ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-848/2021 от 21.07.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1 инстанции: ФИО2

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-848/2021 Дело №33а-6356/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Мостовенко Н.Р., Кучеренко Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Артюхина Руслана Николаевича к Администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованное лицо – МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым, о признании незаконным решения об отказе в утверждении технического задания на разработку документации по планировке территории,

по апелляционной жалобе Артюхина Руслана Николаевича на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения административного истца Артюхина Р.Н., его представителя ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации г. Симферополя Республики Крым ФИО7, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Артюхин Р.Н. обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение МКУ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя, изложенное в письме за исх. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении технического задания на разработку документации по планированию территории, расположенной по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в соответствии с Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» подано предложение о подготовке документации по планировке территории с целью изготовления проекта межевания в отношении территории, расположенной в <адрес>, находящееся у административного истца в аренде, с целью уточнения границ земельного участка. К соответствующему заявлению приложены необходимые документы, перечень которых установлен пунктом 2.6.2. Постановления .

В соответствии с абзацем 4 пункта 2.7.2 Постановления Администрацией г. Симферополя вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ "О разрешении подготовки проекта межевания территории, расположенной в районе <адрес> Республики Крым», утверждены технические задания на выполнение изысканий для подготовки проекта межевания территории.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Департамента, ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Департамента и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации г. Симферополя Республики Крым поданы заявления об утверждении технического задания на разработку документации по планировке территории, к которому приложены все необходимые документы.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым, письмом за исх. административному истцу сообщено об истечении срока действия Постановления в связи с тем, что административным истцом не направлено заявление на утверждение технического задания в соответствии с пунктом 2.7.8 Постановления и как следствие отказано в утверждении технического задания на разработку документации по планировке территории.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, а также на нарушение норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе административный истец указывает, что судом первой инстанции не исследован факт опубликования постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ; не дана оценка действиям Администрации города Симферополя по публичному обнародованию Постановления ; вопрос о времени, с которого Артюхину Р.Н. стало известно о наличии такого Постановления для того, чтобы в течение 30 дней направить на утверждение техническое задание в соответствии с п. 2.7.8 Постановления , также не рассматривался. Кроме того, пунктом 10 постановления установлен срок действия настоящего постановления - 180 рабочих дней со дня утверждения технического задания, при этом Администрация г. Симферополя отказывает истцу, поскольку техническое задание на разработку документации по планировке территории в целях его утверждения не было направлено в течение 30 дней.

В судебном заседании административный истец Артюхин Р.Н., его представитель ФИО6 просили апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме. Представитель Администрации г. Симферополя Республики Крым ФИО7 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Симферополя Республики Крым и Артюхиным Р.Н. заключен договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок предоставлен под офис.

ДД.ММ.ГГГГ Артюхиным Р.Н. подано предложение о подготовке документации по планировке территории с целью изготовления проекта межевания в отношении территории расположенной в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Симферополя Республики Крым вынесено Постановление "О разрешении подготовки проекта межевания территории, расположенной в районе <адрес> Республики Крым», разрешено заявителю подготовить за счет собственных (внебюджетных) средств проект межевания территории, расположенной в районе <адрес> Республики Крым, согласно схеме территории проектирования. На заявителя возложена обязанность в срок не более чем 30 дней со дня разрешения подготовки документации подготовить техническое задание и предоставить его в МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя на утверждение. Утверждены технические задания на выполнение изысканий для подготовки проекта межевания территории.

Артюхин Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Департамента развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации г. Симферополя подавал заявления об утверждении технического задания на разработку документации по планировке территории.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя, письмом за исх. Артюхину Р.Н. сообщено, что заявителем в течение 30 дней не было направлено техническое задание на разработку документации по планировке территории в целях его утверждения. Таким образом, срок действия постановления администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ "О разрешении подготовки проекта межевания территории, расположенной в районе <адрес> Республики Крым" истек. Учитывая вышеизложенное утвердить техническое задание на разработку документации по планировке территории не представляется возможным.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом было представлено техническое задание на согласование в Администрацию города Симферополя ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, указанного в вышеуказанном постановлении, что явилось законным основанием для отказа административному истцу в утверждении технического задания на разработку документации по планировке территории. Также суд исходил из того, что оспариваемое решение МКУ Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Симферополя, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , принято полномочным подразделением администрации города Симферополя в пределах его компетенции, с соблюдением требований нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Симферополь, а также законодательства Российской Федерации.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в том числе исполнительными органами местного самоуправления, подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и иных документов, перечисленных в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях реализации масштабного инвестиционного проекта и на обеспечение подготовки указанной документации, является Администрация г. Симферополя Республики Крым.

В соответствии с положениями статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации но планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов).

Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (часть 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее – Порядок).

Пунктом 1.1 Порядка установлено, что настоящий Порядок подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации с целью регулирования застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и применяется при принятии решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, принятых самостоятельно в соответствии с частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также определяет состав и общие требования к документации по планировке территории.

Решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки и (или) проекта межевания территории) применительно к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, за исключением случаев, указанных в частях 1.1, 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принимается Уполномоченным органом в виде постановления: по инициативе Уполномоченного органа; на основании предложений физических и юридических лиц о подготовке документации по планировке территории за счет собственных средств (пункт 2.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2.6.2. Порядка установлен исчерпывающий перечень необходимых документов для приобщения к заявлению о подготовке документации по планировке территории.

Структурным подразделением Департамента, ответственным за рассмотрение заявлений, указанных в пункте 2.6 Порядка, является Управление градостроительства и развития территории.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления с предложением о подготовке документации по планировке территории в Департамент Управление градостроительства и развития территории по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: направляет заявителю письменные разъяснения о невозможности рассмотрения заявления в случае, если заявление и прилагаемые документы не соответствуют требованиям пункта 2.6 Порядка, поданы в иной уполномоченный орган, наличие в заявлении и (или) документах приписок и исправлений, информация на электронном носителе не поддается прочтению; направляет заявителю письменное разъяснение о невозможности принятия решения о подготовке документации по планировке территории в случае наличия ранее принятых решений в пределах границ испрашиваемой территории либо о невозможности определения элемента планировочной структуры, подлежащего планировке/межеванию, согласно предоставленной схеме границ территории; направляет заявителю письменное разъяснение о несоответствии цели подготовки документации Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки; обеспечивает подготовку решения о подготовке документации по планировке территории и об утверждении технического задания на выполнение инженерных изысканий в виде постановления Уполномоченного органа (пункт 2.7.2. Порядка).

В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном

порядке документацию по планировке территории.

В соответствии с пунктом 2.7.8 Порядка заинтересованные лица, указанные в пункте 2.2 Порядка, обеспечивают разработку технического задания с учетом предложений, указанных в подпункте 2.7.7 Порядка, и направляют его в Департамент для утверждения в срок не более 30 дней с момента получения предложений.

Довод административного истца о том, что пунктом 10 постановления установлен срок действия настоящего постановления - 180 рабочих дней со дня утверждения технического задания, в связи с чем вывод административного ответчика о том, что срок действия постановления из-за не направления технического задания в течение 30 дней, истек, судебная коллегия находит не состоятельным, исходя из следующего.

Пунктом 2 постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что заявителю необходимо разработать и предоставить в Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым техническое задание на разработку документации, указанной в пункте 1 настоящего постановления, в срок не более чем тридцать дней со дня разрешения подготовки документации, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

Кроме того, согласно пункта 2.8.2. Порядка внесение изменений в части продления сроков разработки документации допускается однократно при подробной аргументации обстоятельств, в связи с которыми требуется такое изменение.

Вместе с тем, административным истцом пропущен срок, указанный в пункте 2 постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым , что явилось законным основанием для отказа административному истцу в утверждении технического задания на разработку документации по планировке территории, к чему обоснованно пришел суд первой инстанции.

Доводы апеллянта о невозможности в течение 30 дней со дня разрешения подготовки документации, указанной в пункте 1 Постановления, разработать и предоставить техническое задание на разработку документации из-за отсутствия сведений об опубликовании постановления и времени, с которого Артюхину Р.Н. стало известно о вынесенном постановлении, а также отсутствием направленных в его адрес возможных предложений, поступивших от физических и юридических лиц, для подготовки технического задания на разработку документации по планировке территории, либо информации, что такие предложения не поступали, не являются основаниями для отмены вынесенного решения.

Так, при подаче документов с предложением о подготовке документации по планировке территории ДД.ММ.ГГГГ Артюхин Р.Н. лично указал на способ получения уведомления (ответа) – выдать на руки.

Кроме того, в направленных заявлениях об утверждении технического задания на разработку документации по планировке территории Артюхиным Р.Н. в графах о поступивших предложениях стоит прочерк.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель истца ФИО6 указал на получение постановления ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, из представленных заявлений и пояснений административного истца следует, что на момент первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ, Артюхину Р.Н. было известно об отсутствии каких-либо предложений, поступивших от физических и юридических лиц для подготовки технического задания на разработку документации по планировке территории, а с заявлением о внесении изменений в части продления сроков разработки документации с подробной аргументацией обстоятельств, в связи с чем требуется такое изменение, Артюхин Р.Н. в установленном порядке не обращался.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в исковом заявлении, которые нашли подробную оценку в решении суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.

Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом первой инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Симферопольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Артюхина Руслана Николаевича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: Н.Р. Мостовенко

Н.В. Кучеренко