Судья Леконцев А.П. Дело № 33а-4849/2021
(Дело № 2а-850/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Колесниковой Д.А., Пристром И.Г.,
при секретаре судебного заседания Калинкович И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми апелляционную жалобу ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2021 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным действий по демонтажу объекта в виде металлического гаража и его вывоза.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Машкиной И.М., объяснения представителя административного истца ФИО1 – адвоката Ветошкиной Л.В., представителя административного ответчика Управления Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным действий по демонтажу объекта в виде металлического гаража и его вывоза для хранения на специализированную стоянку по ул. Колхозная г. Сыктывкара.
В ходе рассмотрения административного дела, административный истец ФИО1 неоднократно уточнял заявленные требования, окончательно предъявил требования к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными действий по демонтажу объекта в виде металлического гаража и его вывоза для хранения на специализированную стоянку по ул. Колхозная г. Сыктывкара.
В обосновании требований указал, что является собственником металлического гаража, расположенного <Адрес обезличен>, который был вывезен 13 августа 2020 года Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» и помещен на хранение на стоянку на ул. Колхозная г. Сыктывкара с нарушением действующего Порядка освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2015 года № 12/4081. В частности, он не был уведомлен о добровольном демонтаже гаража надлежащим образом, процедура добровольного сноса самовольно размещенного объекта не соблюдена, в силу чего, отсутствовали правовые основания для демонтажа (сноса) объекта в принудительном порядке. 14 августа 2020 года обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о выдаче гаража, оплатил сумму в размере ... за его вывоз и хранение, и в этот же день получил гараж обратно.
Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар».
В последующем, определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2021 года Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» привлечено к участию в административном деле в качестве административного соответчика.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2021 года административное исковое заявление ФИО1 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным действий по демонтажу объекта в виде металлического гаража и его вывоза, удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия Управления Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» по нарушению Порядка освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2015 года № 12/4081 в части неразмещения на объекте информационного сообщения и информационного сообщения на объекте о его демонтаже (сносе).
В остальной части административное исковое заявление ФИО1 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, поданной ФИО1 в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 – адвокат Ветошкина Л.В. на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель административного ответчика Управления Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО2 просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы со ссылкой на законность и обоснованность судебного решения.
Иные лица, участвующие в административном деле, надлежащим образом извещенные о судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми, не явились, ходатайство об отложении рассмотрения дела не направили.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
По смыслу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы, во взаимосвязи с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что на основании акта об обнаружении объекта от 18 сентября 2019 года, ведущим специалистом отдела развития и городского строительства Управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» был обнаружен самовольно размещенный объект на земельном участке в районе <Адрес обезличен>. Данный объект представлял собой некапитальное строение размером 6 на 3 метра в металлическом исполнении, обшитый металлическими листами, что подтверждается фотоматериалами, а также выпиской из электронной карты города.
При осмотре объекта правообладатель установлен не был. В связи с этим в акте указано, что на объекте размещено информационное сообщение.
20 сентября 2019 года администрацией МО ГО «Сыктывкар» в УМВД России по г. Сыктывкару направлен запрос <Номер обезличен> с целью установления правообладателя объекта.
01 октября 2019 года администрацией МО ГО «Сыктывкар» в адрес Управления информации и организационной работы администрации МО ГО «Сыктывкар» было направлено письмо с просьбой опубликовать в газете «Панорама столицы» информацию о необходимости правообладателям гаражей предоставления в администрацию документов на земельный участок, на котором расположены гаражи, в случае их отсутствия об освобождении земельного участка в установленный срок. В этот же день данное информационное обращение было опубликовано в газете «Панорама столицы».
Управлением архитектуры, городского строительства и землепользования АМО ГО «Сыктывкар» в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» было направлено письмо <Номер обезличен> с пакетом документов о самовольно установленных объектах (гаражах, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, для дальнейшей работы в соответствии с Постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2015 года № 12/4081 «Об утверждении Порядка освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов на территории МО ГО «Сыктывкар».
06 июля 2020 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» от имени МО ГО «Сыктывкар» и ООО «Оператор специализированных стоянок» заключен муниципальный контракт № 48-20 на выполнение работ по перемещению и хранению самовольно установленных гаражей с территории МО ГО «Сыктывкар».
13 августа 2020 года спорный металлический гараж был вывезен подрядной организацией и помещен на хранение на специализированную стоянку на ул. Колхозная г. Сыктывкара, о чем составлен акт о принудительном демонтаже (сносе) самовольно размещенного объекта <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. До начала демонтажа (сноса) самовольно размещенного объекта производилась фотосъемка объекта, фотографии приобщены к выше приведенному акту.
По смыслу положений статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки
Самовольная постройка подлежит сносу.
Во исполнение выше приведенных положений гражданского законодательства, требований Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией МО ГО «Сыктывкар» 31 декабря 2015 года принято Постановление № 12/4081, которым утвержден Порядок освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов на территории МО ГО «Сыктывкар», в свою очередь регулирующий вопросы демонтажа (сноса) самовольно размещенных объектов, расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар", на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и (или) на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту – Порядок).
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание положения статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 209, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений приведенного Порядка, суд первой инстанции, анализируя действия Управления архитектуры применительно к рассматриваемому Порядку освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов, пришел к верному выводу о нарушении ответчиком положений пунктов 2.1.3 и 2.1.5 Порядка, в части неразмещения на объекте информационного сообщения, поскольку представленные к акту фотография не отражают наличие на гараже закрепленного информационного сообщения, равно как и не представлено иных доказательств, подтверждающих данные обстоятельства. Приложенный к делу образец информационного сообщения не несет достоверной информации о том, что такое сообщение было размещено на спорном объекте.
Указанный вывод суда сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам административного дела.
Оценивая действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» применительно к принудительному демонтажу (сносу) самовольно размещенного объекта – металлического гаража, суд первой инстанции пришел к выводу, что они в полном объеме соответствуют положению Порядка, каких-либо нарушений установленного порядка демонтажа не установлено.
Вместе с тем, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми, не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан без учета следующего.
Системный анализ положений Порядка свидетельствует о том, что процедура демонтажа (сноса) самовольно размещенного объекта производится в добровольном и принудительном порядке, при этом переход к демонтажу (сносу) самовольно размещенного объекта в принудительном порядке возможен только после выполнения всех действий по демонтажу (сносу) самовольно размещенного объекта в добровольном порядке.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка в течение 5 рабочих дней со дня регистрации сообщения об обнаружении факта самовольного размещения объекта Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» (далее – УАГСиЗ) составляет акт об обнаружении объекта.
Из положений пунктов 2.1.3 - 2.1.8 Порядка следует, что если правообладатель объекта отсутствует при обнаружении объекта и составлении акта, на объекте размещается информационное сообщение, о чем делается соответствующая отметка в акте. В случае если правообладатель объекта неизвестен, УАГСиЗ принимает меры к его установлению путем направления запросов в Министерство внутренних дел по Республике Коми.
Срок установления правообладателя объекта, получения сведений (информации) о земельном участке, на котором расположен самовольно размещенный объект, составляет 30 календарных дней.
В случае неполучения сведений (информации) в указанный настоящим пунктом срок правообладатель объекта считается неустановленным.
В случае, если в установленный срок - 30 календарных дней, правообладателя не удалось установить, УАГСиЗ вновь размещает информационное сообщение о демонтаже (сносе) на объекте.
Затем, в течение 5 рабочих дней со дня размещения информационного сообщения на объекте УАГСиЗ размещает информацию о демонтаже (сносе) самовольно размещенного объекта на официальном сайте администрации МО ГО «Сыктывкар» (сыктывкар.рф).
Срок демонтажа (сноса) самовольно размещенного объекта в добровольном порядке составляет 90 календарных дней со дня размещения информационного сообщения на официальном сайте администрации МО ГО «Сыктывкар» (сыктывкар.рф).
В случае если правообладатель объекта в установленный срок не исполнил демонтаж (снос) самовольно размещенного объекта в добровольном порядке, демонтаж (снос) осуществляется в принудительном порядке.
В нарушении требований части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком УАГСиЗ в материалы дела не представлено бесспорных доказательств соблюдения приведенной выше процедуры демонтажа (сноса) самовольно размещенного объекта в добровольном порядке, не только в части пунктов 2.1.3 и 2.1.5 Порядка (неразмещение на объекте при его обнаружении информационного сообщения, а также в последующем - по истечении 30 дневного календарного срока, определенного нормативным-правовым актом органа местного самоуправления, для установления правообладателя объекта), как об этом верно было установлено судом первой инстанции, но и в части требований пунктов 2.1.6 -2.1.8 Порядка, предусматривающих обязанность уполномоченного органа разместить как информацию о демонтаже (сносе) самовольно размещенного объекта на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар" в течение 5 рабочих дней со дня размещения информационного сообщения на объекте, так и соблюсти 90 дневный календарный срок, предназначенный для осуществления сноса (демонтажа) объекта в добровольном порядке, и подлежащего исчислению со дня размещения информационного сообщения на официальном сайте администрации МО ГО «Сыктывкар».
Действия административного ответчика по опубликованию информационного сообщения о демонтаже (сносе) самовольно размещенных объектов на официальном сайте администрации МО ГО «Сыктывкар» 30.09.2019 и 01.10.2019 в газете «Панорама столицы» не свидетельствуют о соблюдении требований Порядка в полной мере, поскольку совершены также с его нарушением, до истечения срока для установления правообладателя, который заканчивался лишь 18.10.2019. Не представляется возможным осуществить судебную проверку соблюдения 90 дневного срока, так как административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств соблюдения предшествующих сроков, взаимосвязанных с данным сроком.
Поскольку в соответствии с Порядком демонтаж (снос) самовольно размещенных объектов в принудительном порядке является производным от демонтажа (сноса) в добровольном порядке, который не был соблюден административным ответчиком УАГСиЗ в точном соответствии с нормативными предписаниями, то у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания демонтажа (сноса) в принудительном порядке законным.
При таких обстоятельствах, действия обоих административных ответчиков Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО ГО «Сыктывкар», Управления Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» по осуществлению демонтажа металлического гаража и его вывоза для хранения на специализированную стоянку по ул. Колхозная г. Сыктывкара в принудительном порядке, являются незаконными, противоречащими Порядку и привели к нарушению права ФИО1 на добровольный снос и демонтаж гаража.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Исходя из выше изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 апреля 2021 года отменить, вынести по делу новое решение, которым признать незаконными действия Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО ГО «Сыктывкар», Управления Архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» по демонтажу объекта в виде металлического гаража и его вывоза для хранения на специализированную стоянку по ул. Колхозная г. Сыктывкара, осуществленных с нарушением требований Порядка освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2015 года № 12/4081.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 сентября 2021 года.
Председательствующий -
Судьи –