самовольное изменение границ земельного участка за счет территории общего пользования, ограниченной оспариваемыми красными лицами, не свидетельствует о несоответствии оспариваемого акта положениям земельного, гражданского, градостроительного законодательства.

По указанным основаниям доводы административных истцов о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не учитывает сложившееся землепользование в части нахождения у них в пользовании земельных участков с установлением ограждения за пределами оспариваемых красных линий является несостоятельными.

Вычисление изначально площади земельных участков аналитическим методом по координатам поворотных точек границ земельного участка, что свидетельствует о кадастровой ошибке в координатах границ земельного участка, не может служить основанием для признания постановления администрации г. Тулы от 13.10.2014 № 3204 недействующим, поскольку для исправления кадастровой (реестровой) ошибки действующим законодательством предусмотрен иной порядок.

Тот факт, что красная линия пересекает объекты недвижимости, вспомогательные сооружения, возведенные и используемые Османовым Р.Ш., Борисовым Ю.В., Зелениной О.В., за пределами границ земельных участков с кадастровыми номерами …, сведения о которых внесены в ГКН, не может являться основанием для признания недействующим постановления администрации г. Тулы № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Тула».

Вопреки доводам административных истцов и выводов суда первой инстанции, красная линия по ул. Сафонова в Привокзальном районе г. Тулы в оспариваемой ее части установлена разработчиком согласно имевшим место на момент ее утверждения сведениям картографического фонда, в том числе, и границ земельных участков с кадастровыми номерами …, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

При таких обстоятельствах нельзя судить о нарушении прав и законных интересов административных истцов Сорокиной Г.П. (в отношении земельного участка с кадастровым номером …), Карелиной С.М. (в отношении земельного участка с кадастровым номером …), Османова Р.Ш. (в отношении земельного участка с кадастровым номером …), Борисова Ю.В. (в отношении земельного участка с кадастровым номером …, Комаровой В.А., Будько В.И. (в отношении земельного участка с кадастровым номером …, Зелениной О.В. (в отношении земельного участка с кадастровым номером …), в связи с чем, в удовлетворении заявленных Комарову В.А., Будько В.И., Османову Р.Ш., Борисову Ю.В., Сорокиной Г.П., Карелиной Т.Е., действующей в интересах несовершеннолетней Карелиной С.М., Зелениной О.В. надлежит отказать, а решение суда от 18.06.2021 подлежит отмене в части признания недействующим постановления администрации г. Тулы № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Тула» в части установления линий градостроительного регулирования с пересечением границ земельных участков с кадастровыми номерами ….

В остальной части решение Привокзального районного суда г. Тулы от 18.06.2021 надлежит оставить без изменения, апелляционная жалоба, апелляционное представление - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Привокзального районного суда г. Тулы от 18 июня 2021 г. отменить в части признания недействующим постановления администрации г. Тулы № 3204 от 13.10.2014 «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Тула» в части установления линий градостроительного регулирования с пересечением границ земельных участков с кадастровыми номерами …, принадлежащего Комарову В.А., Будько В.И., земельного участка с кадастровым номером …, принадлежащего Османову Р.Ш., земельного участка с кадастровым номером …, принадлежащего Борисову Ю.В., земельного участка с кадастровым номером …, принадлежащего Сорокиной Г.П., земельного участка с кадастровым номером …, принадлежащего Карелиной С.М., земельного участка с кадастровым номером …, принадлежащего Зелениной О.В.

В остальной части решение Привокзального районного суда г. Тулы от 18 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Тулы, апелляционное представление прокурора г. Тулы - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 КАС РФ кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратов) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи