ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-851/2021 от 15.06.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья – Логинова О.Л. Дело № 33а-6581/2022 (2 инстанция)

УИД 52RS0033-01-2021-000954-88 Дело № 2а-851/2021 (1 инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 15 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей Есыревой Е.В., Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания Ворониной О.Д.,

с участием представителя административного истца Бельского А.С., представителей административного ответчика Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл Ширшаевой М.А., Лариной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл

на решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 21 сентября 2021 г.

по административному иску Шестопалова Андрея Викторовича к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл о признании незаконным представления [номер]

установила:

Шестопалов А.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл о признании незаконным представления [номер]

В обоснование заявленных требований указала, что [дата] Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл вынесено предписание [номер] Предписание вынесено на основании акта проверки [номер] от [дата]. В соответствии с данным актом установлено, что земельный участок [номер] относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования рыбоводство. Земельный участок имеет карьер, затопленный водой, и зарос сорными растениями и кустарником. Так же установлено, что земельный участок не используется для сельскохозяйственного производства.

В связи с данными обстоятельствами административный ответчик усмотрел нарушения ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Закона №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с выпиской из ЕГРП земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования «Рыбоводство». Согласно выписке из Правил землепользования и застройки сельского поселения ФИО1 муниципального района ФИО3[адрес] на земельный участок [номер], последний находится в зоне П-4 - «Зона производственных, коммунальных объектов, объектов производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и иных объектов, не выше 4 класса санитарной опасности».

К видам разрешенного использования зоны П-4 относятся в том числе «Рыбоводство».

Проведение предписанных мероприятий для использования в соответствии с текущим видом разрешенного использования нецелесообразно, поскольку имеющийся на участке водоем необходим для разведения рыбы, песчаная насыпь служит защитным сооружением, препятствующим попаданию в водоем воды с соседних земельных участков, ивы и тростник являются берегоукрепляющими растениями и способствуют сохранности созданного водоема, корневая система тростника является естественным фильтром для воды, летом 2021 года планируется зарыбление водоема промысловыми видами рыб, участок введен в оборот и используется. Восстановление плодородного слоя почвы, расчистка от ив и тростника повлечет невозможность использования участка в соответствии с видом разрешенного использования.

Таким образом, в настоящее время участок используется собственником в соответствии с видом разрешенного использования.

Необходимость исполнения предписания нарушает права административного истца в части использования земельного участка по своему усмотрению в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 21 сентября 2021 г. исковые требования Шестопалова Андрея Викторовича к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл о признании незаконным представления [номер] удовлетворены в полном объеме.

Постановлено признать представление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл [номер] незаконным.

В апелляционной жалобе представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств по делу.

В суде апелляционной инстанции представители административного ответчика Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл Ширшаева М.А., Ларина О.С., доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного истца Бельский А.С., не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Статьей 12 ЗК РФ определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при этом согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Согласно п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 10 Правил рекультивации проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил.

Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 37 Постановления Пленума от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», и по смыслу п. 2 ст. 78 от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Согласно статьям 1,7,42 Земельного кодекса деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Как следует из материалов дела, 31 марта 2021 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО12 была проведена плановая выездная проверка в отношении Шестопалова Андрея Викторовича на предмет выполнения им требований земельного законодательства РФ. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером [номер] длительное время собственником не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия, направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями и кустарниками, земельный участок покрыт снежным покровом. В результате чего на земельном участке с кадастровым номером [номер] в западной и центральной части на площади [номер] кв.м. (320х250 м) имеется карьер, затопленный водой; в восточной части участка на площади 105 кв.м. не устранена насыпь песка высотой свыше 1,5 м; остальная часть земельного участка на площади [номер] кв.м. продолжает зарастать сорными растениями (полынь обыкновенная, тростник обыкновенный) и кустарниками (отдельно стоящие ивы высотой свыше 1,5 м).

По результатам проверки было вынесено предписание [номер]-П-91/21 от [дата] об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства до [дата], согласно которому ФИО2 необходимо на земельном участке с кадастровым номером [номер] общей площадью 122003 кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования, расположенном по адресу: ФИО3[адрес], [адрес]

-- для площади 80 105 кв.м. разработать проект рекультивации, выполнить мероприятии, направленные на восстановление плодородного слоя почвы;

-- на площади 41898 кв.м. провести культуртехнические мероприятия (расчистка от кустарниковой и сорной растительности);

--ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

Согласно Выписке из ЕГРН от [дата] земельный участок с кадастровым номером [номер] общей площадью [номер] кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: рыбоводство, расположенный по адресу: [адрес] Принадлежит на праве собственности Шестопалову А.В..

Согласно Выписке из Правил землепользования и застройки сельского поселения ФИО1 муниципального района ФИО3[адрес] (Решение об утверждении [номер] от [дата] с внесенными изменениями, утвержденными Приказом департамента градостроительного развития территории ФИО3[адрес] от [дата][номер]) земельный участок с кадастровым номером [номер] находится в зоне П-4 «Зона производственных, коммунальных объектов, объектов производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и иных объектов, не выше 4 класса санитарной опасности».

К видам разрешенного использования зоны П-4 относятся в том числе «Рыбоводство».

Разрешая заявленные Шестопаловым А.В. требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в настоящее время земельный участок введен в оборот и используется собственником в соответствии с видом разрешённого использования - рыбоводство, поэтому проведение предписанных мероприятий для использования в соответствии с текущим видом разрешенного использования нецелесообразно. При этом суд указал, что имеющийся на участке водоем необходим для разведения рыбы, песчаная насыпь служит защитным сооружением, препятствующим попаданию в водоем воды с соседних земельных участков, ивы и тростник являются берегоукрепляющими растениями и способствуют сохранности созданного водоема, корневая система тростника является естественным фильтром для воды. Восстановление плодородного слоя почвы, расчистка от ив и тростника повлечет невозможность использования участка в соответствии с видом разрешенного использования — рыбоводство.

Необходимость исполнения предписания нарушает права административного истца в части использования земельного участка по своему усмотрению в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего:

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно статье 5.1 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использование земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] «Рыбоводство».

Следовательно, административный истец, на основании приведенных выше норм права может и обязан использовать принадлежащий земельный участок по назначению в соответствии с категорией земель и видами, разрешенного использования, сведения из которых зарегистрированы в ЕГРН.

Под государственным земельным надзором согласно п. 1 ст. 71 ЗК РФ понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Согласно п. 2 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года № 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами;

В соответствии с п. 4 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 13 Положения о государственном земельном надзоре).

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Согласно п. 9.3.4 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 апреля 2013 года № 176, Управление на закрепленной территории осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции, в том числе надзор за:

- обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами;

- соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

- соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

- соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

- соблюдением предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Согласно п. 68 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного Приказом Россельхознадзора от 08 июля 2019 года № 662, установлено, что при проведении проверки, в случае выявления нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Ни вышеназванное Положение, ни Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденный Приказом Россельхознадзора от 08 июля 2019 года № 662 не содержит запрета на выдачу предписаний физическим лицам. Кроме того, возможность выдачи предписания физическому лицу подтверждается самой формой предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 года № 851.

Согласно материалов дела, земельный участок Шестопалова А.В. с кадастровым номером [номер], расположен на территории Нижегородской области, в связи с чем, функции по земельному надзору в отношении данного участка осуществляет Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл.

Согласно акту проверки управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 31 марта 2021 г. на земельном участке с кадастровым номером [номер] длительное время собственником не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия, направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями и кустарниками, земельный участок покрыт снежным покровом. В результате чего на земельном участке с кадастровым номером 52:32:0200039:223 в западной и центральной части на площади 80 000 кв.м. (320х250 м) имеется карьер, затопленный водой; в восточной части участка на площади 105 кв.м. не устранена насыпь песка высотой свыше 1,5 м; остальная часть земельного участка на площади 41 898 кв.м. продолжает зарастать сорными растениями (полынь обыкновенная, тростник обыкновенный) и кустарниками (отдельно стоящие ивы высотой свыше 1,5 м).

Земельный участок не используется по целевому назначению.

По результатам проверки было вынесено предписание [номер] от [дата] об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства до [дата].

Предписание об устранении выявленных нарушений в области земельного законодательства от [номер] (срок исполнения предписания до [дата]) гражданином ФИО2 не исполнено.

Разрешая заявленные исковые требования Шестопалова А.В., судебная коллегия исходит из того, что предписание является актом реагирования Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл на выявленное в ходе проверки нарушение действующего законодательства. Управление обязано установить срок исполнения предписания, истечение которого позволяет ему провести проверку с целью установления, какие меры приняты соответствующим лицом в целях устранения допущенного нарушения.

При рассмотрении настоящего дела Шестопалов А.В. не представил утвержденный проект рекультивации земельного участка с установленными в нем сроками ее проведения.

Судебная коллегия полагает, что довод административного истца Шестопалова А.В. о том, что в настоящее время участок используется им в соответствии с видом разрешенного использования – рыбоводство, подлежит отклонению, поскольку ничем не доказан и не подтвержден.

При разрешении вопроса об использовании земельного участка Шестопаловым А.В. в целях рыбоводства, судом не выяснены вопросы, обустроены ли карьеры под рыбоводческие пруды (дамбы), разработаны ли проекты водоема с необходимыми согласованиями, есть ли сведения о приемке-сдаче рекультивированных земель, обращался ли Шестопалов А.В. по вопросам ввоза, разведения и реализации прудовой рыбы в районную ветеринарную службу.

Планирование Шестопаловым А.В. закупки живой рыбы не может свидетельствовать о рыборазведении, поскольку проектирование, строительство, переоборудование прудовых хозяйств и рыбопитомников для разведения рыбы, допускается только по согласованию с органами ветеринарной службы (ветеринарно - санитарные правила для рыбоводных хозяйств), однако ветеринарные свидетельства представлены не были, какие-либо иные доказательств о том, что выполнялись требования ветеринарно-санитарных правил в данной области также представлены не были.

При использовании земельного участка для размещения водных объектов необходимо производить зарыбление водоема, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на земельном участке и прилегающих к нему территорий, а также выполнять работы по благоустройству территории. Однако данный участок с 2018 года по настоящее время не используется в соответствии с его целевым назначением, территория участка заросла древесно-кустарниковой растительностью естественного происхождения, рыбоводство и рыборазведение не осуществляется.

Шестопаловым А.В. не были представлены какие - либо доказательства о проведении работ по освоению земельного участка с расположенным на нем водным объектом.

Таким образом, вывода суда первой инстанции, о том, что в настоящее время участок используется собственником в соответствии с видом разрешенного использования, а также то, что необходимость исполнения предписания нарушает права административного истца в части использования земельного участка по своему усмотрению в соответствии с установленным видом разрешенного использования, являются необоснованными.

Тогда как, оспариваемое предписания соответствуют требованиям законодательства, поскольку содержат указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрены конкретные и реальный для исполнения срок.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что составление акта и вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, предписание выдано уполномоченным лицом, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства, не нарушен.

Собственник земельного участка Шестопалов А.В. обязан рекультивировать участок, поскольку данная обязанность возложена на него в силу действующего природоохранного законодательства Российской Федерации. Шестопалов А.В., как лицо, обязанное принимать меры по рекультивации нарушенного земельного участка и восстановлению плодородного слоя почвы, проведению культуртехнических мероприятий и вводу земельного участка в сельскохозяйственный оборот.

Таким образом, не установив по данному делу совокупность условий, предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для признания незаконным предписания №04-П-91/21 от 31 марта 2021 года.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемого решения необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.

По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.

По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом апелляционной инстанции установлена.

Таким образом, установив, что земельный участок административного истца с кадастровым номером [номер] общей площадью [номер] кв.м, земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: [адрес] с 2018 года по настоящее время не используется в соответствии с его целевым назначением, территория участка заросла древесно-кустарниковой растительностью, рыбоводство и рыборазведение не осуществляется, судебная коллегия полагает, что предписание [номер] Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл, принято на законных основаниях, уполномоченным лицом, в соответствии с положениями норм действующего законодательства, поэтому основания для признания его незаконным отсутствуют.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 21 сентября 2021 г. и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Шестопалова Андрея Викторовича к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл о признании незаконным представления [номер], отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 21 сентября 2021 г. по настоящему делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Шестопалова Андрея Викторовича к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл о признании незаконным представления [номер] от 31 марта 2021 года, отказать в полном объеме.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: